Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

О кафедре и немножко о себе...

Александр Максимович Малышенко - профессор в политехническом известный. А на факультете автоматики и вычислительной техники многими студентами просто любимый - за доброжелательность, умение увлечь, врожденную интеллигентность. Поэтому когда в вузе был объявлен конкурс на звания \"Профессор года\", \"Доцент года\", \"Преподаватель года\", мало кто удивился, что по итогам 2001 года победителем среди профессоров стал именно он.

- А когда-то я, можно сказать, совершенно случайно попал в Томский политехнический, - рассказывает Александр Максимович. - По окончании школы в городе Гурьевске Кемеровской области собирался поступать в Московский авиационный институт. Мне выдали серебряную медаль, но оформление документов оказалось довольно долгим. В итоге, когда я все-таки отправил заявление в МАИ, то уже не успел попасть в число 5 процентов принимаемых медалистов (таково было правило приема в вузы в то время). По моей просьбе документы переслали в Томск, и я стал студентом электромеханического факультета ТПИ. До этого в Томске я не был ни разу, но город мне понравился в первый же приезд. Поэтому я никогда не жалел о том, что учился и практически всю жизнь проработал в Томском политехническом. Кстати, в 1980 году я прошел четырехмесячное обучение в МАИ, так что поучился и в нем.

Наш рассказ о профессоре Малышенко - скорее больше рассказ об истории и сегодняшнем дне его кафедры.

Когда Александр Максимович в 1959 году окончил с отличием институт, доцент И.Г.Лещенко \"сосватал\" его на только-только организованную тогда кафедру автоматики и телемеханики. Она была создана как базовая для трех специальностей: измерительной техники, вычислительной техники, автоматики и телемеханики. Так как кафедра была совершенно молодой, в первый же год пришлось читать лекции (кстати, и первым занятием со студентами молодого ассистента стала лекция в день его двадцатидвухлетия), причем по курсу, который сам Александр Максимович до этого не прослушивал, да и никто его не читал в ТПИ. Однако у истоков какого-либо дела всегда стоять интересно. Постигая что-то новое, растешь и сам, участвуешь в развитии и изменении окружающего мира. И после двух лет педагогической деятельности в родном институте молодой преподаватель поехал в Московский энергетический институт, отучился в целевой аспирантуре, защитил кандидатскую диссертацию и вернулся уже с новыми знаниями и идеями.

- С 1966 по 1982 год наша кафедра автоматики и телемеханики, которой я в то время руководил, была одной из самых крупных выпускающих в вузе, ведь больше никто не готовил специалистов по автоматике и телемеханике для огромной территории от Урала до Дальнего Востока. А потребность в таких специалистах была велика. Кафедра выпускала по двести с лишним специалистов в год. Одновременно набирали по четыре дневных, четыре вечерних, две заочных группы. Кстати, по истории переименования кафедры можно отследить и то, как бурно развивались молодые науки - автоматика и кибернетика. В самом начале 80-х мы загорелись идеей начать подготовку инженеров по новой специальности \"Робототехника и робототехнические системы\", которая была утверждена за два года до этого, и по которой уже вели подготовку в Московском высшем техническом училище и в Ленинградском механическом институте. Наша идея нашла поддержку у руководства института и области, и уже в 1981 году в ТПИ состоялся первый набор робототехников. С этого времени начал существенно увеличиваться контингент обучаемых студентов на кафедре автоматики и телемеханики (АиТ). Поэтому в 1986 году кафедра АИТ, насчитывавшая в своем составе свыше 70 сотрудников, была разделена на две кафедры - на кафедру автоматики и кафедру робототехнических систем, где я и продолжил свою работу. В 1997 году кафедра робототехнических систем получила новое название \"кафедра интегрированных компьютерных систем управления\" (ИКСУ). Просто к тому времени мы перестали заниматься лишь робототехникой. Сейчас на кафедре идет подготовка не только инженеров-робототехников, но и бакалавров и магистров по направлению \"Автоматизация и управление\", аспирантская подготовка по системному анализу, управлению и обработке информации, по электромеханическим системам и их управлению. К тому же, в последние три года вместо робототехников мы стали готовить инженеров-мехатроников. По сути, - специалистов, которые способны создавать современные интегрированные системы управления технологическими процессами и оборудованием с использованием контроллеров и других средств вычислительной техники.

Александр Максимович гордится своими выпускниками, хотя и не все из них применяют полученные знания по специальности. Все-таки последние годы были достаточно сложны для российской промышленности, многие предприятия не развивались, а выживали. Но ребята, получившие диплом на кафедре, знают, что у них хорошее базовое, во многом универсальное образование, позволяющее торить в жизни свою дорогу. Впрочем, и на предприятиях сейчас заново возрождается интерес к автоматизации и робототехнике, к внедрению интегрированных компьютерных систем управления. Ведь всем понятно, если на достойном уровне не будет производиться продукция, то сколько бы не выпускалось нашими вузами специалистов популярных ныне гуманитарных профессий, страна развиваться не будет и не будет достойной жизни у её граждан.

- Особенно хотелось бы отметить успехи ребят, которые идут работать на АвтоВАЗ (Тольятти). Они быстро набирают там вес, завоевывают положение и при этом занимаются любимым делом. У нас с АвтоВАЗом достаточно длительные отношения по организации производственной практики и по распределению, мы удачно выполнили для них хоздоговорную научно-исследовательскую работу, разработали и внедрили стенд для комплексных испытаний электроприводов. На АвтоВАЗе очень большая служба (порядка 500 человек) проектирует, изготавливает, настраивает и внедряет роботы и робототехнические системы. Долгое время эту службу возглавлял наш выпускник В.Д.Шугаев. Он хорошо нам помогает до сих пор, передал кафедре одного из лучших отечественных промышленных роботов (сейчас, кстати, решается вопрос о передаче второго). Это, конечно, очень дорогое оборудование, и в то же время великолепное средство для обучения наших студентов. Из томских предприятий, которые используют профессиональную подготовку наших выпускников, хотел бы особо поблагодарить фирму ЭлеСи, создающую и внедряющую контроллеры, системы автоматизации. Их подарок кафедре - пять современных контроллеров - мы активно используем в учебном процессе в совместно созданной с ЭлеСи лаборатории промышленных контроллеров и систем автоматизации.

Еще один шаг в движении вперед кафедры ИКСУ - это подготовленный пакет документов, включающий полный комплект рабочих программ учебных дисциплин, позволивший в начале этого года получить лицензию в Минобразования РФ на подготовку в ТПУ инженеров по новой специальности 210200 - \"Автоматизация технологических процессов и производств (в нефтегазовой отрасли)\". После проведенного анализа востребованности таких специалистов на томских предприятиях и в организациях нефтегазовой отрасли стало ясно, что это на сегодня очень перспективно. Так что кафедра развивается, не стоит на месте. Думается, что и коллективу, и студентам повезло, что возглавляет ее такой заинтересованный человек.

Кстати, помимо большой педагогической нагрузки, занятий наукой, Александру Максимовичу, как заведующему кафедрой, приходится выполнять и много организационной работы, и мы не могли не поинтересоваться у него, какая же ипостась ему ближе.

- Трудно отдать предпочтение какой-либо из них. Все они удачно дополняют друг друга и делают работу более интересной. Одна и та же деятельность, время от времени, может и радовать, и раздражать. Но если хочешь, например, заниматься только научными исследованиями, то, возможно, место тебе в научно-исследовательском институте. Преподавательская работа - живая и разнообразная: сегодня - занятия со студентами, завтра - работа над статьей или по хоздоговору, подготовка кафедральных документов, работа над совершенствованием лабораторной базы, ремонт аудиторий. Постоянно что-то новое, и это мне нравится.

- Какие-то педагогические принципы, которых Вы стараетесь придерживаться, за эти годы у Вас выработались?

- Я бы не сказал, что принципы у меня четко расписаны, и я от них не отхожу. Многое в нашем труде зависит от накопленного опыта, который, позволяет в разные моменты ими варьировать в зависимости от ситуации. Единственное, что, на мой взгляд, обязательно должно быть в отношениях преподавателя со студентами - это уважительное к ним отношение. В работе педагога всегда видно: он просто отрабатывает часы или готов постоянно помогать обучаемым. И если такое хорошее конструктивное взаимодействие в нашей профессиональной среде \"человек-человек\" изначально почитать как базовое, фундаментальное, и затем уже только наслаивать на него свои педагогические приемы, то это может дать ученикам действительно многое.

- И напоследок, насколько полезны, на Ваш взгляд, такие конкурсы, победителем в котором Вы были признаны по итогам 2001 года?

- Участвовать в них, несомненно, стоит. Во-первых, это участие стимулирует осмыслить, насколько крепки все твои \"рабочие фронты\". А во-вторых, после хорошего самоанализа, при необходимости, можно перегруппировать внутренние ресурсы на реализацию новых идей и достижение новых целей. Кстати, мне хотелось бы отметить, что с нашей же кафедры одновременно со мной победителем в номинации \"Преподаватель года\" стал старший преподаватель, ныне уже доцент А.В.Лиепиньш. Это приятно. Да и сам конкурс, который проводился в ТПУ уже в четвертый раз, был более интересным, так как заметно выросло число претендентов. В частности, на звание \"Профессор года\" факультеты и институты выдвинули 10 кандидатов, добившихся впечатляющих результатов в своей профессиональной деятельности и ставших победителями конкурса в своих подразделениях. Думаю, для всех участников он стал еще одним признанием значимости результатов их деятельности для нашего университета.

Интервью: Сергей МАЗУРОВ.