Совсем недавно в Томском политехническом появилась совершенно новая и для
Томска, и для всей Сибири, весьма перспективная структура: Институт инженерной
педагогики. Даже из названия видно, что Институт будет работать на стыке двух
вроде бы удаленных друг от друга областей. О том, чем будет заниматься необычный
ИИП, нам рассказывает его директор Михаил Григорьевич Минин.
- Идея Института инженерной педагогики состоит в обучении тех, кто учит сам.
Сейчас, в период бурного развития информационных технологий и модернизации промышленности,
действительно возникла необходимость давать педагогические знания преподавателям
технических специальностей. Для преподавания в высшей школе сегодня требуется
не просто инженер, а человек, который помимо массы технических знаний будет
осознавать, что такое образовательный процесс и сможет четко, ясно и доступно
доносить до слушателей то, что знает в своей области. Раньше как-то обходилось
без этого, преподавателей можно было назвать \"самоучками\". Все мы знаем, что
к одним на лекции студенты просто рвутся, у других на лекциях откровенно зевают.
Поэтому сейчас предполагается что-то вроде \"отбора\" на самых ранних ступеньках
вхождения человека в преподавательскую среду, то есть обучение магистрантов,
молодых преподавателей и аспирантов азам педагогики - методике, риторике, умению
заинтересовать и \"держать\" аудиторию. Подобные учреждения организуются сейчас
по всей стране, это направление получило очень широкое развитие. Конечно, политехнический
не мог остаться в стороне. Тем более что за Уралом таких институтов пока нет,
и у ТПУ есть реальная возможность занять очень перспективную нишу, став региональным
центром по инженерной педагогике. Хотелось бы призвать к сотрудничеству и другие
вузы, в новом деле всем найдется работа - и психологам, и социологам, и методистам,
и, конечно же, узким специалистам. Я думаю, что Институт инженерной педагогики
сконцентрирует все то новое, что есть в педагогической науке и в доступной форме
будет давать эти знания преподавателям. И здесь требуется продумать все до мелочей,
учесть индивидуальность каждого человека, ведь обычное обучение не пойдет, многие
преподаватели уже имеют свой немаленький опыт и наработки. Потому курсы для
них должны быть не проходными, а авторскими и интересными.
Кроме этого, создание такого Института решает одну из проблем вхождения в мировое
образовательное сообщество. Достигнута принципиальная договоренность с Московским
автодорожным институтом, в котором организован центр преподавателей европейского
уровня, о том, что специалисты центра прочтут курс лекций для ведущих преподавателей
ТПУ. Десант из московских профессоров высаживается на томской земле в конце
октября. Политехники получат сертификаты, которые позволят им, в свою очередь,
обучать молодых преподавателей. Потом, в планах, организация при ТПУ центра
подготовки педагогов для получения звания Европейского преподавателя инженерного
вуза. Для этого у нас есть и приличная материальная база, и кадры для реализации
программы.
Также наш Институт займется подготовкой необходимых сейчас тестологов. Нужда
в людях этой профессии уже очень остро ощущается - связано это с введением Единого
государственного экзамена в России. В частности, нашу область эксперимент коснется
уже в 2002 году. Честно говоря, образовательная система России оказалась не
совсем готова к тому, что гораздо большее внимание стало уделяться оценке качества
полученных знаний. Нет и достаточного числа квалифицированных кадров, которые
могли бы составлять контрольно-измерительные материалы, а американский образец,
связанный с элективными тестами, на мой взгляд, не совсем подходит для нашей
системы. Нужно свое - российское, привычное. И поскольку мы уже достигли неких
успехов, и у нас есть свои определенные наработки, то есть намерение в рамках
института создать кафедру педагогических измерений, которая повышала бы квалификацию
учителей, преподавателей, оказывала им помощь в составлении и подготовке контрольно-измерительных
материалов, вела бы это направление на научной основе.
Вот это три основных направления деятельности нового Института. Также идет работа
по созданию своего сайта с новостями, крупного научно-методического центра с
литературой, видеотекой с лучшими лекциями ведущих преподавателей, планируется
издание электронного журнала, открытие аспирантуры, коллектив авторов политехнического
и педагогического университетов надеется выиграть сейчас российский конкурс
по подготовке конкурсно-измерительных материалов (тестов) для Единого государственного
экзамена.
Я думаю, Институт инженерной педагогики будет развиваться по мере становления
проблем. Главное, что мы находим взаимопонимание и поддержку у руководства вуза
и преподавателей, и есть все предпосылки для того, чтобы мы развивались устойчиво
- так что через год встретимся и обсудим, что и как сделано.
Документы о создании Института инженерной педагогики ТПУ были подписаны в конце августа, в это же время на должность директора пригласили М.Г.Минина, профессора ТГПУ. Впрочем, Михаил Григорьевич человек для политехнического не новый - в 1967 году он закончил химическую специальность Физико-технического факультета. После двух лет работы на производстве в Красноярске вернулся в политехнический, закончил аспирантуру, став кандидатом технических наук, 5 лет отработал на кафедре. Потом более 10 лет заведовал кафедрой неорганической химии в пединституте, и уже там защитил докторскую диссертацию по педагогическим проблемам, связанную с диагностикой, с мониторингом качества образования, с компьютерными технологиями, являющимися связующим звеном между технической составляющей и педагогической. Таким образом, Михаил Григорьевич имеет двойную специальность, которая находится на стыке педагогики и техники. Директор нового института также известен как руководитель группы разработчиков тестов по химии для проведения Единого государственного экзамена.
Сергей МАЗУРОВ