Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Знакомьтесь: новый институт

Совсем недавно в Томском политехническом появилась совершенно новая и для Томска, и для всей Сибири, весьма перспективная структура: Институт инженерной педагогики. Даже из названия видно, что Институт будет работать на стыке двух вроде бы удаленных друг от друга областей. О том, чем будет заниматься необычный ИИП, нам рассказывает его директор Михаил Григорьевич Минин.

- Идея Института инженерной педагогики состоит в обучении тех, кто учит сам. Сейчас, в период бурного развития информационных технологий и модернизации промышленности, действительно возникла необходимость давать педагогические знания преподавателям технических специальностей. Для преподавания в высшей школе сегодня требуется не просто инженер, а человек, который помимо массы технических знаний будет осознавать, что такое образовательный процесс и сможет четко, ясно и доступно доносить до слушателей то, что знает в своей области. Раньше как-то обходилось без этого, преподавателей можно было назвать \"самоучками\". Все мы знаем, что к одним на лекции студенты просто рвутся, у других на лекциях откровенно зевают. Поэтому сейчас предполагается что-то вроде \"отбора\" на самых ранних ступеньках вхождения человека в преподавательскую среду, то есть обучение магистрантов, молодых преподавателей и аспирантов азам педагогики - методике, риторике, умению заинтересовать и \"держать\" аудиторию. Подобные учреждения организуются сейчас по всей стране, это направление получило очень широкое развитие. Конечно, политехнический не мог остаться в стороне. Тем более что за Уралом таких институтов пока нет, и у ТПУ есть реальная возможность занять очень перспективную нишу, став региональным центром по инженерной педагогике. Хотелось бы призвать к сотрудничеству и другие вузы, в новом деле всем найдется работа - и психологам, и социологам, и методистам, и, конечно же, узким специалистам. Я думаю, что Институт инженерной педагогики сконцентрирует все то новое, что есть в педагогической науке и в доступной форме будет давать эти знания преподавателям. И здесь требуется продумать все до мелочей, учесть индивидуальность каждого человека, ведь обычное обучение не пойдет, многие преподаватели уже имеют свой немаленький опыт и наработки. Потому курсы для них должны быть не проходными, а авторскими и интересными.

Кроме этого, создание такого Института решает одну из проблем вхождения в мировое образовательное сообщество. Достигнута принципиальная договоренность с Московским автодорожным институтом, в котором организован центр преподавателей европейского уровня, о том, что специалисты центра прочтут курс лекций для ведущих преподавателей ТПУ. Десант из московских профессоров высаживается на томской земле в конце октября. Политехники получат сертификаты, которые позволят им, в свою очередь, обучать молодых преподавателей. Потом, в планах, организация при ТПУ центра подготовки педагогов для получения звания Европейского преподавателя инженерного вуза. Для этого у нас есть и приличная материальная база, и кадры для реализации программы.

Также наш Институт займется подготовкой необходимых сейчас тестологов. Нужда в людях этой профессии уже очень остро ощущается - связано это с введением Единого государственного экзамена в России. В частности, нашу область эксперимент коснется уже в 2002 году. Честно говоря, образовательная система России оказалась не совсем готова к тому, что гораздо большее внимание стало уделяться оценке качества полученных знаний. Нет и достаточного числа квалифицированных кадров, которые могли бы составлять контрольно-измерительные материалы, а американский образец, связанный с элективными тестами, на мой взгляд, не совсем подходит для нашей системы. Нужно свое - российское, привычное. И поскольку мы уже достигли неких успехов, и у нас есть свои определенные наработки, то есть намерение в рамках института создать кафедру педагогических измерений, которая повышала бы квалификацию учителей, преподавателей, оказывала им помощь в составлении и подготовке контрольно-измерительных материалов, вела бы это направление на научной основе.

Вот это три основных направления деятельности нового Института. Также идет работа по созданию своего сайта с новостями, крупного научно-методического центра с литературой, видеотекой с лучшими лекциями ведущих преподавателей, планируется издание электронного журнала, открытие аспирантуры, коллектив авторов политехнического и педагогического университетов надеется выиграть сейчас российский конкурс по подготовке конкурсно-измерительных материалов (тестов) для Единого государственного экзамена.

Я думаю, Институт инженерной педагогики будет развиваться по мере становления проблем. Главное, что мы находим взаимопонимание и поддержку у руководства вуза и преподавателей, и есть все предпосылки для того, чтобы мы развивались устойчиво - так что через год встретимся и обсудим, что и как сделано.

Документы о создании Института инженерной педагогики ТПУ были подписаны в конце августа, в это же время на должность директора пригласили М.Г.Минина, профессора ТГПУ. Впрочем, Михаил Григорьевич человек для политехнического не новый - в 1967 году он закончил химическую специальность Физико-технического факультета. После двух лет работы на производстве в Красноярске вернулся в политехнический, закончил аспирантуру, став кандидатом технических наук, 5 лет отработал на кафедре. Потом более 10 лет заведовал кафедрой неорганической химии в пединституте, и уже там защитил докторскую диссертацию по педагогическим проблемам, связанную с диагностикой, с мониторингом качества образования, с компьютерными технологиями, являющимися связующим звеном между технической составляющей и педагогической. Таким образом, Михаил Григорьевич имеет двойную специальность, которая находится на стыке педагогики и техники. Директор нового института также известен как руководитель группы разработчиков тестов по химии для проведения Единого государственного экзамена.

Сергей МАЗУРОВ