Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

GRANDES ECOLES – элитные университеты Франции

В сентябре 2003 года две недели мы работали во Франции. Мы - это проректор по научной работе ТПУ, профессор Виктор Алексеевич Власов и профессор кафедры теоретической и экспериментальной физики, директор Центра технологий ТПУ Давид Израйлевич Вайсбурд. Нашу командировку финансировал Националыый фонд подготовки кадров (НФПК) на средства Мирового банка реконструкции и развития (МБРР). Программа стажировки, оформленная в виде подробного технического задания НФПК, обязывала нас изучить систему образования ведущих французских технологических и академических университетов; узнать, как устроен процесс обучения студентов, как учебная часть университета (факультет) управляет этим процессом, каков уровень и масштаб научных исследований, как они организованы, как финансируются и каково их влияние на систему образования.

С этим мы и познакомились в элитных университетах, так называемых Grandes Ecoles (Гранд-з-Эколь). Особенно детально изучили деятельность факультетов и научных центров двух самых продвинутых университетов - Ecole Polytechnique (Эколь Политехник), который расположен в городе Palaiseau в получасе езды от Парижа, и Paris-sud 11 (Париж-южный 11), который расположен в городе Orsay также недалеко от Парижа. Research Centers (научные центры) обоих университетов принадлежат к ведущим научно-исследовательским институтам мира. Они оснащены первоклассной аппаратурой, включая уникальные ускорители, сверхмощные фемтосекундные лазеры, плазмотроны, технику сверхвысокого вакуума и сверхнизких температур, измерительную технику, основанную на нанотехнологиях, мощные компьютерные станции. Мы посетили многие из 23 научных лабораторий исследовательского центра Эколь Политехник, а также ускорительный центр, принадлежащий Research Center Paris-sud 11 в Орсэ. Базой этого центра являются два синхротрона - один ускоряет позитроны до 1,5 ГэВ, другой до 2,2 ГэВ. Более 1000 исследовательских каналов окружают синхротроны. Множество небольших интернациональных творческих групп ведут исследования Research Centers обоих университетов живут как бы своей обособленной от факультетов жизнью, считая своей главной целыо достижение высшего уровня научных результатов во многих областях. Но в действительности они оказывают огромное влияние на уровень образования. Приоритетным направлением нашей стажировки было изучение и анализ системы высшего элитного образования во Франции. Само слово «элитный» французского происхождения и означает «избранный». В современном смысле: «победивший в честной конкуренции, соблюдая равные для всех правила, установленные демократическим способом». Слово «элитный» не следует путать со словом «элитарный». Последнее также означает «избранный», но избранный не демократическим способом, а по правилам, которые не одинаковы для всех, например, по принадлежности к некоторой части общества: фамилии или рода, религии, финансово-промышленной группе, национальности и т.д. и т.п. Элитарностъ - один из пережитков феодализма, в основе которого лежит желание людей достигнуть высоко качества жизни в обход демократической конкуренции.

Один из нас (Д. И. Вайсбурд) посетил Францию в шестой раз. С учеными этой страны сложилось тесное научное сотрудничество совместный международный грант INTAS (International Association), в котором участвуют 5 творческих коллективов - один из Франции, один из Германии и три из России (ИОФ РАН, Москва; УГТУ-УПИ, Екатеринбург; ТПУ, Томск). Каждая поездка позволяет существенно расширить знания и углубить понимание зарубежной системы высшего образования, науки и образа жизни.

Современная организация высшего образования и научных исследований в Европе и Америке сложилась под действием трех факторов: конкуренции, демократии и глобализации.

Как известно, конкуренция - основной двигатель прогресса в природе и человеческом обществе. Она возникла практически одновременно с возникновением нашего мира. И ничего более эффективного человечество пока не придумало.

Во Франции множество высших учебных заведений. Их названия, как правило, начинаются со слова «Ecole» (школа). В результате конкуренции на национальном рынке образовательных услуг выделилась немногочисленная группа технических и академических университетов, которые считаются элитными и объединены под названием Grandes Ecoles (Гранд-з-Эколь). Среди них по официальному рейтингу Ecole Polytechnique занимает верхнюю строчку, а Парижский университет – вторую. Этим двум - первому и второму среди Grandes Ecoles - мы посвятили большую часть времени нашего визита во Францию.

Чем же принципиально отличаются элитные университеты от остальных, не элитных? Ответ на этот вопрос дает представление о том, что такое современное элитное высшее образование. Чтобы стать элитным университет, прежде всего, должен выиграть конкуренцию у подавляющего большинства других университетов на рынке образовательных услуг. Это означает, что когда ученики и выпускники средних школ вместе с родителями решают вопрос, куда дальше идти учиться, где получать высшее образование, векторы их устремлений поворачиваются в сторону элитных университетов. Полученное там образование и дипломы открывают дорогу к более быстрому достижению высокого качества жизни по положению в обществе, творческому уровню деятельности, оплате труда и т.д. В Grandes Ecoles огромный вступительный конкурс - 10 человек на место. В Ecole Polytechnique сегодня он достигает 12 человек на место. Ежегодно допускают к конкурсным экзаменам 5-7 тысяч, а принимают 500. В действительности конкурс еще выше. Дело в том, что выпускник французской средней школы, получив бакалаврский диплом, не может сразу поступить в Grandes Ecoles. Он должен пройти подготовительную 2-х летнюю подготовку в одном из 200 подготовительных колледжей (Preparatory Ecoles) или других университетах. Программа предварительной подготовки опубликована, рассылается, выставлена в Internet’е. Она на 3/5 состоит из математики и на 2/5 из физики. Еще требуется общая эрудиция, языковая подготовка, здоровье и занятие спортом. Первый этап - конкурс документов, включая данные об академической успеваемости, результатах подготовительного цикла, рекомендации. Второй этап - конкурсные экзамены по математике и физике, а также тесты на общую эрудицию. В результате двухступенчатого конкурса отбирают самых-самых из большого числа желающих в отношении приблизительно l:20. Жесткий конкурсный отбор самых способных, целеустремленных, мотивированных и работоспособных - главный принцип элитного образования. Чем выше конкурс, тем качественнее отбор. Как же обеспечивают Гранд-з-Эколь такой высокий конкурс? Что самое главное в их рекламе? Ответ предельно прост. Самое главное – успехи, достижения и качество жизни выпускников. Университет собирает и бережно хранит подробную информацию о своих выпускниках, их жизненном пути.

Ecole Polytechnique основан в 1794 году и в 2004 будет отмечать 210-летие. Из его стен вышли: Коши, Кориолис, Фурье, Эрмит, Жордан, Ламэ, Леви, Лиувиль, Мандельброт, Монж, Навье, Пэнлев, Пуанкаре, Пуассон, Ампер, Араго, Беккерель, Бертолле, Бравэ, Карно, Клапейрон, Френель, Гей-Люссак, Лагранж, Ле-Шателье, Жирард д’Эстен, Ситроен и другие выдающиеся ученые, политики, бизнесмены. Все перечисленные фамилии занимают достойные места не только в статьях, книгах и монографиях, но и в учебниках. Среди них великие ученые, которые навечно вошли в элиту мировой науки. Их именами названы фундаментальные законы и теории.

А что же сегодня? Президент Ecole Polytechnique, генерал Габриэль де Номази так формулирует миссию своего университета: «Миссия Ecole Polytechnique заключается в подготовке студентов, способных разрабатывать сложные инновационные проекты на максимально возможном уровне. Наша миссия также развить у молодежи навыки лидерства с тем, чтобы они стали выдающимися учеными, исследователями, менеджерами и политиками в завтрашнем обществе». Из официальной справки Ecole Polytechnique, выставленной в Интернет, можно узнать, что «выпускники Ecole Polytechnique успешно делают карьеру практически во всех областях человеческой деятельности, как во Франции, так и за рубежом. «Политехники» заметно выделяются среди управляющих корпорациями, руководителей национальных администраций и институтов, исследователей и деятелей образования». И теперь, возможно, самое главное в рекламе: среди 50 наиболее важных и известных промышленных корпораций Франции - лидеров мировой экономики - примерно половину возглавляют выпускники Ecole Polytechnique. Теперь Вы понимаете, почему устремления самых способных молодых людей - выпускников средних школ, колледжей и т. д., направлены в сторону Ecole Polytechnique, обеспечивая стабильно из года в год огромный конкурс 20:1. Конечно, Ecole Polytechnique участвует в Болонском процессе и имеет международные награды, сертификаты и свидетельства, но главное в рекламе - достижения выпускников. Это единственный прочный фундамент, на который опирается слава и мировая популярность университета.

Второй важнейший принцип элитного технического образования - опора на фундаментальное образование, основой которого во всех: элитных университетах являются следующие науки: прежде всего - чистая и прикладная математика, теоретическая и экспериментальная физика, компьютерные науки (Computer Science), а затем - квантовая химия, молекулярная биология, глобальная экономика, механика. Такие дисциплины как культурология, два неродных языка, спорт и прочее изучаются факультативно за пределами аудиторного времени. Из восьми фундаментальных дисциплин студент должен выбрать шесть, причем математику и физику в обязательном порядке. Интенсивному изучению только фундаментальных наук отводится 4,5 года. Из них 2 года в подготовительных колледжах (Preparatory Ecoles) до поступления в элитный университет, но по его программе, а 2,5 года в элитном университете на фундаментальном цикле обучения.

Третий важнейший принцип элитного технического образования - специализация в естественной среде по согласованной программе университета и предприятия. Траектории чрезвычайно разнообразны, они охватывают практически все области инновационной деятельности человека в производстве, экономике, науке и даже политике. И всё же, все виды специализации можно разделить на два класса: первый – наука, второй - производство, экономика и политика. Те, кто выбрал науку на четвертом году обучения в университете (на шестом году с учетом подготовительного колледжа), зачисляются в магистратуру на один год. Третий год фундаментального цикла засчитывается за первый год двухлетней магистратуры, а четвертый год рассматривается как начало научной специализации - подготовка к 4-х летней аспирантуре. После успешного трехлетнего обучения в университете все получают диплом «Ingenieur de l’ Ecole Polytechnique» (Инженер Эколь Политехник). После успешной специализации (4-й год обучения) все получают «Diplome de l’ Ecole Polytechnique». Эти дипломы открывают выпускникам пути престижного трудоустройства во всем мире. Если четырехлетняя аспирантура заканчивается успешной защитой диссертации, то выпускник получает ученую степень Ph.D - доктора естествознания, которая по физико-математическим наукам соответствует нашей ученой степени кандидата физико-математических наук. Существует множество траекторий дальнейшего совершенствования и продвижения в науке.

Tе, кто выбрал специализацию на производстве, в экономике и политике, на год направляются на предприятие. Как правило, это ведущие предприятия, такие как SpaceArian (космос), СЕА (Комиссариат по атомной энергии; во Франции атомные станции вырабатывают 82 % электроэнергии), Tomson (лидер европейской микроэлектроники) и т.п. Специализация в естественной среде, на предприятии высокого уровня - потенциальном месте работы - чрезвычайно эффективный процесс. И мы бы хотели привлечь внимание к парадоксальному, на первый взгляд, факту в Ecole Polytechnique всего 11 кафедр, включая кафедру спорта. Ни одной общеинженерной или специальной кафедры. А выпускники возглавляют 50% ведущих предприятий - лидеров мировой экономики и занимают ведущие позиции в самых различных отраслях деятельности. Вообще говоря, ничего удивительного в этом нет. Вспомним, кем стали наши однокурсники. Многие достигли высоких позиций в самых различных областях производства и экономики, далеких от нашей основной специальности. Так в чем «секрет» эффективности элитного технического образования? Он прост. Выбирают по демократическому конкурсу очень способных молодых людей. Поддерживают и воспитывают в них честолюбивые устремления и одновременно способность к коллективным действиям, умение работать в команде - творческом коллективе: «умение разрабатывать и осуществлять инновационные проекты на максимально возможном уровне...», как формулируется миссия Ecole Polytechnique. В течение 2,5 лет дают им глубокое фундаментальное образование прежде всего в области чистой и прикладной математики, теоретической и экспериментальной физики. Аудиторные занятия - лекции и практика (решение типовых задач, моделирование, натурные и виртуальные компьютерные лабораторные работы) - подкреплены интенсивной самостоятельной работой, в процессе которой за 2,5 года студенты решают более 1000 задач. Университет стремится дать студентам именно эту часть образования, которую труднее всего освоить самостоятельно без преподавателей, тюторов-наставников. Часто задают вопросы такого рода: зачем будущему инженеру, например, химику, технологу, геологу, электронщику владение такими абстрактными разделами математики и теоретической физики, как топология, многомерный анализ, квантовая теория поля и т.п., если он не будет непосредственно применять их на практике? Ответ таков: система элитного образования - стремиться научить способного молодого человека моделировать реальную действительность такими средствами и мыслить на таком уровне, который достигнут человечеством в самых передовых областях науки. Получив фундаментальную подготовку высокого уровня, молодой специалист быстро осваивает специальность в естественной среде передового предприятия. Осваивает критически: изучает и одновременно думает, нельзя ли сделать лучше. Появляются идеи внести новшества (теперь их называют инновациями). Именно разработка и внедрение инноваций является двигателем прогресса.

Особо важную роль в элитных университетах играет наука. По существу каждый элитный университет состоит из двух крупных подразделений - факультета (учебная часть) и исследовательского центра (научная часть). Факультет Ecole Polytechnique содержит 11 кафедр, а научный центр - 23 научные лаборатории. По первоклассной приборной базе, квалификации и численности сотрудников (50-70 чел.) каждая лаборатория подобна небольшому и эффективному НИИ. Соотношение таково: 1900 студентов, 11 учебных кафедр и 23 научные лаборатории.

Кроме встреч с директорами научных лабораторий, научными сотрудниками, профессорами и студентами, у нас состоялись две встречи на высшем уровне - с директором научного центра, вице-президентом Ecole Polytechnique Морисом Робан и вице-президентом по международному сотрудничеству Элизабет Крепон. Высшая цель факультета, как ее сформулировала Элизабет Крепон на нашей встрече, - максимально высокий уровень образования. И само существование рядом научного центра служит этой цели. Высшая цель научного центра, как ее сформулировал Морис Робан на нашей встрече, - высший уровень и масштаб научных исследований. Центр выдерживает жесткую конкуренцию с другими европейскими и американскими. Ему приходится 80-90% денег зарабатывать на конкурсной основе - выигрывать гранты, заключать договора с предприятиями и не только французскими.

В результате нашей поездки достигнута официальная договоренность, что ежегодно ТПУ может командировать в Ecole Polytechnique на научную стажировку и обучение 10 молодых людей: студентов, аспирантов, докторантов. Ecole Polytechnique будет обеспечивать их недорогим жильем и питанием в дотируемой столовой-ресторане (цены низкие: 10 Евро в день). Также решено заключить всеобъемлющий договор о сотрудничестве. Сегодня из Российских университетов такой договор имеет только МГТУ имени Н.Э. Баумана.

Мы - выпускники Томского политехнического и проработали в нем много лет. Думаем, что настало время разработать реальную долголетнюю программу превращения ТПУ в многоплановый элитный университет, который встал бы в ряд с такими, как Оксфордский, Кембриджский, Ecole Polytechnique, Парижский, Гарвардский, Массачусетский, Мюнхенский, МГУ, МГТУ, МФТИ и др. во исполнение миссии, сформулированной Ученым Советом ТПУ.

Д.И. Вайсбурд, В.А. Власов