В конце декабря на Ученом Совете ТПУ обсуждался, наверное, один из самых судьбоносных
проектов Томского политехнического университета последнего времени - \"Совершенствование
языковой подготовки\".
Формирование в вузе мультиязычной среды неразрывно связано с генеральной целью,
поставленной коллективом Томского политехнического, - интеграцией в мировое
научно-образовательное пространство.
Программа совершенствования языковой подготовки
в ТПУ была принята почти пять лет назад и \"простроена\" до 2005 года. За эти
годы сделано многое. Условия, которые предоставлены нашим студентам и сотрудникам
для изучения иностранного языка, беспрецедентны для технического вуза. Многие
политехники уже с удовольствием воспользовались возможностью повысить свой языковой
уровень и лично убедились в том, что это просто необходимо для достойного существования
в современном Мире без границ.
В связи с особой важностью \"языкового вопроса\"
в преддверии Ученого Совета, на котором рассматривались \"Результаты реализации
Комплексной программы совершенствования языковой подготовки в 1999-2002 гг\",
в октябре прошлого года была создана комиссия под председательством первого
проректора ТПУ А.И.Чучалина. В комиссию для объективности проверки, помимо сотрудников
различных подразделений вуза, были привлечены также независимые внешние эксперты
и иностранные специалисты. По итогам работы комиссии и в результате обсуждения
вопроса на Ученом Совете вышел приказ ректора ТПУ Ю.П.Похолкова. С основными
моментами этого приказа хотелось бы познакомить всех заинтересованных политехников.
А в вашей заинтересованности, уважаемые читатели, можно, наверное, не сомневаться,
ведь меры по программе совершенствования языковой подготовки, так или иначе
отразятся на учебной, педагогической и научной деятельности практически каждого.
Итак...
-
На общенаучных, общепрофессиональных и специальных кафедрах в ближайшее время
будут введены обязательные требования по использованию преподавателями и научными
сотрудниками ТПУ в своей образовательной и исследовательской деятельности литературы
на иностранных языках. Кроме этого, обязательным станет преподавание на иностранном
языке части дисциплин учебного плана подготовки специалистов третьего уровня.
До 1 марта учебное и научное управления разработают план совместных действий
в этом направлении.
- Деканы факультетов, заведующие кафедрами и руководство Института языковой
коммуникации организуют непрерывное взаимодействие преподавателей лингвистических
и нелингвистических кафедр ТПУ, чтобы повысить уровень взаимопонимания и сформировать
единые цели.
- Деканы факультетов, заведующие кафедрами и руководство ИЯК будут более активно
привлекать преподавателей общенаучных, общепрофессиональных и специальных кафедр
к реализации специальных курсов профессионального иностранного (преимущественно
английского) языка. Учебное управление в срок до 1 июля в дополнение к плану
повышения квалификации персонала ТПУ по активному владению иностранными языками
от 2.12.02 представит соответствующий план действий на период 2003-2005 года
- по передаче до 10 тысяч аудиторных часов учебных поручений по специальным
курсам профессионального иностранного языка на кафедры университета.
- В структуре учебного управления уже в апреле будет создан Центр мониторинга
качества языковой подготовки студентов и сотрудников ТПУ на основе системы тестирования
и многоуровневой сертификации, сопряженной с международно-признанными системами,
а уже в конце этого весеннего семестра будет проведен пилотный мониторинг.
(Небольшое отступление: в 1999-2002 гг. на программу повышения квалификации
по владению иностранным языком было зачислено 200 преподавателей ТПУ. Из них
окончили обучение 119 человек (60%) и лишь 14 из них (12%) получили сертификаты
ТПУ, подтверждающие владение английским языком. В связи с этим руководители
ряда подразделений, непосредственно и плотно сотрудничающих с зарубежными научно-образовательными
центрами: директор Центра академической мобильности О.В.Боев, директор Института
международного образования Т.С.Петровская, директор Центра зарубежных филиалов
ИМО В.А.Килин и др. во главе с первым проректором А.И.Чучалиным подали личный
пример и сдали экзамен по английскому языку на сертификаты различных уровней
(на фотографии).
- Уже в 2003-2004 гг. углубленная программа изучения иностранных языков распространится
на студентов очной формы обучения всех факультетов университета; будут построены
и оборудованы дополнительные центры языковой подготовки.
Томский политехнический, как обычно, строит много планов. Но совместными усилиями
политехников они всегда реализуются. Думаем, что ваши отклики и предложения
по актуальной для всех нас проблеме, найдут свое место на страницах газеты \"За
кадры\", и с помощью общего конструктивного обсуждения нам удастся пройти этот
генеральный для нас путь в \"языковое будущее\" только с приобретениями.
Елена ПРЯДУХИНА