Аню
Логинову я знаю еще со своего радужного детства, с первого класса. Она всегда
сидела на предпоследней парте передо мной и нередко помогала в победе над какой-нибудь
заковыристой задачкой. Я даже не дергал ее за косу - отличница с тяжелой рукой,
способная метким словечком вогнать в краску любого. Больше всего, естественно,
доставалось мне, особенно за мой корявый почерк и неряшливые тетради.
- Сидоров, ну как ты пишешь! Как курица лапой!
- Эх, Анька, быть тебе учительницей!
Как в воду глядел. Сейчас Аня уже Анна Владимировна - преподаватель английского
языка с кафедры АЯТО института языковой коммуникации ТПУ. Хотя английский в
школе для меня был единственным предметом, на котором анина воспитательная политика
меня не трогала, она учила французский. И закончила соответствующий факультет
Педагогического университета с красным дипломом.
- Ань, а почему ты английский преподаешь? И как ты стала педагогом?
- Ты накаркал. Шучу. В ТГПУ я попала случайно, если честно. Собиралась
на юридический в ТГУ, даже целый год посещала подготовительные курсы, но родители
отговорили, сказали, что специальность неженская. Поскольку с французским у
меня в школе проблем никогда не было, подала документы на иняз педагогического.
На тот момент этот факультет был сильнейшим в Томске по своему профилю. Поступила
достаточно легко - сказалось обучение в педклассе при Дворце пионеров.
- Учиться было трудно?
- Сейчас мне кажется, что нет. Я всегда была отличницей, а отличник - это
определенный характер и воспитание. Плюс ответственный подход к учебе. Главное
все делать вовремя: посещать лекции, готовиться к практикам, тогда много зачетов
получаешь автоматом и к экзаменам готовишься не в суматохе, а спокойно. Я даже
участвовала в межвузовской олимпиаде по философии и заняла то ли 4, то ли 5
место, честно говоря, я на эту олимпиаду пошла потому, что надо было автомат
по этой философии получить.
- Я знаю, у тебя есть еще один диплом, расскажи подробнее.
- Диплом Руанского университета, куда я тоже попала практически случайно. Большую
роль в получении мной второго высшего образования во французском университете
сыграл атташе по лингвистике при посольстве Франции Ю.Седрати, который и развивал
это направление. Учились мы заочно два года, сюда приезжали французские преподаватели,
учились очень серьезно - все экзамены сдавали письменно, причем на момент сдачи
экзаменов в Руанском университете я должна была сдавать еще госы в педагогическом.
Два диплома получила практически одновременно. Я настолько была погружена в
экзамены, что на 31 августа 1998 года поняла, что у меня нет никакой работы.
- И...
- Опять все получилось случайно. Пришла в ТГПУ на родную кафедру, где и проработала
год. Потом я работала у Ю.Седрати полгода, а в феврале 2000 пришла в политехнический.
Там как раз нужны были преподаватели английского языка, поскольку в педагогическом
английский был у меня вторым языком, то я решила попытаться. Меня приняли. Первая
моя группа в политехническом была очень сильная сама по себе, плюс до меня у
них был очень сильный преподаватель.
-
Боялась?
- Скорей волновалась. Пришла, сказала студентам, что английский у меня второй
язык и полтора года я не практиковалась в нем, поэтому учиться будем вместе.
Очень люблю эту свою первую группу - добрые и понимающие ребята. Можно сказать,
что с ними мне тоже повезло.
- Студенты педагогического и политехнического отличаются?
- Конечно, нельзя сказать что одни лучше другие хуже, но политехников отличает
амбициозность, которая не только иногда им помогает, но и мешает.
- У тебя были конфликты со студентами?
- Были. Но я не скажу, что мне неприятно об этом говорить. Поскольку я человек
прямолинейный - поговорила со студентами, выяснила, что их не устраивает, высказала
им свои предложения, в результате этого диалога мы пришли к согласию.
Вообще я со студентами демократична. Они отвечают мне взаимностью. На первом
занятии я спрашиваю как они хотели бы, чтобы я к ним обращалась. Они просят
на \"ты\", говорят так лучше для общения.
- Раскрой секрет для студентов, как готовится преподаватель к уроку?
- После 4 пар взмыленный преподаватель прибегает домой, быстренько съедает ужин,
10 минут релаксирует в кресле, а потом достает учебники, пособия, методички
и готовится к уроку. У каждой группы свой курс - надо быть готовой ко всем.
Это вам не зачеткой в окне махать с криками: \"халява помоги\". Потом еще надо
\"петь и плясать\" на уроке, чтобы студенты не уснули на занятии, да еще и знания
у них отложились. Преподавание языка - живое общение, вот и стараюсь. Устаю,
конечно, но я люблю свою работу.
- Идеальный преподаватель какой?
- Я приведу примеры ответов моих студентов, они отмечают, что преподаватель
должен быть: молодой, интересный, веселый, остроумный и не ограничивающийся
сухим изложением материала. Это мнение студентов, и я думаю, такой вопрос уместнее
задавать именно им.
- Что бы ты пожелала студентам?
- Прежде всего понимания того, что преподаватель - не робот, который запрограммированно
несет им разумное, доброе, вечное, а живой человек. Со своим характером, особенностями
и проблемами. Всех студентов хочу заверить, что каким бы строгим не казался
вам преподаватель, он желает студентам только добра, и его студенты всегда самые
лучшие, самые умные и добрые, практически родные люди.
А.Сидорoff.