Народ в ТПУ дружелюбный. Это и традиция такая, и люди такие как-то подбираются. Удачные во всех отношениях. Веселые, открытые, легкие на подъем. Особенно на одной из кафедр. В любой момент - гитару и рюкзак на плечо - и вперед, в экспедицию, на поиски неизвестного. Это про таких писали Джек Лондон и Марк Твен, это они стерли белые пятна с карты истории. А теперь они еще и природу охраняют. Об этом потрясающем сочетании нашему корреспонденту рассказал Леонид Петрович Рихванов, заведующий кафедрой ПИГР:
- В 1995 году мы начали подготовку специалистов с базовыми знаниями геолога, усиленную экологическими дисциплинами. Эта специальность называется \'геоэкология\". Обучение осуществляется на базе кафедры полезных ископаемых и редких элементов. Коллектив кафедры очень молодой средний возраст - 40 лет. И каждый год к нам приходят работать наши выпускники, которые продолжают заниматься научной работой, начатой еще в студенчестве. Тридцать студентов из девяноста, учащихся у нас, занимаются НИРС, имеют научные публикации... Если студент начинает интересоваться наукой на первом-втором курсе, то мы стараемся ему помочь развить его способности и склонности. Как правило, тема курсового проекта становится темой дипломной работы, и темой, которой он будет заниматься в аспирантуре. Вот, например, выпускники 1997 года: Виталий Архангельский и Алексей Шатилов - теперь аспиранты.
Виталий четыре года из пяти занимается НИРС. Его жена Таня, студентка четвертого курса - тоже. Мы уже представили ее к стипендии имени Вернадского. Я думаю, что через она будет у нас в аспирантуре.
- А чем конкретно занимается Виталий?
Л.Р.: - Тема его исследований – «Радиоактивные элементы в почве Томской области». Его вклад в нашу работу очень большой.
Далее. Алексей Шатилов. Это человек с Алтая. Очень хороший человек. Спортсмен-перворазрядник, четыре года занимается НИРС. Его интересует геохимия пыле-аэрозольных загрязнений. Он работал по загрязнению Новогузнецка и бассейна реки Оби. В прошлом году мы его выдвинули на конкурс областной администрации, вместе с Павлом Липуновым. Павел на момент поступления в аспирантуру имел уже около 50 научных работ. Они стали лауреатами в этом конкурсе.
- Вас как-то награждали там?
Алексей: - Призом были три с половиной миллиона. Причем мы стали лауреатами прямо в день выдачи диплома, так совпало.
Л.Р.: -Они закончили университет, распределились в аспирантуру и сразу же уехали на Васюганские болота выполнять хоздоговорную тему.
- О, там, говорят, самогонки много...
Л.Р.: - Могу вас разочаровать - наши люди не пьют и не курят. Это своеобразный кодекс чести такой. Да и они почти все спортсмены. И потом - ситуация, когда люди выступают-выступают за экологию, а потом достают пачку сигарет - ну, это как-то вообще некрасиво.
- Леонид Петрович, вы удивительный...
(Леонид Петрович, польщенный, покидает общество, оставляя корреспондента наедине с юными дарованиями).
- Ну, расскажите мне, как вы стали геологами?
Виталий: -У меня отец геолог. И потом, мне всегда нравились путешествия.
-А почему, например, ты пошел в ученые, а не в бизнесмены?
В.: - Я считаю, каждый должен заниматься своим делом. Я выбрал свое, и оно мне нравится.
- Для вас кто является авторитетом в ТПУ?
В.: - Ну, декан, наверное, преподаватели... Вот был у нас на третьем курсе предмет \"Минералогия и геохимия\". Вел его Александр Иванович Баженов. Так нам стыдно было прийти к нему на экзамен и сдать меньше, чем на \"4\" - такое уважение было к человеку.
- Вы решили связать свою жизнь с Томском?
А.: -По крайней мере, ближайшие несколько лет точно. Может быть, мы бы и поехали куда-нибудь еще, но поисковые геологические партии сокращают, и честно сказать, мне интереснее научной работой заниматься.
- В вашей группе много таких устремленных ребят?
А: - Достаточно сказать, что из шести человек в группе трое закончили с красным дипломом.
- Ужас, что делается! В мое время, когда я училась в политехническом, геологи были такие... разгильдяи. Выпить любили, развлечься.
Виталий и Алексей: - Ну, вы не думайте, что мы какие-то там нудные! Мы любим и погулятъ. У нас очень дружная группа была, и мы часто в лес уходили, ездили на Таловские чаши, еще куда-нибудь... Ведь мы все-таки геологи, а они были и остаются романтиками в душе.
С романтиками беседовала В.АЛЕХИНА