Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Онлайн-обучение

Каким должно быть образование в век современных технологий

Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в последние годы затронуло все сферы жизни человека, включая высшее образование. Но если в странах-лидерах мирового образования электронное обучение (e-learning) прочно укоренилось, то в России этот процесс только начинает набирать обороты. Осознавая важность внедрения современных ИКТ в образовательный процесс, в ТПУ было принято решение о создании отдельного структурного подразделения, организующего электронное обучение. 1 февраля 2014 года был создан Институт электронного обучения ТПУ.

Электронное обучение — приоритет ТПУ

— Создание Института электронного обучения стало ответом ТПУ на вызовы, стоящие перед высшей школой, — рассказывает директор ИнЭО Сергей Качин. — Еще 20–25 лет назад студент получал в вузе знания, которые на 75 % закрывали его профессиональные потребности на протяжении всей трудовой жизни. Сейчас эта цифра составляет 8–10%. Все меняется настолько быстро, что вуз уже не может обеспечить выпускника знаниями на всю профессиональную жизнь. Соответственно, задача высшей школы смещается с передачи знания на то, чтобы научить студента добывать знания самостоятельно с использованием информационно-коммуникационных технологий, научить его учиться.

При этом, как поясняет Сергей Ильич, нужно учитывать психологические особенности поколения «Z», воспитанного на гаджетах, живущего в соцсетях и черпающего знания в интернете. Учить их нужно иначе — в той среде, в которой они живут. Это значительно повысит качество обучения, позволит сделать его индивидуализированным.

— Примеры тому — США и Южная Корея, где электронное обучение мощно развивается на протяжении 15 лет, — поясняет Сергей Качин. — Зарубежные коллеги говорят, что дополнение традиционного учебного процесса элементами электронного делает его более качественным: студентам нравится учиться, а преподавателям удобнее обучать.
Другой вызов высшей школе — это глобализация образования. Массовые онлайн-курсы (MOOCs) произвели революцию в образовании: имея доступ в интернет, любой желающий может учиться в ведущих мировых университетах. При этом не нужно никуда уезжать и даже не всегда необходимо знать в совершенстве английский. Это, с одной стороны, ведет к тому, что университеты постепенно начинают терять роль национальных центров образования, а с другой, дает возможность этим же университетам выйти на новый, мировой, уровень.

— Путь выхода в мировое образовательное пространство — внедрение и развитие электронного обучения, — говорит Сергей Ильич. — Без этого в современном быстроразвивающемся мире качественного образования уже не обеспечить. Развитие электронного обучения сегодня — одна из стратегических линий ТПУ как ведущего исследовательского университета.

Преподавать онлайн

Научить педагогов преподавать онлайн — одна из основных задач института. Весной этого года около 150 преподавателей ТПУ в рамках курсов повышения квалификации учились разрабатывать электронные курсы. Затем совместно с консультантами ИнЭО, закрепленными за каждым преподавателем, работали над созданием собственных электронных курсов. Результатом этой работы стали около 120 курсов, более 100 из них уже проходят экспертизу и в середине сентября войдут в учебный процесс.

О том, что даст преподавателю собственный электронный курс, рассказывает замдиректора ИнЭО Светлана Велединская.

«Во-первых, электронный курс — это удобно. Среда обучения MOODLE (система управления обучением, действующая в ТПУ, — прим. ред.) имеет множество вариантов отчетов, позволяющих увидеть, как учится каждый студент, — говорит Светлана Борисовна.— Благодаря этому результат обучения можно наблюдать не на экзамене или зачете, а в процессе, меняя и дозируя нагрузку, делая обучение индивидуализированным.

Во-вторых, многие элементы учебного процесса без потери качества можно «вывести» за пределы учебной аудитории: читать лекции и проверять задания можно не находясь в аудитории. Также в соответствии с определенными критериями мы можем рекомендовать преподавателю отказаться от части аудиторных занятий. Это позволяет оптимизировать работу и потратить освободившееся время, например, на научную деятельность.

Ну и, конечно, не надо забывать, что электронное обучение — один из пунктов эффективного контракта. Разработка электронного курса поощряется материально в рамках надбавок Ученого совета ТПУ ».

Электронные курсы в ТПУ де факто используются в учебном процессе уже несколько лет, однако разница между уже существующими и находящимися сегодня в разработке, по словам Светланы Борисовны, огромная.

«Задача Института — через систему курсов повышения квалификации и тренингов научить преподавателей не только создавать электронные курсы, но и преподавать в электронной среде, познакомить с особенностями педагогики электронного обучения. А это новое направление для ТПУ. Поэтому и акцент в наших КПК мы смещаем с того, как создать материалы, на то, как их применять, как улучшить учебный процесс за счет технологий, потому что электронное обучение — это не наличие учебных пособий в электронном виде, это специальным образом организованный процесс».

На протяжении нескольких месяцев новый институт активно готовился к введению электронного обучения в очную форму. Разработан пакет нормативных документов: «Положение об электронном обучении», «Временное положение об экспертизе электронных курсов», «Требования к электронному курсу», регламенты учета связанных с электронным обучением показателей эффективного контракта и надбавок Ученого совета.

Для того чтобы помочь преподавателям освоиться в электронной среде с началом нового учебного года, запущена пилотная версия сайта «Электронное обучение в ТПУ» (http://el.tpu.ru), где сосредоточена информация об электронном обучении, действующей нормативной базе, программах ПК и много других полезных материалов.

«На сайте можно будет увидеть примеры интересных электронных курсов как преподавателей ТПУ, так и зарубежных коллег, — рассказывает Светлана Борисовна, — а со временем, мы надеемся, он станет еще и площадкой для общения преподавателей по тематике электронного обучения».

О трудностях и перспективах

С какими трудностями сталкивается и как их преодолевает институт, рассказывает замдиректора ИнЭО Валерий Данекер.

«За время с февраля 2014 прошло становление института. С 1 сентября 2014 г. электронное обучение становится неотъемлемой частью учебного процесса ТПУ по всем формам обучения. Наш институт начал заниматься разработкой электронных образовательных ресурсов на заказ: в технологиях массовых онлайнкурсов идет подготовка курсов для ОАО «Газпром» и Сколковского института науки и технологий.

Конечно, любое начинание не обходится без трудностей. Есть они и у нас: это и технологические проблемы, неизбежные на стадии становления, и некоторый скептицизм со стороны преподавателей. Уверенность в правильности выбранного университетом пути развития дает нам то, как меняется отношение преподавателей к электронному обучению после погружения в электронную среду. Конечно, электронное обучение никогда не заменит традиционное полностью, но все больше появляется понимание того, что современные технологии могут обогатить обучение, сделать процесс удобным, современным и более качественным».

Наталья Новикова