Вообще, если вы считаете, что кураторская работа бесполезна, и вам непонятно, зачем все это нужно, то лучше от этого открестится на этапе согласования вашей кандидатуры с начальством.
По статусу вы, конечно, находитесь выше студента, но только в университете. Надо помнить, что студент - это временно. Как знать, вероятно вскоре они станут ведущими специалистами, большими начальниками, а может быть, просто вашими друзьями, если только у вас хватит мужества признать, что вы в общечеловеческом плане со студентами равны.
1. С чего начать или глаза бояться, а работать надо.
Воспитательная работа невозможна без, собственно, воспитания. Извините за тавтологию, но суть есть в том, что без разъяснений, наставлений, нравоучений, если хотите, не обойтись. У каждого куратора рано или поздно наступает момент, когда все «нужные темы» исчерпаны. Ну в самом деле, о правилах внутреннего распорядка, вроде бы рассказала, о положении, о рейтинге, о правилах проживания в общежитии рассказала, с Уставом университета ознакомила. Что делать дальше? Хочешь-не хочешь, а час куратора раз в две недели провести обязана. Многие кураторы с полной уверенностью в своей правоте идут по следующему пути. Они говорят детям, как правило, следующее: «Ребята, если у вас возникнут проблемы, приходите». Внешне звучит вполне благопристойно. Дети перестают беспокоить, и трудности кураторства отпадают сами собой. А между тем, сказать ребятам вышеупомянутую фразу все равно, что отмахнуться от их проблем.
Если между куратором и курируемым не установились отношения, нет доверия, если ребята не чувствуют заинтересованности куратора в своих трудностях и переживаниях, они никогда к ним не придут.
Для себя я решила эту проблему следующим образом. Не важно - есть у меня воспитательная тема для беседы или нет, с часа куратора я ребят не отпускаю. Я говорю себе: \"Сегодня ко мне придут гости\". Когда к вам приходят гости, вы волей-неволей должны занимать их разговорами, чтобы быть хорошей хозяйкой. Так и на часе куратора, не важно о чем мы говорим. О политике ли, о моде, рассказываю ли истории из своей студенческой жизни или о чем-то еще. Главное то, что мы общаемся, и в процессе разговора выясняется вдруг, что есть у них проблемы, решить которые мы в силах. Кроме всего, вопросы находятся в вашей компетенции. Попробуйте в начале часа куратора, только встретив детей, спросить, какие у них есть проблемы. В 90% случаев вам скажут, что все у них хорошо, все нормально. А поговорив с ребятами, выясняется, что проблемы есть. Тут главное - не остаться равнодушным, а предпринять усилия, чтобы помочь. И это одна из заповедей куратора.
Семь заповедей куратора
(вы можете дописать еще)
Считаю, что основной трудностью кураторской работы является установление контакта с группой. Конечно, успешное решение этой задачи во многом зависит от личных качеств куратора. Но, в сущности, каждому из нас присуще чувство опеки старшего над младшим. Главное – не быть равнодушным.
2. А что дальше?
Вот это вопрос. Допустим, контакт мы установили, а дальше-то что? А дальше нужно поддерживать отношения. Считайте, что вы за раз приобрели 25 друзей. Как мы начинаем отношения с человеком, если хотим стать друзьями?
Наверное, мы стремимся узнать об этом человеке больше, чтобы понимать его. Мы стараемся быть тактичными, чтобы не обидеть. И поступаем так, как поступают друзья.
А как быть с группой? В педагогике сейчас моден личностноориентированный подход. Это значит, что перед вами не группа как объект воспитания, а 25 отдельных личностей, каждая со своими особенностями, которые надо учитывать при общении. Кураторство - это творчество, и тут трудно давать советы еще и потому, что все очень индивидуально. Кураторы - люди разные, дети тоже не одинаковые. Но напомню несколько мелочей, которые часто не принимают в расчет.
3. Собственно о работе
Далее. Не стоит забывать о вашей воспитательной роли. Не буду развивать здесь мысль о том, что воспитывает ваша личность как таковая, сама по себе (манеры, стиль одеваться, взгляды и т.д.). Кроме этого, вам вменяется в обязанностъ проведение собственно тематических воспитательных занятий. И над этим надо думать серьезно.
Часто говорят «кураторство - это творчество». А творчество - это импровизация. А хорошая импровизация та, которая заранее подготовлена. Возможно, эти три фразы
отдают софистикой, но тем не менее наша работа также должна быть хорошо продумана и как-то упорядочена. Для этого просто необходима рабочая программа, согласованная со специалистами-психологами, педагогами. Раз мы вторгаемся в область душ (так я себе представляю воспитание, потому что если говорить о теле, то это получается тренировка), тогда главный принцип, которым мы должны руководствоваться, \"не навреди\", так же, впрочем, как и у медиков, потому что психическое здоровье является важной составляющей здоровья физического.
Сейчас я не готова привести здесь полностью программу работы куратора. Могу лишь сказать, что имею мнение по поводу того, какой она должна быть.
Но какой, бы хорошей ни была программа, и как бы сильно не стремился куратор добросовестно выполнять свои обязанности, важно, чтобы интерес к этой роботе у него не угасал. И тут тоже есть, над чем думать.
Л.А.РЕДЬКО