Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Институт для политехников

«Нобелевские премии и результаты исследований точно отражают престиж образовательных технических учреждений. Однако, качество образования определяется ежедневной преподавательской деятельностью профессорско - преподавательского состава».
А.Мелецинек

Немногим более двух лет назад в Томском политехническом появилась совершенно новая не только для нашего города, но и для всей Сибири структура: Институт инженерной педагогики. Как показало время, структура весьма эффективная, к организации подобных учреждений сегодня стремятся многие инженерные вузы страны. Даже из названия видно, что Институт, уже заслуживший признание в России, работает на стыке двух отраслей: инженерии и педагогики.

Деятельность Института особенно актуальна в условиях трансформации ТПУ в академический инновационный университет, которая ставит на повестку дня необходимость решения задач совершенствования образовательных технологий, требует высокого уровня педагогического профессионализма преподавателей, специальной подготовки их в области педагогической психологии, дидактики высшей школы, педагогических измерений, проектного менеджмента. О работе одного из самых перспективных институтов ТПУ рассказывает его директор, профессор Михаил Григорьевич Минин:

- Основная идея Института инженерной педагогики состоит в обучении тех, кто учит сам. Институт реализует систему непрерывного повышения квалификации преподавателей, активно содействует формированию у преподавателей потребности в переходе к инновационной педагогической культуре, освоению комплекса наукоёмких образовательных технологий. Институт осуществляет подготовку магистрантов, аспирантов и начинающих преподавателей по дополнительным образовательным программам «Преподаватель высшей школы» и «Тестолог», организует повышение квалификации по модулям: «Использование Internet в науке и образовании», «Иностранный язык», «Инженерная и компьютерная графика», «Педагогическое мастерство». Программы подготовки ориентированы на международный уровень педагогической компетенции преподавателей высшей технической школы. Весьма перспективным в плане освоения международных стандартов представляется сотрудничество с Международным обществом инженерной педагогики (IGIP). Особое внимание уделяется формированию у слушателей культуры педагогического проектирования. В процессе обучения они получают навыки экспертизы действующих рабочих программ учебных курсов, оценивают степень соответствия последних стандарту ТПУ и принципам дидактики высшей школы. Продуктивный характер образовательного процесса определяется созданием слушателями в процессе подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ социально значимых разработок: сценариев учебных занятий, рабочих программ учебных курсов, диагностических материалов, фрагментов методических пособий и электронных учебников и др. Тематика выпускных квалификационных работ разнообразна, отражает характер научных интересов слушателей в области педагогики высшей школы. Целесообразно выделить следующие направления: «Современные подходы к оценке качества образования», «НИРС как форма учебного процесса», «Развитие совместной деятельности в высших учебных заведениях», «Педагогические аспекты создания системы тестирования знаний» и др.

В структуру ИИП входят центр повышения квалификации преподавателей, кафедра педагогики профессионального образования, кафедра педагогических измерений, В 2003 году в состав Института вошла кафедра методики преподавания иностранных языков (МПИЯ). Центр повышения квалификации преподавателей и кафедра МПИЯ проводят большую работу по совершенствованию системы обучения иностранному языку преподавателей языковых и инженерных кафедр университета.

В настоящее время реализуется многоуровневая система повышения квалификации преподавателей ТПУ. В институте ведётся целенаправленная научная работа, ориентированная на подготовку педагогических кадров высокой квалификации. В текущем году при кафедре Педагогики профессионального образования открыта аспирантура по направлению 13.00.08. «Теория и методика профессионального образования».

Институт осуществляет активные контакты с Международным обществом инженерной педагогики (IGIP). В ближайшее время организуется аккредитация программы повышения квалификации преподавателей по модели IGIP, обеспечивающей получение звания «Европейский преподаватель инженерного вуза».

Продолжается формирование учебных групп слушателей по программе «Преподаватель высшей школы». Начало занятий - 3.11.2003 года.

Дополнительная образовательная программа «Преподаватель высшей школы» реализуется в ТПУ с февраля 2001 года. За период реализации программы квалификация «Преподаватель высшей школы» была присвоена: в 2002 г. – 5 слушателям, в 2003 г. – 24 слушателям. В настоящее время по программе обучается более 80 магистрантов, аспирантов и преподавателей ТПУ. Слушатели, успешно освоившие программу получают диплом государственного образца о дополнительном к высшему образовании. Минимальный объем теоретической подготовки составляет 1080 часов. Преподавателям предоставляется возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, представлять в качестве выпускной работы любой жанр научно-методических материалов. Длительность обучения – 2,5 семестра. Занятия проводятся 2 дня в неделю. Условия обучения адаптированы к основной деятельности слушателей:

  • расписание занятий магистрантов по основной образовательной программе формируется с учетом их обучения по программе ПВШ;
  • расписание занятий преподавателей соответствующим образом корректируется.

На освоение дополнительной образовательной программы «Преподаватель высшей школы» следует предусмотреть в индивидуальных планах преподавателей в разделе «Повышение квалификации» нагрузку объемом 250 часов в семестр (приказ ректора №141/од от 2.07.2003 г.). Информацию (Ф.И.О., должность, педагогический стаж) о лицах, направляемых на освоение программы, необходимо подготовить и представить в Институт инженерной педагогики ТПУ до 22.09.2003 г. Желающим освоить программу необходимо обратиться в Институт инженерной педагогики (8 корпус ТПУ, каб. 205, телефон для справок 415-693) для оформления пакета документов до 1.10.2003 г.