Лауреат Томской области в сфере образования и науки 2002 года, победительница Всероссийского конкурса 2002 - \"Эколог ХХI века\", автор двадцати двух научных статей - и все это Лысова Ольга - магистрант геолого-разведочного факультета Томского политехнического университета.
В
школе Ольга училась в химико-биологическом классе. Окончив отлично школу в родном
городе - Караганде, она, как и многие одноклассницы, решила ехать учиться в
Томск.
- Оля, твои впечатления от университета и факультета?
- Наш университет, на мой взгляд, лучший. Если до поступления я еще колебалась
между ТГУ и ТПУ, то когда поступила в политехнический, уже ни на минуту не сомневалась
в правильности своего решения. В школе я из всех предметов больше любила химию,
это, наверное, потому что не было геологии и экологии. В университете меня стали
интересовать предметы по специальности. Сейчас я считаю, что лучше профессии
и придумать нельзя. Хотя мне кажется, что неважно, куда ты поступил, главное,
чтобы в процессе учебы проснулся интерес к этой профессии. Самое замечательное,
когда попадаешь на факультет случайно и появляется интерес к работе. Это очень
важно.
- Как у тебя появился этот интерес?
- Все, наверное, зависит от некоторого стечения обстоятельств. Мне повезло:
на третьем курсе я попала именно в тот коллектив и именно к тем научным руководителям.
Они начали учить азам, тем самым прививая любовь к профессии. У нас очень хорошие
руководители . Сначала была Л.А.Краснощекова, а потом Ю.Г.Копылова и Б.Д.Васильев.
Они очень много времени уделяют студентам и всегда идут на помощь, даже когда
у них нет времени. Всегда отвлекутся от своей работы и ответят на все интересующие
студентов вопросы.
- Расскажи о своей научной работе.
- С третьего курса я разрабатываю тему \"Формирование химического состава
природных вод в условиях аридного климата на примере Республики Хакасия\". Мои
руководители сейчас - Юлия Григорьевна и Борис Дмитриевич, гидрогеохимик и геолог
- это, наверное, очень удачное научное сотрудничество.
В первый раз в Хакасию мы ездили на практику после второго курса. А экспедиционными
работами начали заниматься после третьего курса. С Ириной Валерьевной Сметаниной
мы выезжали на полевые работы в Хакасию, брали пробы воды из родников, рек,
озер, скважин. Сначала проводили полевой анализ быстро меняющихся компонентов,
а основную часть работы делали уже в Томске, с помощью химиков в ПНИЛ ГГХ ТПУ.
Мы узнали, из чего состоит вода, какие элементы таблицы Менделеева входят в
её состав. Вода - уникальное соединение, она хранит информацию о своем происхождении
и не существует совершенно одинаковой воды. Проанализировав это, можно сделать
вывод об экологическом состоянии воды, дать оценку минеральным свойствам, определить,
к какому геохимическому типу принадлежит данный водоисточник.
- А не сложно хрупким девушкам учиться на геолого-разведочном факультете?
- Специальность - гидрогеология -вообще считается женской. В дальнейшем
можно работать на водозаборах, ездить в экспедиции, в принципе, это не сложно.
Мне нравится выезжать на полевые работы. В Хакасии, на полигоне, вполне цивилизованные
условия: вагончики, домики, есть баня. Когда были в экспедиции по Томской области,
мы всю неделю жили в палатках, а по воскресеньям нас привозили домой. Работали
мы по два человека в бригаде, старались, чтобы в паре были мальчик и девочка
(парень для силы, а девушка - для интеллектуальной работы). Проводили опережающую
гидрогеохимическую съемку. Экспедиция длилась полтора месяца, но зато обеспечивала
нас работой на весь год, то есть до следующего лета, до следующей поездки.
- Ты, наверное, выступаешь на конференциях с научными работами?
- Нам очень повезло, что на факультете есть Г.М.Иванова - руководитель
организации НИР студентов и молодых ученых. Благодаря этому замечательному человеку,
мы и узнаем о конкурсах, олимпиадах и конференциях, в которых можно выступить
со своими работами. Таким образом, я участвовала во Всероссийской олимпиаде
по геологическим наукам, и в 2001 году заняла 2 место, а в 2002 году стала первой.
Была на конференциях в Москве, Абакане, Новосибирске, Иркутске. За научные доклады
получила шесть дипломов. Ещё у меня есть Диплом Министерства образования РФ,
вообще у меня много дипломов, я даже не помню их точного количества.
- Твоя научная деятельность как-то поощряется?
- Я получаю две стипендии: стипендию ЮКОСа (1000 рублей) и стипендию мэра
г.Томска (1800 рублей).
- Какие планы на будущее?
- Закончу магистратуру, поступлю в аспирантуру. Далее буду продолжать работу
над той же темой. После защиты кандидатской хочу остаться в политехническом
университете преподавать. Мне нравится работать со студентами, я в этом году
уже пробовала себя в роли руководителя, очень горжусь третьекурсником А.В. Понизовым.
- Учеба-учебой, а времени на хобби и увлечения хватает?
- Не знаю, хобби это или продолжение учебы, но я еще получаю дополнительное
образование - английский язык, без него в науке никуда, буду переводчиком в
сфере профкоммуникации.
- Какие книги читаешь?
- В основном, все научное, но любимое произведение \"Повесть о настоящем
человеке\". Еще смогла прочитать Агату Кристи в оригинале, то есть на английском
языке, очень понравилось.
- Какая у тебя заветная мечта?
- Хочу посмотреть весь мир. Состояться в научном плане, то есть сделать
какое-нибудь открытие. И глубже понять нашу природу или просто приблизится к
истине.
Юлия Лопатина.