Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Всякая школа славна не числом, а славой своих учеников.

(Н.И.Пирогов)

Что такое наш российский университет? Эту проблему для решения обществом и правительством поставил выдающийся ученый анатом и хирург, один из авторов Уставов и проектов учебных заведений Николай Иванович Пирогов ровно 140 лет назад в объемной статье \"Университетский вопрос\".

Какими же видел российские университеты тот, кто знал их не только как профессор, но и как попечитель учебных округов в предреформенное время?

Наш университет, писал Пирогов, - есть учреждение правительственное и учебное со значительным бюрократическим оттенком и с некоторой примесью корпоративного, воспитательного и филантропического характера.

В эпоху либеральных реформ Александра II позволительно было высказаться еще более определеннее, что и сделал Николай Иванович в названной работе. Несмотря на то, что образцом нашему университету служили германские, - писал он,- у российских не оказалось главного их признака: свободы учиться и свободы учить.

Ученого и общественного деятеля беспокоила судьба университетов в условиях усиленного централизованного сверхбюрократического государственного управления. Для полноценной деятельности университетов, считал он, совершенно необходимо как можно менее зависеть от бюрократии. Не надо полагаться на умного и доброго чиновника, предупреждал ученый, так как нет в природе чиновника, стремящегося к независимости. Именно чиновничий подход к деятельности университетов губит их как центры образования и науки. В науке, - говорил Николай Иванович, - есть своя иерархия, а сделавшись чиновной, она теряет свое значение.

Значение университета для общества Пирогов рассматривал как значение для него науки и культуры. Общество, - подчеркивал он в статье, - только и начинает жить, когда язык, вера, обычаи и всё, чем оно живет, слагается в науку. Как бы обществу ни были нужны руки, ему в сто крат нужнее голова. Сам Николай Иванович в науку вошел 14-тилетним юношей, а в 23 года стал доктором наук.

Одна из центральных мыслей автора \"Университетского вопроса\" касается права университета иметь свое лицо.

Не об этом ли мы сегодня печемся, когда пытаемся формировать корпоративную культуру? Уникальность, значимость научной и студенческой корпорации, по мнению Пирогова, во многом определяется их ответственностью перед обществом за развитие науки и распространение просвещения, за нравственный дух самого университета. Одна из опасностей, которая, по мнению ученого, грозит вузам впасть в апатию и застой - это \"малая приноравленность к духовным интересам\" и связанные с этим протекционизм и лихоимство. Лучшее средство избавиться от них - общественное мнение и конкуренция. Пирогов был противником оценки качества преподавания (обучения) по званию. Он считал необходимым дать возможность молодым доцентам на равных конкурировать с профессорами.

Качество университетской деятельности Пирогов связывал с критическим осмыслением пройденного пути, настоящих задач и будущего самой корпорации, способностью её поддержать в противовес ошибкам и всяким порокам.

Почти полтора века назад этот незаурядный ученый и общественный деятель предвидел необходимость и возможность создания самых различных по характеру университетов, в том числе, технических и политехнических. Он неоднократно высказывался за соединение \"прикладного и академического элементов\", за то, чтобы каждый университет руководствовался своей программой, не нарушая (сколько возможно) связи наук.

Не отрицая необходимости доступности в университет широкого круга граждан, Н.И.Пирогов все-таки предупреждал о том, что самые благородные учреждения и цели общества, ведущие к скоплению масс, рождают недуги, вредные и для масс, и для самой цели. Всякая школа славна не числом, а славой своих учеников.

Галина ЯЛОВСКАЯ, доцент ЮФ ТПУ.