«Нобелевские премии и результаты исследований точно отражают
престиж образовательных технических учреждений. Однако, качество образования
определяется ежедневной преподавательской деятельностью профессорско - преподавательского
состава».
А.Мелецинек
Немногим более двух лет назад в Томском политехническом появилась совершенно
новая не только для нашего города, но и для всей Сибири структура: Институт
инженерной педагогики. Как показало время, структура весьма эффективная, к организации
подобных учреждений сегодня стремятся многие инженерные вузы страны. Даже из
названия видно, что Институт, уже заслуживший признание в России, работает на
стыке двух отраслей: инженерии и педагогики.
Деятельность Института особенно
актуальна в условиях трансформации ТПУ в академический инновационный университет,
которая ставит на повестку дня необходимость решения задач совершенствования
образовательных технологий, требует высокого уровня педагогического профессионализма
преподавателей, специальной подготовки их в области педагогической психологии,
дидактики высшей школы, педагогических измерений, проектного менеджмента. О
работе одного из самых перспективных институтов ТПУ рассказывает его директор,
профессор Михаил Григорьевич Минин:
- Основная идея Института инженерной педагогики
состоит в обучении тех, кто учит сам. Институт реализует систему непрерывного
повышения квалификации преподавателей, активно содействует формированию у преподавателей
потребности в переходе к инновационной педагогической культуре, освоению комплекса
наукоёмких образовательных технологий. Институт осуществляет подготовку магистрантов,
аспирантов и начинающих преподавателей по дополнительным образовательным программам
«Преподаватель высшей школы» и «Тестолог», организует повышение квалификации
по модулям: «Использование Internet в науке и образовании», «Иностранный язык»,
«Инженерная и компьютерная графика», «Педагогическое мастерство». Программы
подготовки ориентированы на международный уровень педагогической компетенции
преподавателей высшей технической школы. Весьма перспективным в плане освоения
международных стандартов представляется сотрудничество с Международным обществом
инженерной педагогики (IGIP). Особое внимание уделяется формированию у слушателей
культуры педагогического проектирования. В процессе обучения они получают навыки
экспертизы действующих рабочих программ учебных курсов, оценивают степень соответствия
последних стандарту ТПУ и принципам дидактики высшей школы. Продуктивный характер
образовательного процесса определяется созданием слушателями в процессе подготовки
курсовых и выпускных квалификационных работ социально значимых разработок: сценариев
учебных занятий, рабочих программ учебных курсов, диагностических материалов,
фрагментов методических пособий и электронных учебников и др. Тематика выпускных
квалификационных работ разнообразна, отражает характер научных интересов слушателей
в области педагогики высшей школы. Целесообразно выделить следующие направления:
«Современные подходы к оценке качества образования», «НИРС как форма учебного
процесса», «Развитие совместной деятельности в высших учебных заведениях», «Педагогические
аспекты создания системы тестирования знаний» и др.
В структуру ИИП входят центр
повышения квалификации преподавателей, кафедра педагогики профессионального
образования, кафедра педагогических измерений, В 2003 году в состав Института
вошла кафедра методики преподавания иностранных языков (МПИЯ). Центр повышения
квалификации преподавателей и кафедра МПИЯ проводят большую работу по совершенствованию
системы обучения иностранному языку преподавателей языковых и инженерных кафедр
университета.
В настоящее время реализуется многоуровневая система повышения
квалификации преподавателей ТПУ. В институте ведётся целенаправленная научная
работа, ориентированная на подготовку педагогических кадров высокой квалификации.
В текущем году при кафедре Педагогики профессионального образования открыта
аспирантура по направлению 13.00.08. «Теория и методика профессионального образования».
Институт осуществляет активные контакты с Международным обществом инженерной
педагогики (IGIP). В ближайшее время организуется аккредитация программы повышения
квалификации преподавателей по модели IGIP, обеспечивающей получение звания
«Европейский преподаватель инженерного вуза».
Продолжается формирование учебных групп слушателей по программе
«Преподаватель высшей школы». Начало занятий - 3.11.2003 года.
Дополнительная образовательная программа «Преподаватель высшей школы» реализуется
в ТПУ с февраля 2001 года. За период реализации программы квалификация «Преподаватель
высшей школы» была присвоена: в 2002 г. – 5 слушателям, в 2003 г. – 24 слушателям.
В настоящее время по программе обучается более 80 магистрантов, аспирантов и
преподавателей ТПУ. Слушатели, успешно освоившие программу получают диплом государственного
образца о дополнительном к высшему образовании. Минимальный объем теоретической
подготовки составляет 1080 часов. Преподавателям предоставляется возможность
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, представлять в качестве
выпускной работы любой жанр научно-методических материалов. Длительность обучения
– 2,5 семестра. Занятия проводятся 2 дня в неделю. Условия обучения адаптированы
к основной деятельности слушателей:
На освоение дополнительной образовательной программы «Преподаватель высшей школы» следует предусмотреть в индивидуальных планах преподавателей в разделе «Повышение квалификации» нагрузку объемом 250 часов в семестр (приказ ректора №141/од от 2.07.2003 г.). Информацию (Ф.И.О., должность, педагогический стаж) о лицах, направляемых на освоение программы, необходимо подготовить и представить в Институт инженерной педагогики ТПУ до 22.09.2003 г. Желающим освоить программу необходимо обратиться в Институт инженерной педагогики (8 корпус ТПУ, каб. 205, телефон для справок 415-693) для оформления пакета документов до 1.10.2003 г.