Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Роль кураторов в воспитательном аспекте педагогической работы

Куратор сегодня выступает как организатор жизни студентов в группе, что предполагает координацию, интеграцию и коррекцию различных влияний на студента, а также как психолог, корректирующий отношения в студенческой среде и обеспечивающий индивидуальную поддержку в саморазвитии студента.

Перед куратором стоят следующие задачи:

  1. Определить, из какой педагогической концепции он исходит в своей работе (сочетание концепции индивидуальной и воспитательной системы в целом).
  2. Определиться в содержании деятельности куратора в условиях воспитательной системы вуза.
  3. Определить методы, формы организации деятельности в сфере воспитания студентов и характер собственной профессиональной деятельности как воспитателя в соответствии с собственными личностно-профессиональными установками.
  4. Решить задачу создания коллектива в студенческой группе и сохранения индивидуальности группы в воспитательной системе вуза.
  5. Изучение группы как общности входящих в нее индивидуальностей.

Что следует знать о позиции куратора группы?

  1. Деятельность куратора группы в условиях гуманистической воспитательной системы обусловлена, с одной стороны, самим характером такой системы (направленность на личность студента, соотнесенность с видом системообразующей деятельности, зависимость от этапа развития системы). С другой стороны, специфика деятельности куратора студенческой группы определяется типом вуза, исходной педагогической концепцией, контингентом учащихся и педагогов (студентов и преподавателей) и выражается в особенностях организации жизнедеятельности группы, в доминировании определенных воспитательных технологий, во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.
  2. Наличие в вузе воспитательной системы гуманистического типа снимает ряд трудностей, типичных в организации воспитательной деятельности куратора группы: в выборе цели, методов и форм воспитания, в установлении доброжелательных и верительных отношений со студентами, в проведении коллективных дел и в оценке их воспитательного эффекта.
  3. Эффективность деятельности куратора группы зависит от уровня развития профессионально значимых качеств личности педагога. Она также связана с предшествующим опытом его работы, возрастом, творческой индивидуальностью преподавателя, отношением к самой системе как ценности.
  4. Результативности деятельности куратора группы в условиях гуманистической воспитательной системы способствуют: организация коллективной педагогической деятельности; атмосфера психологического комфорта для студентов и преподавателей, отношения сотрудничества между ними; осознанное участие преподавателей в совершенствовании воспитательной системы; наличие в каждом вузе системы методического обучения кураторов студенческих групп.

Кураторами назначаются наиболее авторитетные преподаватели, ведущие, как правило, занятия в данной академической группе.

Работу куратора можно рассматривать с позиции технологии, а это значит - выделить в его деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы, составляющие цикл работы:

  1. Диагностика.
  2. Планирование.
  3. Организация и координация деятельности.
  4. Анализ и оценка итогов работы.

Основной метод диагностики, применяемый при заполнении карты - работа с документацией (личные карточки студентов, справки о состоянии здоровья и т.п.)

1. Диагностика - изучение студентов группы, индивидуального развития каждого и их группового взаимодействия и отношений, получение необходимых для организации воспитательной работы сведений о студентах.

Рабочим инструментом куратора при диагностике являются две диагностические карты, которые он заполняет.

Они построены в виде двухмерных таблиц, в которых на пересечении столбцов и линий вносят данные о каждом студенте. Это делает их содержательными, информативными и удобными для обозрения и анализа: на горизонтали - все об одном студенте, по вертикали - состояние группы по каждому параметру.

Сведения первой диагностической карты позволяют куратору осуществлять совместно с профоргом группы работу по социальной защите студентов, второй - повысить эффективность планируемых мероприятий. При заполнении данной карты спектр используемых методов диагностики становится более широким, в него входят:

  • Работа с документами.
    Результаты вступительных экзаменов, аттестаты о среднем образовании, данные промежуточной аттестации, проводимой в вузе, являются источниками информации при заполнении столбцов 1 и 5.
  • Анкетирование.
    Отделом внеучебной работы университета разработана анкета студента, цель которой - выявление их творческих интересов. Данные анкетирования позволяют заполнить столбцы 2 и 3.
  • Беседа, наблюдение, тестирование.
    Эти методы диагностики позволяют определить: - принадлежность студентов к официальным общественным организациям и неформальным группам (столбец 4);
  • Межличностные, эмоциональные отношения в группе и положение в ней студента: активный, пассивный, «звезда», предпочитаемый, отвергаемый, непризнаваемый (столбец 6).

Удобен компьютерный вариант карт, так как «бумажный» затрудняет возможность вносить изменения и следить за динамикой.

2. Планирование. Осуществление планирования возможно по схеме.

Раскроем содержание данной схемы планирования работы куратора.

Цель - организация особой психосоциальной среды в учебной группе, способствующей развитию духовного потенциала каждого студента, стимулирующей и познавательный интерес среды, которая способна нивелировать негативные воздействия на психику со стороны социального окружения.

Методы для достижения поставленной цели - диалог, дискуссия, проблематизация.

Эффективность их высока только в случае искренней заинтересованности взрослого в решении поставленных проблем. Доверие студентов притягивается только искренностью взрослого, искренность означает открытость человека для других.

Средствами могут служить: объекты природы, произведения искусств, открытые межличностные отношения. К средствам можно отнести также и комнату студента (аудиторию для осуществления деятельности студентов). Формами осуществления деятельности кураторов являются: сотрудничество, координация, сочетание групповой и индивидуальной работы.

С учетом данных диагностической карты №2, в рамках реализации поставленной цели посредством описанных выше методов, средств и форм составляется конкретный план мероприятий в группе, основной частью которого является деятельность студентов, связанная с датами календаря, текущими, традиционными и новыми событиями. Туда же должны быть внесены планируемые экскурсии, встречи с интересными людьми и т.п.

План может быть представлен таблицей 1.

3. Организация и координация деятельности предусматривает работу по двум направлениям:

  1. Разработка развернутых планов проведения конкретных мероприятий и координация деятельности студентов по их осуществлению (таблица 2).
  2. Установление контактов с деканатом, общественными организациями, в случае необходимости - с родителями, для того чтобы выработать единую концепцию воспитательной работы.

4.Анализ и оценка итогов работы.

Данный заключительный этап цикла работы куратора предусматривает анкетирование, тестирование, наблюдение по окончании учебного года с целью определения уровня сформированное идентичности, характера межличностных отношений в коллективе, а также позволяет судить о собственной профессиональной компетенции и личном росте куратора как воспитателя. Следует отметить, что не так важна форма плана, количество дел в нем, важно другое - знать людей, любить их. Ведь на самом деле «нет роскоши большей, чем роскошь человеческого общения».

Материал подготовлен ОВР