Томский технологический институт в годы Первой мировой войны
В советскую эпоху об этой войне почти не писали. Империалистическая, несправедливая, захватническая… Так ее называли. Хотя были в ней и настоящие герои, и славные победы, а полегло на фронтах с 1914 по 1918 годы не меньше миллиона наших соотечественников. Но на десятки лет Первая мировая война была забыта. И лишь в последние годы о ней заговорили. Особенно много — сегодня, когда отмечается столетие с ее начала.
Ушли добровольцами
Об участии студентов и сотрудников Томского технологического института в той войне известно совсем мало. В историческом очерке «Томский политехнический университет. 1896—1996» с 1913 по 1917 г. просто выпал: вот забастовка в марте 1913-го, а потом сразу события февраля 1917-го. Лишь два предложения о том, что «начавшуюся империалистическую войну часть студентов осудила». Спасибо Игорю Михайловичу Лозинскому — в его книге «Старейший технический факультет Сибири», посвященной 100-летию машиностроительного факультета, содержится хороший фактологический материал с акцентом, правда, на механическое отделение. По крупинкам можно собрать необходимые сведения в первых двух томах биографического справочника «Профессора Томского политехнического университета». Есть и Интернет, в паутине которого можно при желании найти все, что угодно.
В этой статье я попытаюсь кратко рассказать о томских-политехниках — героях и участниках Первой мировой войны, о том, как институт жил в те годы, как помогал русской армии.
Игорь Лозинский в своей книге приводит архивные данные: с начала войны по июнь 1916 года в действующую армию было призвано 693 студента ТТИ, из них: прапорщиков запаса — 33 человека, студентов 1-го и 2-го курсов, родившихся в 1888-1896 годах — 514, добровольцев — 66.
Почти 700 студентов — цифра немалая, если учесть, что в1914 году, например, в институте числилось 1184 студента, в1915-м — 1249, в 1916-м — 1142.
Первые годы войны студенты имели отсрочку от службы вармии до достижения возраста 28 лет, но некоторые ушли добровольцами, многие отправились работать на оборонные промышленные предприятия. Правительство приняло решение, по которому студенты-добровольцы считались в отпуске до окончания войны.
Призывались в войска и вольнонаемные работники института — слесари, служители и др. (у преподавателей была «бронь»). Так, в 1914–1915 годах в ТТИ были призваны на военную службу слесари кабинета деталей машин Иван Федоров и Константин Сосулин, служитель механической лаборатории Иван Лапицкий, служитель электротехнической лаборатории Илья Бардаков, слесарь гидравлической лаборатории Семен Жданов. За вольнонаемными сохранялись их должности, казенные квартиры, а семьи получали от половины до полного оклада, в зависимости от количества детей.
Пришлось уплотниться
В первый военный период среди значительной части преподавателей и студентов института ощущался патриотический подъем. Его отражением стала телеграмма, посланная 14 октября 1914 года директором ТТИ Н.И. Карташовым великому князю Николаю Николаевичу, бывшего тогда Верховным Главнокомандующим, в которой говорилось: «Студенты Томского технологического института Императора Николая II, глубоко воодушевленные призывом Царя России на поле брани, единодушно просят меня сообщить Вашему Императорскому Высочеству о их горячей готовности отдать свою жизнь за обожаемого Царя и за Россию и о том нетерпении, с которым они ожидают сражения с врагом под высоким и доблестным начальством Вашего Императорского Высочества».
С первых дней войны студенты и преподаватели института активно участвовали в организации помощи фронту. Студенты организовали особый студенческий комитет по сбору пожертвований. Профессора и преподаватели читали для населения платные лекции, их жены занимались проведением благотворительных концертов и вечеров. Молодежь также охотно принимала участие в изготовлении белья для раненых и сборе подарков для солдат действующей армии, работала в составе трудовых дружин, организованных для помощи семьям ушедших на войну крестьян.
В эти годы институту пришлось хорошо уплотниться. В 1915-1916 годах весь третий этаж главного корпуса использовался под казармы военных 32-го Сибирского стрелкового запасного полка в количестве 2130 человек. Кроме того, аудитории второго этажа по вечерам приходилось отдавать учащимся 1-й мужской гимназии, вздании которой в то время также находились войска.
ТТИ активно принимал участие в работе по изготовлению различных изделий и снаряжения для армии. В Томске был создан Военно-промышленный комитет, в состав которого вошли и профессора технологического института. Механические мастерские и лаборатории института выполняли различные военные заказы. Так, в механической лаборатории под руководством профессора И.И. Бобарыкова изготавливались крупные части наборов калибров для измерения 9-сантиметровых бомб (для бомбометов), сделано около 10 000 медных кнопок для патронных сумок, проводились испытания материалов для двуколок.
В 1915 году механические мастерские института получили военный заказ на изготовление 10 токарных станков для обработки ружейных стволов.
Профессор ТТИ Я.И. Михайленко организовал производство пероксида натрия для регенерации кислорода в изолирующих противогазах. Участвовали химики института в работе группы ученых из Томского университета «по изысканию способов применения на войне удушливых газов и борьбе с ними».
Ряд сотрудников ТТИ были командированы по линии военного ведомства за рубеж. Например, профессор Б.П. Вейнберг и лаборанты А.П. Малышев и А.П. Проскуряков отправились в Америку в качестве приемщиков продукции по военным заказам артиллерийского ведомства. Ученые ТТИ, в частности, проводили механические испытания стали для взрывателей.
К 1916 году в стране и в Томске патриотические настроения у людей стали иссякать. Война затягивалась и даже в глубоком тылу ощущались все ее тяготы и невзгоды. Весной 1916-го студенты ТТИ присоединились к протестам, организованным петроградским студенческим сообществом. Представители вузов Петрограда заявляли, что правительство, стремясь обезопасить себя в условиях нарастающего протестного движения, главную роль в котором будут играть студенты, отправляет их в войска. Поэтому в резолюции студенчеству предлагалось «призыв в армию использовать в революционных целях, ведя постоянную социалистическую пропаганду и организационную работу в рядах армии и входя в связь с существующими партийными группами среди трудовых масс».
Возвращались в другую страну…
Сколько студентов и работников Томского технологического института погибло на фронтах Первой мировой войны — неизвестно. Неизвестны и имена большинства погибших. Только некоторые. Так, в декабре 1914 года в актовом зале ТТИ была отслужена панихида по погибшим в боях студентам Александре Денисове и Николае Хачатурянце, имевших звание прапорщика. А.С. Денисов был студентом химического отделения, Н.А. Хачатурянц — горного.
В 1918-м в институт начали возвращаться его питомцы, выжившие на фронтах. Совет ТТИ принял специальное постановление о предоставлении бесплатных мест вернувшимся с военной службы. Сохранились некоторые фамилии этих счастливчиков: студенты механического отделения Николай Ермолаев, Милий Кондаков, Александр Голубков, горного, строительного и химического отделений — А. Прошутинский, И. Гушек, И. Казанцев, Г. Попов, Г. Соболевский, Ф. Корякин, С. Бушуев, Г. Першаков и др.
Они возвращались уже в другую страну, охваченную пламенем новой войны — гражданской…
В следующем номере газеты читайте рассказ о политехниках — участниках Первой мировой войны: героях-летчиках Харитоне Славороссове и Александре Квасникове, участнике Брусиловского прорыва Феликсе Шахове и других.
Сергей Никифоров