Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Нет ничего невозможного для человека с интеллектом

Людмила Анатольевна Редько – куратор группы 1020, старший куратор электрофизического факультета. В 2000 году Людмила Анатольевна окончила электрофизический факультет ТПУ. Аспирант, преподаватель-ассистент на кафедре физических методов, приборов контроля и качества...

Мы разминулись с Людмилой Анатольевной на входе в преподавательскую. Было сложно представить, что мимо меня проскользнул старший куратор и что это была та самая хрупкая девушка с большими глазами, скорее напоминающая «студентку-отличницу-комсомолку», чем человека, занимающего столь ответственную должность. И все-таки это оказалась она... Какая? Серьезная и улыбчивая. Хрупкая и целеустремленная. Красивая и умная.


- Я стараюсь планировать свой рабочий день, ведь надо успеть очень много. Это и кураторство, и работа на кафедре в качестве преподавателя, ассистента, и подготовка диссертации... Мне нравится то, что я делаю. Наверное, я бы не смогла заниматься делом монотонным, например, например только сухо работать с цифрами.

- Людмила Анатольевна, что для вас значит политехнический?

- ТПУ для меня – это Альма Матер. Здесь работа, встречи с интересными людьми. Это просто моя жизнь. Некоторые люди часы, которые занимает работа, считают выброшенными из жизни. Мне же нравится моя работа. Работа в политехническом – это, прежде всего, творчество. Здесь есть возможность реализовать себя во всех сферах, делать то, что нравится. Я работаю в трех направлениях – как преподаватель, как научный сотрудник и как общественник. Общественная работа для меня – это способ самореализации.

Не так давно, 9 октября, у нас прошло посвящение в студенты нашей специальности. Мы вместе с ребятами готовили это мероприятие. Сейчас занимаемся организацией молодежной секции на конференции «Качество и стратегии XXI века». Под чутким руководством заведующего кафедрой физических методов и приборов контроля качества Валерия Констатиновича Кулешова я принимаю участие в организации научной работы студентов своей группы.

А поступила в ТПУ по воле случая. Окончила хорошо школу, взяла и поступила на электрофизический факультет, не думая. Мне повезло, что ни разу и мысли не возникло, что я сделала что-то неправильно.

- ЭФФ принято считать «мужским» факультетом, сложным...

- Ведь нельзя же сказать однозначно, мыть посуду – дело женское или мужское. Конечно, существуют определенные стереотипы. И есть свои трудности с пониманием и возникающие сложности, например, в работе с приборами. Но все постигаемо. Как говорится, нет ничего невозможного для человека с интеллектом. Особых сложностей во время обучения я не испытывала. Хотя в последнее время все меняется: у нас на факультете появилось очень много девушек. И я не скажу, что это плохо. Мне кажется, что это только украшает наш факультет.

- Какими качествами должен обладать куратор?

- Самое главное – не оставаться безразличным. Мы очень часто не замечаем людей вокруг нас – их эмоций, чувств. Считаю, что работа с людьми предполагает ответственость и чуткость. У одного, может быть, возникла проблема с родителями, у другой – с любимым... Да каких только проблем не бывает. А ты должен помочь там, где можешь помочь. Но ведь еще нужно расположить к себе человека, постараться, чтобы он захотел обратиться к тебе за помощью. Это не всегда бывает просто. А если ты не в состоянии быть доступной для общения, открытой, к тебе никто не придет. Мне очень нравится работать с моими ребятами – это заряжает хорошим настроением, наполняет энергией. Мне повезло с группой – это факт. С ними очень легко общаться, они отзывчивы на все мои предложения, впрочем, они и сами инициативны.

- А работа старшего куратора?

Что касается старшего куратора, то, к сожалению, общая картина по политехническому такова, что далеко не во всех группах кураторы работают добросовестно. И зачастую складывается так, что старший куратор в единственном числе пытается сдвинуть этот процесс с мертвой точки. Не все кураторы даже приходят на кураторские часы. А ведь известно, что если контакт с ребятами не сложился с первых месяцев их пребывания в университете, то дальше труд куратора практически бесполезен. Так, попытки сменить куратора после не нашедшего взаимопонимания со студентами зачастую не дают положительного эффекта. Сложно организовать студентов на втором курсе, если они уже год обходились без куратора.

Хотя есть у нас и замечательные кураторы. Из тех, чья работа рядом, это Любовь Андреевна Шнайдер, Ирина Станиславовна Голованова, Наталья Вячеславовна Воробьева и другие... Яркий пример замечательного куратора – Валерий Константинович Кулешов. Он обожает студентов, а они всегда отвечают ему взаимностью, обращаются за помощью и советом по любому вопросу, с любой проблемой. Для меня он является авторитетом во всех сферах – и как ученый, и как общественный деятель, и как личность.

Работа старшего заключается в том, чтобы организовать обмен личным опытом в кураторской деятельности. Обмен опытом важен в любом деле, хотя универсальных подходов не бывает: все люди разные... Важно не навредить.

- Людмила Анатольевна, а свободное время чему посвящаете? Оно остается?

- Сейчас читаю много литературы, посвященной проблемой этики, нравственности. Для меня сейчас представляется важным определить свое место в жизни, понять, как мы должны жить, чтобы оставаться в гармонии с законами и нормами жизни. Ведь мы пришли в мир, который существовал и без нас. Люди, к сожалению, очень часто даже не задумываются над тем, что регламентированы не только внешние стороны жизни, но и внутренние – то, что называется «нравственностью». Не лишним бывает разобраться в том, что мы интуитивно чувствуем. Сейчас я занимаюсь самообразованием в этом плане.

Кроме того, в настоящее время я повышаю свою квалификацию в качестве преподавателя высшей школы. В январе мне предстоит защитить диплом по теме «Современные концепции воспитательной работы в условиях вуза».

Мне это интересно, так как привязано к практике. Одной из моих задач является написание программы куратора. Сегодня недостаточно информации о том, чем должны заниматься кураторы, о смысле их работы. Общие правила существуют, но нигде не сказано, какие темы должны быть представлены в рабочей программе куратора, какие инструменты он может использовать для работы... 8 часов куратора за учебный сесместр должны пойти так, чтобы студентам хотелось на них приходить, чтобы они не были бесполезными. Несомненно, кураторство – это искусство. Но любая импровизация должна быть хорошо подготовлена.

- Можно ли научиться кураторству или должно быть призвание к подобной деятельнсти?

- Научиться можно всему. Другое дело, как научиться и научить наших студентов быть не только квалифицированными специалистами, но и прогрессивной, интеллегентной частью общества.

Интервью: Екатерина ГЛАЗУНОВА