Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Найден спустя 70 лет

Политехник, повторивший подвиг Гастелло

В ДЕНЬ ПОБЕДЫ ОТКРОЕТСЯ ПАМЯТНЫЙ ЗНАК НА МЕСТЕ НАЙДЕННОГО ЭТОЙ ВЕСНОЙ ПОД КАЛУГОЙ ФРАГМЕНТА БОМБАРДИРОВЩИКА ПЕ-2. ЕГО ЭКИПАЖ В ОКТЯБРЕ 1941 ГОДА ПОВТОРИЛ ПОДВИГ ЛЕТЧИКА НИКОЛАЯ ГАСТЕЛЛО, НАПРАВИВ ГОРЯЩИЙ САМОЛЕТ НА КОЛОННУ НЕМЕЦКОЙ ТЕХНИКИ. НА ФРАГМЕНТЕ СОХРАНИЛСЯ СЕРИЙНЫЙ НОМЕР САМОЛЕТА, БЛАГОДАРЯ КОТОРОМУ УДАЛОСЬ УСТАНОВИТЬ ИМЕНА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА ПЕ-2. СРЕДИ НИХ ПОЛИТЕХНИК, СТАРШИНА НИКОЛАЙ ГРИШИН. ОН СЧИТАЛСЯ ПРОПАВШИМ БЕЗ ВЕСТИ БОЛЬШЕ 70 ЛЕТ.

Годы неизвестности

Много лет судьба студента Томского технологического института Николая Гришина была неизвестна. Далекой осенью 1941 года в составе экипажа бомбардировщика Пе-2 он не вернулся с задания. Родственники так и не получили похоронку, лишь в 1965 году на запрос сестры исполнительный комитет Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца прислал ответ: «В процессе розыска мы получили сведения, что ваш брат Гришин Николай Степанович в отделе по персональному учету потерь сержантов и солдат Советской армии числится погибшим 10-го октября 1941 года. Другими сведениями не располагаем». И только через полвека, в год 70-летия Великой Победы, благодаря воспоминаниям старожилов, письмам родственников экипажа и стараниям поискового объединением «Военный историк» были найдены обломки бомбардировщика.

Предполагаемое место падения самолета указала одна из местных жительниц, которой в начале Великой отечественной было около десять лет. Фрагменты самолета лежали в 7–8 метрах от дороги. Сначала поисковикам попадались обломки дюралевых частей самолета, потом из земли вытащили бронеспинку от сидения пилота, остатки одного мотора. Нашли элементы обшивки и двигателя, три пулемета, один из них — крупнокалиберный. На моторе удалось прочитать заводской номер — РА135-1356. По архивам выяснили, что моторы с такими номерами были у бомбардировщиков Пе-2.

Чудом сохранившийся серийный номер самолета позволил установить имена членов экипажа, не вернувшегося с боевого задания 10 октября 1942 года. Это командир бомбардировщика Пе-2 и пилот младший лейтенант Виктор Денисов (г. Горький), штурман-наблюдатель младший лейтенант Иосиф Петрович Кравцов (г. Лисичанск) и старшина Николай Степанович Гришин (Томская область).

До войны

Николай родился в 1917 году в семье рабочего. В 1939-м поступил на механический факультет Томского технологического института (ТПУ) на специальность «сварочное производство». По данным, найденным в архивах, Гришин учился на отлично, был старостой академической группы. Он отличался дисциплинированностью, активно участвовал в общественной жизни института. Не случайно ему принадлежал билет ударника ТТИ. Согласно сохранившимся документам, в январе 1941 года Николай Гришин состоял на воинской службе в рядах Красной армии. Как и когда он ушел на фронт — неизвестно. Однако воевал он в рядах 46-го скоростного бомбардировочного авиаполка, который входил в состав действующей армии с 22 июня 1941 до 18 марта 1943 года.

Огненный таран

Все произошло недалеко от села Космачи Бабынинского района Калужской области. В октябре 1941 года немцы рвались к Москве, за два дня до оккупации Калуги к городу двигалась большая колонна вражеских войск с автомобилями и боевой техникой.

Внезапно с запада в небе показались два советских бомбардировщика, один из них — горел! Попав под прицельный огонь вражеских зениток, экипаж не покинул пылающий самолет. Командир экипажа Виктор Денисов направил горящий самолет на колонну врага. Направил сознательно, с полным боекомплектом. Это подтвердили найденные на дне воронки осколки от авиабомб.

Раздался сильный взрыв, который возвестил о бесславной смерти многих захватчиков и о героической гибели летчика и его экипажа, повторившего подвиг Николая Гастелло — огненный таран. Обломки бомбардировщика, тела летчиков и вражеских солдат были разбросаны в радиусе сотни метров. После взрыва немецкие оккупанты собрали останки, сбросили в яму, облили бензином и сожгли. Тогда, более семидесяти лет назад, командование посчитало самолет и экипаж пропавшими без вести.

Вечная память

В канун 70-летия Великой Победы родственники пропавшего экипажа Пе-2 получили печальную, но долгожданную весть — самолет найден! Она поможет восстановить историческую память о летчиках, совершивших подвиг, который будет вписан в героическую историю Великой Отечественной войны. На месте гибели экипажа, повторившего подвиг Гастелло, в День Победы, 9 мая 2015 года, пройдет открытие памятного знака, на которое пригласят и родственников погибших летчиков.

Подготовлено по материалам ИА REGNUM и официального сайта газеты «Калужская неделя»