Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Как не оттолкнуть ребят от себя

Вообще, если вы считаете, что кураторская работа бесполезна, и вам непонятно, зачем все это нужно, то лучше от этого открестится на этапе согласования вашей кандидатуры с начальством.

По статусу вы, конечно, находитесь выше студента, но только в университете. Надо помнить, что студент - это временно. Как знать, вероятно вскоре они станут ведущими специалистами, большими начальниками, а может быть, просто вашими друзьями, если только у вас хватит мужества признать, что вы в общечеловеческом плане со студентами равны.

1. С чего начать или глаза бояться, а работать надо.

Воспитательная работа невозможна без, собственно, воспитания. Извините за тавтологию, но суть есть в том, что без разъяснений, наставлений, нравоучений, если хотите, не обойтись. У каждого куратора рано или поздно наступает момент, когда все «нужные темы» исчерпаны. Ну в самом деле, о правилах внутреннего распорядка, вроде бы рассказала, о положении, о рейтинге, о правилах проживания в общежитии рассказала, с Уставом университета ознакомила. Что делать дальше? Хочешь-не хочешь, а час куратора раз в две недели провести обязана. Многие кураторы с полной уверенностью в своей правоте идут по следующему пути. Они говорят детям, как правило, следующее: «Ребята, если у вас возникнут проблемы, приходите». Внешне звучит вполне благопристойно. Дети перестают беспокоить, и трудности кураторства отпадают сами собой. А между тем, сказать ребятам вышеупомянутую фразу все равно, что отмахнуться от их проблем.

Если между куратором и курируемым не установились отношения, нет доверия, если ребята не чувствуют заинтересованности куратора в своих трудностях и переживаниях, они никогда к ним не придут.

Для себя я решила эту проблему следующим образом. Не важно - есть у меня воспитательная тема для беседы или нет, с часа куратора я ребят не отпускаю. Я говорю себе: \"Сегодня ко мне придут гости\". Когда к вам приходят гости, вы волей-неволей должны занимать их разговорами, чтобы быть хорошей хозяйкой. Так и на часе куратора, не важно о чем мы говорим. О политике ли, о моде, рассказываю ли истории из своей студенческой жизни или о чем-то еще. Главное то, что мы общаемся, и в процессе разговора выясняется вдруг, что есть у них проблемы, решить которые мы в силах. Кроме всего, вопросы находятся в вашей компетенции. Попробуйте в начале часа куратора, только встретив детей, спросить, какие у них есть проблемы. В 90% случаев вам скажут, что все у них хорошо, все нормально. А поговорив с ребятами, выясняется, что проблемы есть. Тут главное - не остаться равнодушным, а предпринять усилия, чтобы помочь. И это одна из заповедей куратора.

Семь заповедей куратора
(вы можете дописать еще)

  1. Не быть равнодушной.
  2. Быть доступной.
  3. Не быть высокомерной.
  4. Уметь слушать и слышать.
  5. Уметь делиться собственным жизненным опытом, как положительным, так и отрицательным.
  6. Быть искренней.
  7. Быть тактичной.

Считаю, что основной трудностью кураторской работы является установление контакта с группой. Конечно, успешное решение этой задачи во многом зависит от личных качеств куратора. Но, в сущности, каждому из нас присуще чувство опеки старшего над младшим. Главное – не быть равнодушным.

2. А что дальше?

Вот это вопрос. Допустим, контакт мы установили, а дальше-то что? А дальше нужно поддерживать отношения. Считайте, что вы за раз приобрели 25 друзей. Как мы начинаем отношения с человеком, если хотим стать друзьями?

Наверное, мы стремимся узнать об этом человеке больше, чтобы понимать его. Мы стараемся быть тактичными, чтобы не обидеть. И поступаем так, как поступают друзья.

А как быть с группой? В педагогике сейчас моден личностноориентированный подход. Это значит, что перед вами не группа как объект воспитания, а 25 отдельных личностей, каждая со своими особенностями, которые надо учитывать при общении. Кураторство - это творчество, и тут трудно давать советы еще и потому, что все очень индивидуально. Кураторы - люди разные, дети тоже не одинаковые. Но напомню несколько мелочей, которые часто не принимают в расчет.

  1. Выпишите дни рождения своих студентов и не пропускайте ни одного. Главное - это ваше внимание. Достаточно поздравить человека, даже не обязательно открыткой. Можно распечатать поздравление просто на бумаге или отправить по электронной почте. Тем более, это вас не затруднит, хотя бы потому, что по правилам арифметики, вам придется поздравлять в месяц максимум двоих.
  2. Не игнорируйте праздники. Приветствуйте любой намек на совместное празднование (в рамках приличия). Это сплачивает группу. Приурочивайте к праздникам культурные мероприятия (поход в театр, на выставку, в музей, самодеятельный концерт и т.д.).
  3. Из 25 человек всегда будут как минимум 5 – костяк группы, так называемые заводилы, которые занимают в группе активную позицию и всегда приходят на час куратора. Они всегда в курсе событий, которыми делятся с вами. Не пропускайте эту информацию мимо ушей. Возможно, кому-то в группе необходима психологическая коррекция. Конечно, не факт, что вы обязаны заняться этим лично. Тут главное - не навредить. В ТПУ есть психологическая служба, где работают професснонально.

3. Собственно о работе

Далее. Не стоит забывать о вашей воспитательной роли. Не буду развивать здесь мысль о том, что воспитывает ваша личность как таковая, сама по себе (манеры, стиль одеваться, взгляды и т.д.). Кроме этого, вам вменяется в обязанностъ проведение собственно тематических воспитательных занятий. И над этим надо думать серьезно.

Часто говорят «кураторство - это творчество». А творчество - это импровизация. А хорошая импровизация та, которая заранее подготовлена. Возможно, эти три фразы отдают софистикой, но тем не менее наша работа также должна быть хорошо продумана и как-то упорядочена. Для этого просто необходима рабочая программа, согласованная со специалистами-психологами, педагогами. Раз мы вторгаемся в область душ (так я себе представляю воспитание, потому что если говорить о теле, то это получается тренировка), тогда главный принцип, которым мы должны руководствоваться, \"не навреди\", так же, впрочем, как и у медиков, потому что психическое здоровье является важной составляющей здоровья физического.

Сейчас я не готова привести здесь полностью программу работы куратора. Могу лишь сказать, что имею мнение по поводу того, какой она должна быть.

Но какой, бы хорошей ни была программа, и как бы сильно не стремился куратор добросовестно выполнять свои обязанности, важно, чтобы интерес к этой роботе у него не угасал. И тут тоже есть, над чем думать.

Л.А.РЕДЬКО