Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Отечества достойные сыны

Как все-таки, по-видимому, неправильно расставлены акценты в развитии военных действий в Великой Отечественной войне с точки зрения тех, кто незаслуженно обделен вниманием. А ведь, в немалой степени, и от связистов зависел исход боя, от их умения и знаний. От вовремя предсказанных вылазок фашистов, будь то небо или земля, сохранялись человеческие жизни. Жизни наших, русских солдат.

Быть в центре событий, значит, нести ответственность за тех, кто уже впереди и принимает главный удар противника, которого, если быть вовремя предупрежденным, можно избежать.

Мой собеседник - полковник в отставке Вениамин Аркадьевич Евсевьев, посвятил себя службе и защите Родины, потому что на примере жизни отца и дяди не мог поступить иначе.


- Родом я из Костромской области. Родители - простые крестьяне. Во время коллективизации отец организовал колхоз, потом был председателем сельсовета, советским и партийным работником. Сколько себя помню, тяга к знаниям была всегда, поэтому в школу пошел на два года раньше других, в 6 лет.

Я решил посвятить свою жизнь защите Родины еще в четвертом классе. Попалась на глаза книга \"Военная техника\" - учебное пособие для подготовки офицеров запаса, которая меня очень увлекла. Если прибавить к этому чтение произведений популярных писателей того времени - Гайдара, Островского и многих других, у которых патриотизм сквозил в каждой строчке, выбор был сделан бесповоротно. Старался готовить себя к военной службе всеми доступными в то время способами - физкультура и спорт, сдача норм на значки \"ГТО\", \"Ворошиловский стрелок\"У и другие.

После восьмого класса увлекся радиоделом и начал заочно готовиться к учебе по специальности радиста-оператора.

Для меня, как и для всех людей моего поколения, Великая Отечественная была и остается главным событием всей жизни. Она была самым тяжелым испытанием для всего нашего народа, особенно для молодежи. Поразили внезапность и вероломство нападения фашистов и неудачи Красной Армии в первые месяцы войны, вынужденное отступление. С глубокой болью мы воспринимали каждое сообщение Совинформбюро об оставленных нашими войсками городах на Западе нашей Родины. Но сомнения, что мы выстоим, и враг будет разгромлен, не возникало ни разу.

Услышав сообщение о начале войны, мы - радиокружковцы, отправились в райвоенкомат, где получили необходимые документы и на другой день выехали в Ульяновск, чтобы поступить в ВУС. Успешно сдав вступительные экзамены в училище, уже 1 июля стали курсантами. Было мне в ту пору 15 с половиной лет, и чтобы приняли, пришлось прибавить еще пару.

- Как родители отнеслись к Вашему решению поступать в военное училище?

- Мама, конечно, очень переживала, а отец - партиец и патриот, не возражал.

В училище занимались напряженно - по 8 часов теории плюс 3 часа СМП. Никаких увольнений в город не было. Не хватало питания, обмундирования, но не было дня, чтобы мы не рвались на фронт. Через год и четыре месяца обучения мне, в числе немногих, сдавших госэкзамены на \"отлично\" и \"хорошо\", было присвоено звание \"воентехник II ранга\". К большому сожалению, я был отправлен не в действующую армию, а в учебные танковые части - готовить пополнение для фронта.

Мне пришлось видеть войну и в тылу, и на фронте. В военном училище, а потом и в учебном танковом полку мы часто помогали колхозам в уборке урожая, разгружали оборудование эвакуированных заводов, участвовали в погрузке боеприпасов для отправки на фронт. Мы видели, с каким упорством работает для Победы весь народ. Многие города подвергались варварским бомбежкам фашистской авиации, поэтому для всех нас, курсантов и молодых офицеров, естественным и самым заветным стремлением было как можно скорее попасть на фронт, чтобы принять непосредственное участие в разгроме врага. Мне удалось этого добиться только к концу 1943 года.

- И было Вам в ту пору 18 лет? Как ни хотели ТобманутьУ Армию, а на фронт попали точно в положенное призывнику время...

- Так и есть. Воевать мне, как связисту, довелось в войсках ПВО страны. Уже по пути к фронту пришлось видеть страшные следы фашистского нашествия: разрушенные города и села. В составе отдельного радиобатальона ПВО мы были все время на направлениях главных ударов Красной Армии по врагу. Сначала на I-ом Украинском фронте участвовали в сражениях на Правобережной Украине, обеспечивая надежное управление силами ПВО.

Летом 1944 года готовились к наступлению на Львов, но нас перебросили в Белоруссию, где, как оказалось, намечался главный удар в летней кампании 1944 года. Наступление развивалось настолько стремительно, что мы едва успевали следовать за полевыми войсками и развертывать свои радиостанции. На меня были возложены обязанности по поддержанию в готовности около трех десятков радиостанций разных типов, в своей роте обучать их расчеты умению обеспечивать связь на большие расстояния - в десятки и сотни километров. Необходимо было обеспечить надёжную связь в любых условиях, днем и ночью, чтобы своевременно передавать информацию. В ПВО и в то время счет времени шел не только на минуты, но и на секунды, поэтому наши наблюдательные посты развертывались в 2-3 километрах от линии фронта, чтобы в кратчайшие сроки успеть передать информацию о приближении противника. Иногда расчетам наших постов приходилось порой не только выполнять служебные обязанности, но и браться за оружие, отбиваться от фашистов, вести огонь по самолетам. В дальнейшем со своим батальоном я прошел по всей Польше, обеспечивал связь в разрушенной почти до основания Варшаве, принимал участие в завершающей войну Берлинской операции, во время которой два взвода из нашего радиобатальона обеспечивали связь в прожекторных частях и подразделениях. Благодаря связистам, все 140 прожекторов были включены одновременно и не только ослепили, но и ошеломили врага - на этом участке оборона противника была прорвана быстро и с наименьшими потерями.

Но враг и здесь, в нескольких десятках километров от Берлина, сражался ожесточенно, с упорством обреченного. Впервые начали применять реактивные истребители, один из которых сбил наш прославленный ас, трижды Герой Советского Союза И.Н.Кожедуб. И в последние недели войны Победа давалась дорогой ценой, но была уже близка. В немецких городах из каждого окна свисали белые флаги капитуляции.

- Вернемся к Вашей биографии... 20 лет, а Вы уже - орденоносец, встречающий День Великой Победы в Берлине. Весна. Молодость. Чувства.

- В нашем батальоне личный состав был смешанным - рядовыми солдатами-связистами были девушки. В 1941-42 годах потери в войсках были большими и правительство приняло решение призывать на службу молодых женщин и девчат. Много было среди них моих землячек. Воевали ничуть не хуже мужчин, хотя хлебнуть им пришлось по полной программе. Стояли на посту с винтовкой 1891 года выпуска, превышающей некоторых по росту. Недаром те, кто был в нашей части, ушли из жизни раньше нас. К сожалению, так случилось и с моей женой Людмилой Владимировной, боевой подругой и по фронту, и по жизни. Вместе мы были 51 год.

- Какие награды на парадном мундире полковника в отставке Вениамина Аркадьевича Евсевьева?

- Три Ордена Красной Звезды, Орден Отечественной войны, Орден \"За службу Родине в Вооруженных Силах\", медали за Победу, за освобождение Варшавы и за взятие Берлина.

- Когда Вы расстались с родным батальоном?

- В 1949 году. Я экстерном сдал экзамены за полный курс училища и был переведен в Гомель. Потом проступил в военную Академию связи, после окончания которой попал служить уже в сухопутные войска. Жили в Симферополе, служил и в Германии. Когда подросли дети, вернулись в Россию, да не куда-нибудь, а сразу в Сибирь. Служил в штабе округа в Новосибирске, в 70 году приехал в Томск. Прослужив в Красной и в Советский Армии 38 лет, в 1979 году уволился в запас.

- Никогда не жалели о том, что выбрали карьеру военного?

- Ничуть. Дух патриотизма, воспитанный в нашем поколении, помог преодолеть все трудности и наполнял энергией. И еще общение с молодежью, желание передать им информацию о боевых традициях русского и советского народа. Так я пришел в политехнический, на кафедре преподавал курс Гражданской обороны, потом его возглавил.

- Дети продолжились в Вас-военном?

- Их у меня трое. Два сына и дочь. Двое - инженеры. Старший сын закончил политехнический, факультет автоматики и электромеханики. Младший пошел по отцовским стопам: поступил в Ленинградское артиллерийское училище, служил в Москве, там и остался. Дочь сейчас живет в Бийске, старший сын - в Северске. У меня семеро внуков и две правнучки. Богатство - настоящее. Кто-нибудь из них постоянно живет со мной. Сейчас - младшая внучка, учится в ТПУ на гуманитарном факультете.

На Басандайке, за Аникино, есть небольшой мичуринский участок, который помогает и урожаем на всю зиму, и физически держаться в приличной форме. Добираюсь на автомобиле, водительский стаж - более 30 лет, ни одного нарушения за эти годы не было. Да и по дому дел много. А когда получается свободный час - провожу время за чтением книг. Когда приглашают, хожу на встречи со школьниками, со студентами.

- Как живется Вам, ветеран, в Ваши 77 лет? Нет ли обиды на окружающую действительность, на неожиданную информацию о войне, порой весьма негативную.

- Наше поколение не приучили жаловаться, да и по характеру я больше оптимист. Но за прочитанное и увиденное в последнее время, действительно, бывает порой стыдно.

***

Статистика - суровая наука. Если правдивы цифры, что ровесников Вениамина Аркадьевича, рожденных в 1925 году, из каждых ста человек вернулись с фронта только трое, то это нашему поколению должно быть неловко перед участниками самой продолжительной и кровопролитной из войн. За то, что вспоминаем о них не так часто, как должны бы, за то, что с экранов телевизоров и страниц газет ползет такая информация, воспринимая которую, наши дети абсолютно беспомощны что-либо понять и сделать правильные выводы, насколько жизнь того поколения была самопожертвованием в безоглядном служении Родине.

Я смотрела вслед этому человеку, выправку которого не смогли сломить ни годы, ни испытания, и думала о том, как жаль, что то поколение Мужчин - красивых, сильных, верных, одержимых и очень порядочных - не сможет жить еще сто лет. Чтобы успеть на личном примере воспитать наших сыновей, внуков и правнуков.

Здоровья Вам, Вениамин Аркадьевич!

И с праздником - с Вашим и всех тех, кому низкий поклон должен быть не только 9 Мая!!

С весной, с жизнью!!!

Интервью: Галина ВЕНДЕЛЕВА.