Куратор сегодня выступает как организатор жизни студентов в группе, что предполагает координацию, интеграцию и коррекцию различных влияний на студента, а также как психолог, корректирующий отношения в студенческой среде и обеспечивающий индивидуальную поддержку в саморазвитии студента.
Перед куратором стоят следующие задачи:
Что следует знать о позиции куратора группы?
Кураторами назначаются наиболее авторитетные преподаватели, ведущие, как правило, занятия в данной академической группе.
Работу куратора можно рассматривать с позиции технологии, а это значит - выделить в его деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы, составляющие цикл работы:
Основной метод диагностики, применяемый при заполнении карты - работа с документацией (личные карточки студентов, справки о состоянии здоровья и т.п.)
1. Диагностика - изучение студентов группы, индивидуального развития каждого и их группового взаимодействия и отношений, получение необходимых для организации воспитательной работы сведений о студентах.
Рабочим инструментом куратора при диагностике являются две диагностические карты, которые он заполняет.
Они построены в виде двухмерных таблиц, в которых на пересечении столбцов и линий вносят данные о каждом студенте. Это делает их содержательными, информативными и удобными для обозрения и анализа: на горизонтали - все об одном студенте, по вертикали - состояние группы по каждому параметру.
Сведения первой диагностической карты позволяют куратору осуществлять совместно с профоргом группы работу по социальной защите студентов, второй - повысить эффективность планируемых мероприятий. При заполнении данной карты спектр используемых методов диагностики становится более широким, в него входят:
Удобен компьютерный вариант карт, так как «бумажный» затрудняет возможность вносить изменения и следить за динамикой.
2. Планирование. Осуществление планирования возможно по схеме.
Раскроем содержание данной схемы планирования работы куратора.
Цель - организация особой психосоциальной среды в учебной группе, способствующей развитию духовного потенциала каждого студента, стимулирующей и познавательный интерес среды, которая способна нивелировать негативные воздействия на психику со стороны социального окружения.
Методы для достижения поставленной цели - диалог, дискуссия, проблематизация.
Эффективность их высока только в случае искренней заинтересованности взрослого в решении поставленных проблем. Доверие студентов притягивается только искренностью взрослого, искренность означает открытость человека для других.
Средствами могут служить: объекты природы, произведения искусств, открытые межличностные отношения. К средствам можно отнести также и комнату студента (аудиторию для осуществления деятельности студентов). Формами осуществления деятельности кураторов являются: сотрудничество, координация, сочетание групповой и индивидуальной работы.
С учетом данных диагностической карты №2, в рамках реализации поставленной цели посредством описанных выше методов, средств и форм составляется конкретный план мероприятий в группе, основной частью которого является деятельность студентов, связанная с датами календаря, текущими, традиционными и новыми событиями. Туда же должны быть внесены планируемые экскурсии, встречи с интересными людьми и т.п.
План может быть представлен таблицей 1.
3. Организация и координация деятельности предусматривает работу по двум направлениям:
4.Анализ и оценка итогов работы.
Данный заключительный этап цикла работы куратора предусматривает анкетирование, тестирование, наблюдение по окончании учебного года с целью определения уровня сформированное идентичности, характера межличностных отношений в коллективе, а также позволяет судить о собственной профессиональной компетенции и личном росте куратора как воспитателя. Следует отметить, что не так важна форма плана, количество дел в нем, важно другое - знать людей, любить их. Ведь на самом деле «нет роскоши большей, чем роскошь человеческого общения».
Материал подготовлен ОВР