Фронтовые письма политехников
ПОЖЕЛТЕВШАЯ БУМАГА ПАМЯТНО СКЛАДЫВАЕТСЯ ВО ФРОНТОВОЙ ТРЕУГОЛЬНИК, СДЕЛАННЫЙ БОЛЬШЕ 70 ЛЕТ НАЗАД. ЧЕРНИЛА ПОБЛЕКЛИ, ВЫЦВЕЛА ТИПОГРАФСКАЯ КРАСКА ПОЧТОВЫХ ПЕЧАТЕЙ И ШТАМПОВ. ЭТИ ТРЕУГОЛЬНИКИ ХРАНЯТ СВОЮ ИСТОРИЮ: ГРУСТНУЮ ИЛИ РАДОСТНУЮ. ПИСЬМА НАШИХ ПОЛИТЕХНИКОВ С ФРОНТОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ — ДОКУМЕНТЫ ОГРОМНОЙ СИЛЫ. В ЭТИХ СТРОКАХ — ДЫХАНИЕ ВОЙНЫ, ГРУБОСТЬ СУРОВЫХ ОКОПНЫХ БУДНЕЙ, НЕЖНОСТЬ К РОДНЫМ И БЛИЗКИМ И ВЕРА В ПОБЕДУ.
Фронтовое письмо студента Леопольда Израеловича отцу
Привет, отец! Писать о многом нечего. Сейчас передышка, потом снова в бой. Этой передышкой воспользовался для оформления всех необходимых документов для перевода в члены партии. Жду сейчас окончательного решения по этому вопросу. На днях этот вопрос, по-моему, будет решен, и мое многолетнее желание будет удовлетворено, что, конечно, не значит, что перестану расти дальше. Ну, вот, а больше писать не о чем. Когда вернусь домой, будет что рассказать, а для того чтобы писать об этом, нужно много времени, которого у меня нет.
В общем, я жив и здоров, чего и вам всем желаю. Надеясь, что дома все в порядке, я не хочу волноваться. В общем, я спокоен.
Если что-нибудь будет неладно у вас в отношениях с моей женой, чего, я надеюсь, не должно быть, пиши немедленно и обязательно. Жаль, что так долго идут письма от тебя. Хочется получать как можно скорее.
Ну, привет всем, крепко целую, особенно ребятишек.
Ваш Лелька. 25 августа 1944 года
Письмо Софьи Наумкиной Ольге Новоселовой
Здравствуйте, многоуважаемая Ольга Николаевна! Во-первых, отрекомендуюсь, пишет Наумкина из Горького. Вот я теперь и настоящий красноармеец. Хочется поделиться с Вами. Моя специальность очень интересная и очень ответственная. 5 июля у нас был большой праздник, мы давали присягу. А вчера был второй праздник — подводили итоги за месяц учебы, и наше подразделение, где мы, питомцы нашего института, вышли первыми в соцсоревновании и получили Красное переходящее Знамя и грамоту.
Видите, мы держим честь орденоносного института и никогда не омрачим его славного имени. Дорогая Ольга Николаевна! Я очень рада, что мне выпала такая честь быть в рядах нашей доблестной Красной армии. Мы, девушки, покажем всему миру, как мы любим свою Родину. Мы последуем славным и незабываемым подвигам Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной. В этом мы клялись 5 июля всей Родине. Я здесь не остаюсь без дела, преподаю электротехнику и политподготовку, за этот месяц вышла отличницей. Думаю, что и впредь останусь ей же. Я твердо решила вступить в члены партии и обращаюсь к Вам с просьбой, если Вы найдете нужным, дайте мне рекомендацию.
Черкните несколько строчек о нашем институте, о Вашем здоровье. Крепко жму Вашу руку и желаю всех благ в Вашей жизни.
С красноармейским приветом, Наумкина. июль 1942 года
Новоселова Ольга Николаевна в годы Великой Отечественной войны была техническим секретарем партбюро института.
Письмо с фронта Василия Лопанова коллективу ТИИ
Шлю Вам и вместе с Вами всему коллективу орденоносного института свой пламенный, горячий фронтовой привет. В эти радостные для всего нашего советского народа дни, когда под могучими ударами нашей доблестной Красной армии враг оставляет одну позицию за другой, оставляя на поле боя тысячи убитых, ненавистных нам фрицев — солдат и офицеров и много своей техники, когда наши войска освобождают крупные города, освобождают наши села, станицы и стремительным маршем движутся вперед — на запад, уничтожая на своем пути разбойничьи полчища фашистских зверей вместе с их техникой, в эти дни великих событий приятно и радостно вспомнить свой родной коллектив, своих добрых друзей и знакомых и передать от всей души свой горячий привет.
Час за часом, день за днем приближается разгром гитлеровских полчищ, все выше и выше поднимается заря грядущей победы над нашей любимой Родиной. Придет день и настанет час великого нашего счастья, когда не останется на нашей земле ни одного поганого фрица и когда вдохновители этой жесточайшей битвы предстанут перед судом и понесут заслуженную кару за все свои преступления, за все свои совершенные злодеяния.
Тогда и мы можем вернуться в свои родные края, снова влиться в свою семью, в свой коллектив и приняться за свой любимый труд, от которого нас временно оторвали вследствие разбойничьего нападения фашистских зверей за нашу советскую землю.
Приближается наш праздник — День Красной армии. Вместе пожелаем доблестных успехов в скорейшем разгроме врага. Поздравляю Вас всех с этим наступающим праздником.
Я жив и здоров. Недавно получил новое назначение в вышестоящее учреждение и теперь со всей энергией работаю на этой новой работе. Не пожалею ни сил, ни энергии, а если потребуется и жизни, для того чтобы свою работу выполнять успешно, чтобы она отвечала всем требованиям командования, для достижения единой цели — разгрома врага, для скорейшей нашей победы. Приложу все от меня зависящее, чтобы с честью выполнить все возложенные на меня задачи. Наша страна представляет единый лагерь. Фронт и тыл — все вместе работают для этой общей цели — победы над врагом. Высоко поднялся патриотический дух советского народа, который самоотверженно работает на своем посту и отдает все свои сбережения на постройку военной техники и вооружения для Красной армии.
Прошу написать, как работает институт и как живут и работают мои прежние соратники по труду, весь коллектив института. Надеюсь, что он высоко держит свою марку орденоносного института.
С горячим приветом, В.И. Лопанов, действующая армия. 21 февраля 1943 года
Письмо Александры Постольской матери Марии Федосеевне и сестре Татьяне
Здравствуйте, мои дорогие! Ну как, мамуся? Не лучше ли? Мама, я тебя всегда просила взять себя в руки, не волнуйся за нас и даже будь ко всему готова. Ведь тысячи матерей потеряли своих детей на фронте. Они пишут нам, и они просят нас — товарищей погибших — отомстить за них. И это наш долг. Вот я теперь на переднем крае, видела все. И если надо — умру без тени страха. Так требует Родина, которую я люблю безгранично. Я готова идти на любое задание во имя победы над проклятым врагом. Меня после боев по боевой характеристике приняли в члены партии из кандидатов, и высокое звание коммунистки я оправдаю в боях с фашистским зверьем. Ты, мама, жена старого коммуниста, ты мать троих детей, двое из которых уже участники боев с немецкими оккупантами, поэтому ты должна быть готовой ко всему, должна беречь себя, потому что мы вернемся. Пусть даже кто-нибудь из нас и погибнет, все равно надо прямо держать голову. Я знаю, что если мне и придется отдать когда-нибудь свою жизнь за свой народ, за Родину, так я сделаю это с улыбкой, с призывом докончить наше общее дело.
Мне сейчас тяжело, что ты плохо чувствуешь себя, что материально вы плохо обеспечены, но друзья, боевые товарищи, не видят и не увидят слез на моих глазах. Они знают, что война принесла всем горе и слезы, но что плакать нельзя, нужно только мстить и мстить и не думать только о личных переживаниях, а думать о мести за тысячи погибших и измученных. Мы видели все, видели черные злодеяния немцев над женщинами и малыми детьми. Разве я, советская девушка, могу после всего этого думать только о своем личном, о сохранении своей жизни? Нет, конечно, и ты это прекрасно понимаешь. В нашей части все молодые бойцы, и каждый идет в бой с гордо поднятой головой, они готовы отдать свою молодую жизнь за свой народ. И каждый из них пишет матери: «Мама! Свой долг я выполню, будь спокойна». То же самое я пишу тебе, родная, я очень люблю тебя, отца, Танюшку, Вовика, своих товарищей, вот за это и я воюю. Но мне хочется, чтобы моя мать благословила меня на эту борьбу, чтобы она не плакала, а была спокойна в любом случае. Я помню, как ты меня провожала...
Ты была замечательная, ты мне пожелала бить врагов и возвращаться... и главное, ты не плакала... До самого фронта меня провожал твой близкий, родной образ...
Но теперь я чувствую, что ты много волнуешься, плачешь, ты забыла, мамуся, свое обещание быть спокойной и ждать. Да! Надо ждать. Я вернусь, конечно, ведь больше вероятности вернуться. Вернусь и доложу тебе, своей матери, — твой наказ выполнила! Вот я теперь — командир, несмотря на то что я одна, бойцы относятся ко мне прекрасно, они не оскорблены тем, что командир у них женщина, и их теплое отношение ко мне заставляет меня быть справедливым, честным командиром-коммунисткой. И я очень прошу тебя, мама: не волнуйся. Знаю, что вам нелегко, знаю, что здоровье твое плохое, но ко всему еще твое постоянное волнение...
Я постараюсь чаще сообщать о себе, чтобы ты не расстраивалась, но предупреждаю, могут быть большие перерывы, это значит, писать не имею возможности. Значит, нужно не расстраиваться, а ждать от меня весточку. Вот! Ну, пока все, мои дорогие. Я что-то расписалась. Танюшка! Милая, береги маму.
Вот мои орлята, просят передать вам большой привет!!! Ну, пока, всего! Мамуся! Поправляйся. Целую вас крепко, крепко. Горячо любящая вас Шура. Таня! Пиши, родная. Жду!
Не позднее 8 августа 1943 года
Письмо М.А. Фролова директору ТИИ профессору К.Н. Шмаргунову
19 октября 1943 г. Здравствуйте, уважаемый Константин Николаевич! Пишет Вам бывший Ваш студент Михаил Фролов. Пару слов о себе. Вот уже скоро два месяца, как я нахожусь в действующей армии. Служу я в разведке. Работу разведчиков Вы представляете, так что я описывать свою специальность не буду. Скажу только одно, что своей специальностью я доволен, служба моя идет ничего, стараюсь всеми силами выполнять данное Вам перед уходом в РККА обещание: воевать так, как требует этого Родина. И можете быть уверены в том, что это обещание я выполню. Живу очень хорошо. Со мной в одном подразделении служит еще несколько студентов, пришедших, как и я, в РККА добровольцами. В свободное время мы всегда вспоминаем студенческую жизнь и свой институт... Ну, на сей раз пока все, Константин Николаевич. Пишите Вы о себе, об институте, о делах института, я буду очень и очень Вам благодарен. Привет всем, всем.
С приветом, М. Фролов
Письмо студентки Веры Стариченко семье
Здравствуйте, мама, Клава, Костя, Геличина! Мой вам горячий красноармейский привет. Извещаю вас, что чувствую себя замечательно. Здоровье в полном порядке. Живем в деревне, кругом сад и зелень, спим под кустиком. Хорошо! Сегодня проводили занятия. Рыли окопы, дабы в нужный момент не только себя спасти, но и раненого бойца. Я в свободные минуты занимаюсь медициной. Вчера впервые выписала рецепт и подписала: «военврач II ранга». Девчата долго смеялись. Но медиком быть все-таки хочу. Вчера были в кино. Кино прямо под открытым небом. Смотрели «Богдан Хмельницкий». Как современно звучат сейчас слова Богдана «И никому не растоптать русской земли». Прямо хоть бери его с экрана и пускай супротив немцев. Не знаю, пишите ли вы мне письма, но я ни одного не получала, а жаль. Когда девчата получают письма, бывает очень грустно, хочется услышать об вас какую-нибудь весточку.
После войны уж я обязательно приеду домой и всех вас расцелую, особенно Гельку. Ему ведь уже идет седьмой год. Вот пацан! А Косте через 9 дней — 10 лет. Совсем большой мужик. Мне так хочется встретить Федю. В каждом письме, которое вы будете писать мне, вы пишите его адрес. Может, какое-нибудь дойдет.
Ну, покедова! Привет дяде Пете и бабе Наде. Ваша дочь, сестра и прочее.
Привет Дине, Рае, всем, кто еще живет на нашей квартире, украсьте за меня могилу родного дяди.