Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Карлсруэ не устаёт удивлять...

Томский политехнический с Университетом Карлсруэ связывают давние многообразные и плодотворные контакты в области науки и образования. И поездка в Германию группы сотрудников ТПУ в октябре этого года проходила в рамках совместного проекта ЕС в области науки управления СROSSUM.

В состав делегации входили: Альфред Андреевич Дульзон - профессор каф. международного менеджмента, директор Представительства ТПУ в Карлсруэ, руководитель проекта, Михаил Соловьев - зам. начальника учебного управления, Глеб Бенсон - ведущий специалист Международного управления, Людмила Кравцова - нач. отдела развития Web-сервера ТПУ, Ольга Васильева - зав. сектором НТБ ТПУ. Татьяна Сиврикова - специалист по международному сотрудничеству РНЦ ТПУ.

Поскольку проект направлен на развитие, изучение и распространение передового опыта в управлении вузами, цель поездки была определена заранее - ознакомление с деятельностью различных структурных подразделений Университета Карлсруэ, а также с работой некоторых городских служб, в частности центра по работе с гражданами при мэрии г. Карлсруэ.

Каждый из политехников почерпнул в Германии немало нового. Думаем, все эти знания пойдут на пользу дальнейшему развитию нашего университета.

Сегодня своими впечатлениями и полученной в поездке информацией с читателями газеты «За кадры» делятся Людмила Ивановна Кравцова и Оксана Михайловна Васильева:


Немного истории. Университет Карлсруэ является старейшим техническим вузом Германии. Датой основания университета считается 7 октября 1825 г., когда Великий герцог Людвиг Баденский подписал Указ о создании Политехнической школы в Карлсруэ. Прототипом послужила французская Ecole Polytechnique. В 1865 г. другой Великий герцог, Фридрих, преобразовал Политехническую школу в Технический университет. В честь герцога, в 1902 г., Университет стали называть \"Фридерициана\" (Fridericiana). Свое нынешнее официальное имя университет носит с 1967 года.

Современность. Структура университета в ее нынешнем виде сложилась к 1937 г. Естественно, возникли новые факультеты, институты, исследовательские центры. Компьютерный центр университета - самый крупный и инновационно развитый в сравнении с аналогичными центрами других университетов страны. 12 факультетов, свыше 120 институтов, междисциплинарные исследовательские центры - таков университет сегодня. Репутация вуза как одного из наиболее развитых исследовательских и учебных центров Германии привлекает сюда большое количество желающих получить высшее образование и заниматься исследовательской работой (более 20% студентов университета - иностранцы). Кстати, у химиков есть очень хорошие шансы на стажировку в Карлсруэ. Университет дорожит своим «лицом». Высокие требования к образовательным стандартам, глубокая теоретическая подготовка в соединении с современной экспериментальной базой позволяют готовить специалистов, нацеленных на будущее.

Учебное управление включает в себя два отдела: отдел, занимающийся управлением учебным процессом, и отдел, представляющий интересы университета на судебных процессах.

Первое подразделение, как и положено, занимается всем учебным процессом, начиная с приема документов и заканчивая выдачей дипломов. Насколько просто оформить студенческий билет и продлить его, нам продемонстрировали в департаменте по работе со студентами. Выглядело это примерно так:

Получение студенческого билета - студент приходит, его усаживают перед камерой, фотографируют, распечатывают студенческий, ламинируют его и выдают студенту. На все уходит минут пять, максимум, и плата за услуги не взимается.

Продление студенческого билета. Вы бывали в новосибирском метро? Технология именно такая - подходите к машине, она «проглатывает» ваш студенческий и тут же возвращает, уже продленным на следующий семестр, при условии, что у вас нет проблем с переводом на следующий курс.

Что касается учебных планов, то их, в привычном нам понимании нет. Есть некоторое количество обязательных базовых дисциплин, все остальное - на усмотрение студента. Он может спланировать «собственную траекторию» обучения. Не факт, что намеченный к изучению курс он прослушает в запланированное им самим время. К примеру, окажется слишком много желающих прослушать этот курс. Тогда придется подождать. Буквально все сведения о студенте - его личная информация, личные учебные планы, график сдачи зачетов и экзаменов, успехи при сдаче экзаменов, информация об уплате финансовых взносов за обучение и сервис, - все это находится в единой базе данных, которая используется различными структурами университета, благодаря чему и осуществляется оперативное управление учебным процессом. Но при этом есть интересная деталь: если студент сам не захочет, никто, даже родители, не смогут узнать о егс успеваемости, - эта информация не разглашается. Таким образом подчеркивается уважение к правам человека.

Встреча с канцлером университета г-ном Диртманом Эртманом (Dietmar Ertmann) прояснила источники финансирования вуза, требования к образовательным стандартам, отношение к рейтингам, воэможности дальнейшего сотрудничества наших университетов. Особое место в беседе занял вопрос о взглядах на объединительные и преобразовательные процессы в Европе, прежде всего касающиеся высшего образования - имеется в виду Болонская конвенция, отношение к которой далеко не однозначно. Основное положение Болонской конвенции - двухступенчатая модель образования в Европе: 3 года (для бакалавров) + 2 года (для магистров). Г-н Эртманн убежден, что получить качественное высшее образование и стать высококвалифицированным специалистом за 3 года невозможно! Но поскольку решение на политическом уровне принято, г-н Эртманн считает главной своей задачей на данном этапе, найти способы свести к минимуму наносимый вред качеству подготовки специалистов.

Международное управление. Любой иностранный студент, прибывший на учебу в университет, оказывается под патронажем специалистов этого отдела. Здесь можно найти информацию обо всех учебных заведениях, с которыми университет поддерживает отношения, их учебные планы, программы, исследовательские проекты, просто рекламные материалы. О структуре, функциях, задачах, решением которых занимается отдел, рассказал его руководитель Ахим Ниссен (Achim Niessen) .

Интересно, что зачисление в университет Карлсруэ происходит на конкурсной основе, по результатам документа о среднем образовании. Сдавать вам придется только один экзамен - немецкий язык. Существует целая система пересчета баллов из аттестатов различных стран. Причем, если в вашем аттестате пятерок и четверок меньше 75 % - то у вас нет шансов участвовать в конкурсе. Таким образом, в университет Карлсруэ попадают лучшие из лучших.

Здесь есть свои проблемы. К примеру, не так давно столкнулись с таким явлением, как «подставные лица» на вступительных экзаменах, представляющие «интересы» абитуриентов одной из республик бывшего СССР. Теперь тщательно сопоставляют фотографию с оригиналом.

Историк по специальности, г-н Ниссен оказался великолепным гидом! Недолгая экскурсия по городу, сопровождаемая его расскаэом об улицах, фонтанах, зданиях, в особенности истории, связанные с постройкой дворца Маркграфа - это не только часть культурной программы. Отношение людей к городу, как к своему со6ственному дому, может стать особой темой для разговора.

Библиотека университета представляет из себя некий холдинг, включающий библиотеки факультетов и «главный корпус». Предельно упрощенная процедура записи, доступность фондов, возможность быстрого получения нужных публикаций, связь со всеми библиотеками страны, а не только земли Баден-Вюртемберг, делают библиотеку информационным и коммунинацнонным центром университета. У библиотеки есть возможность выписывать около 2 600 наименований периодических изданий, причем не ставшие популярными у читателей издания на следующий год не выписываются. Имеется доступ и к полнотекстовым электронным версиям этих журналов, фонд мультимедиа содержит около 916 000 единиц. Библиотека располагает полной коллекцией действующих DIN стандартов (всего четыре центра в мире могут этим похвастаться, университет Kapлсруэ в их числе). На сайте библиотеки сотрудникам университета предоставляется возможность размещать свои научные публикации, лекционные курсы, в том числе и видеозаписи лекций. Такая возможность рассматривается как способ «продвижения своей продукции», рекламы.

В 2005 г. завершится строительство нового корпуса библиотеки, где будет оказываться весь спектр библиотечных услуг круглосуточно. Это будет библиотека, оборудованная по последнему слову техники. Предполагается наличие охраны, а в остальном читатели будут предоставлены сами себе и своим информационным потребностям.

К слову сказать, за семестр, каждый студент имеет право на бесплатное копирование 500 страниц текста. Произвел впечатление суперсовременный сканер, который сканирование текстов осуществляет «бережно», не касаясь страниц. Специальное программное обеспечение корректирует (выпрямляет) изображение текста на развороте страниц. Нет необходимости, для достижения качества сканирования, «выгибать» книги, варварски придавливать чем-нибудь тяжелым, что особенно важно при сканировании уникальных раритетных изданий.

Вычислительный центр и служба поддержки Web-сайта. Мощности вычислительного центра, компьютерного парка, организация сети университета не могли не поразить наше воображение. Вычислительный центр университета Карслруэ обслуживает 18000 пользователей. Это стало возможным благодаря наличию «СУПЕР-КОМПЬЮТЕРА» и надежной сети. Система «СУПЕР-КОМПЬЮТЕР» состоит из 112-ти двух процессорных узлов, оснащенных процессорами POWER3 (375 Mhz) и 2 GВ памяти и 4-х восьми процессорных узлов, оснащенных процессорами POWER3 (37Б Mhz) и 8 GB памяти с общим дисковым пространством 870 GB для высокопроизводительных вычислений и внешней памятью 1.7 TeraBytes для файлов пользователей. Используются взаимодополняющие и взаимозаменяющие виды связи - оптоволоконные и радио-каналы.

Ни для кого не секрет, что развитие Web-портала университета зависит от числа и качества Web-серверов подразделений университета. Информация на сайтах подразделений только тогда будет актуальна, востребована, когда будет поддерживаться самим подразделением или личностью. Электронные методические материалы и учебники, тестовые контролирующие материалы должны находится на сайтах подразделений. Руководитель вычислительного центра Ульрих Вайс (Ulrich Weib) рассказал нам, что когда два года назад остро встал вопрос о развитии Web-портала университета, о создании сайтов подразделений, они однозначно пришли к выводу, что переложить необходимость разработки сайта на плечи подразделений - это нерациональный и непрофессиональный путь. Не каждое подразделение может себе позволить содержать высококвалифицированных специалистов (Web- дизайнера, Web-программиста, администратора сервера). В Карлсруэ избрали иной путь - был приобретен универсальный конструктор сайтов, полное программное и аппаратное обеспечение для единого Web-комплекса. После этого была проведена мощная рекламная кампания в университете - преподавателям, сотрудникам и студентам были продемонстрированы возможности, доступность конструктора сайтов, организованы обучающие курсы для всех желающих, издано «Руководство по созданию сайта». И теперь любой сотрудник университета Карлсруэ, даже не очень квалифицированный, может создавать сайты и размещать на них свои ресурсы. Да, эти сайты несколько похожи друг на друга (существует всего три основных шаблона), но они добротны, универсальны, надежны и соответствуют современным нормам web-культуры. Возможно, этот путь развития приемлем и для развития информационного Web-портала нашего университета. Во всяком случае, поразмышлять есть смысл.

Учебный центр по адаптации студентов с плохим зрением и слепых. То, что в университете учатся люди с ограниченными возможностями, для нас новостью не было. Но дело-то в том, что вуз - технический, а речь идет о студентах, практически лишенных зрения! К тому же эти студенты занимаются не в отдельных группах для инвалидов, а вместе со всеми.

Центр существует 10 лет. За это время была достигнута договоренность с руководством университета об изменениях в стиле преподавания. Раньше преподаватель мог, к примеру, сказать: «Отсюда следует...» и, повернувшись к доске, продолжать, стуча мелом и уже не комментируя, что же все-таки «следует». Теперь он четко проговаривает все, что записывает. Сами преподаватели к подобным нововведениям отнеслись с пониманием. Учебные материалы сканируются и распечатываются на специальном принтере, переводящем текст в «брайлевский». То же самое и с чертежами. Компьютеры обеспечены специальными платформами и клавиатурами, позволяющими «считывать» текст, появляющийся на мониторе. В центре оперативно создаются специальные маршрутные схемы передвижения по кампусу, где указываются «проблемные» зоны, например, при ремонте дорог. Иногда, при внезапной разрытой траншее информацию об этом сразу выкладывают на сайт Центра.

В Томском политехническом университете (ТПУ) при поддержке Международной программы Евросоюза TEMPUS-3 и при участии Министерства образования Российской Федерации 14 марта 2003 года был проведен Первый Томский межрегиональный научно - методический семинар «Доступное для инвалидов высшее образование» («ДИВО-2003»). И ТПУ, и недавно созданное Томское общественное движение «ДИВО» только в начале пути. Поэтому посещение центра адаптации студентов с плохим зрением и слепых университета Карлсруэ и встреча с руководителем этого центра и одновременно уполномоченным по делам инвалидов Иохимом Клаусом (Joachim Klaus) были крайне интересными с точки зрения получения опыта в практической организации сопровождения инвалидов при обучении в университете. На вопрос «почему акцент в деятельности центра сделан на сопровождение только инвалидов по зрению и слепых», г-н Клаус сказал, что к инвалидам-«колясочникам» среда в Германии уже «дружелюбна», и они практически адаптированы в повседневной жизни - благодаря повсеместному наличию пандусов, лифтов, подъемников, потому в такой опеке, как «слепые» не нуждаются. Одним из основных направлений деятельности центра и лично господина Клауса является трудоустройство выпускников-инвалидов. Причем надо отметить, что в Германии существует закон, обязывающий руководителей предприятий при найме на работу при прочих равных условиях отдавать предпочтение инвалидам.

Регистрационный центр по работе с гражданами. Наверное, многие автовладельцы с содроганием вспоминают день регистрации автомобиля в «органах», а те, кто хоть раз куда-то выезжал, - очереди на оформление документов, не говоря уже о необходимости получения всевозможных справок.

В этом центре нас встретил человек с яркой внешностью южанина, одетый в красную рубашку, через расстегнутый ворот которой просматривалась увесистая золотая цепочка. Галстук отсутствовал. Присутствовала обувь с острыми носами. В общем, персонаж то ли «Цыганского барона», то ли «Алено», на арийца он не походил. А уж тем более на отечественное представителя подобных служб! Потом он начал говорить... По тому, как округлялись глаза Татьяны Сивриковой, прекрасно владеющей немецким, стало ясно, что речь его отличается от традиционной немецкой речи - и не тольно по бешеному темпу. Спасибо нашему «штатному переводчику» Альфреду Андреевичу Дульзону!

Благодаря общим усилиям, при переводе мы узнали следующее: Центр - это муниципальное предприятие, целью которого является оформление всевозможных гражданских актов с населением города - здесь вы можете зарегистрировать рождение ребенка, брак, смерть, зарегистрировать машину и получить номера, оформить загранпаспорт или временную регистрацию (прописку) гостей города или студентов и многое другое. В комфортном зале работают 12 регистраторов, это высококвалифицированные специалисты (не обязательно с высшим образованием), хорошо знающие не только свои обязанности, но и обязанности коллег, а потому взаимозаменяемые. Компьютеры объединены в локальную сеть и одновременно связаны с городскими архивами и другими муниципальными учреждениями для обмена информацией, поэтому вас не заставят ехать на другой конец города для получения какой-либо справки. Объяснив свою проблему у главного регистратора при входе, Вы получаете талончик с номером и располагаетесь в зале ожидания в мягком удобном кресле. Вам остается периодически посматривать на электронное табло, где очень скоро появиться Ваш номер и будет указан номер столика регистратора, где Вас уже ждут. Время ожидания, как нам сообщил с гордостью руководитель департамента, сведено в обычное время до 7 минут, а в «часы пик» до 15 минут. Вот так...

В общем, программа поездки получилась плотной, насыщенной, благодаря четкой организации визита координаторами проекта Йорганом Шерером (Jorg Scherer) от университета Саарланда, Томасом Берзигом (Thomas Bersig) от университета Карлсруэ и руководителем проекта А. А. Дульзоном от ТПУ. Ими была предусмотрена не только деловая, но и культурная составляющая нашего визита. В легендарном Баден-Бадене руководитель Тургеневского общества Рената Эфферн (Renate Еffern) провела с нами двухчасовую экскурсию на русском языке. Во Франции в Страсбурге мы любовались городом со 146-метровой высоты собора Нотр-Дам, проплыли на экскурсионном катере вдоль набережных, по которым гуляли Вагнер, Моцарт, Бах, мимо Европейского парламента, а в горах Шварцвальда наслаждались истинным вкусом вишневого торта...

Людмила КРАВЦОВА,
Оксана ВАСИЛЬЕВА.