Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Учёный, педагог, куратор...
И это все о нем

Журналисту всегда приятно встретиться с человеком разносторонним. Правда, потом не знаешь, как уместить в газетные строчки все грани личности героя материала...

Прошлый год стал для геолога Рябчикова весьма «урожайным».

Выпущено две монографии, получен патент на способ упрочнения породоразрушающего инструмента, по праву заслужено звание «Лучший куратор ТПУ», защищена докторская диссертация.

И вот, в преддверии Дня университета, после подведения итогов конкурса среди профессорско-преподавательского состава, пришло доброе известие о том, что Сергей Яковлевич стал «Лучшим доцентом» по результатам деятельности 2002 года.

Конечно, «За кадры» постарались как можно подробнее выведать у героя материала секреты его успехов.

- Сергей Яковлевич, почему в достаточно далеком 1957 году вы выбрали именно Томский политехнический?

- В детстве мечтал стать летчиком, но на медкомиссии в г.Кемерово меня, как говорится, «забраковали». Второй детской мечтой после полетов в небе была профессия геолога. И в той, и в другой специальности меня привлекала романтика. Так что ничего удивительного – окончив школу, я поехал в Томск и поступил на специальность «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых».

- Отучившись, вы десять лет проработали в НИИ высоких напряжений и вроде не были связаны с преподавательской работой...

- Так получилось, что мне повезло стоять у истоков нового дела и общаться с очень интересными людьми. Главными фигурами в организации НИИ были А.А.Воробьев, И.И.Каляцкий, А.Т.Чепиков. К тому времени уже было получено авторское свидетельство, а позднее диплом на открытие электроимпульсного разрушения твердых тел, в том числе и горных пород. Большая мечта Александра Акимовича развивать эту идею, донести ее до промышленности реализовывалась с нашей помощью – это приятно. С кафедры техники разведки месторождений полезных ископаемых на работу в НИИ в 1962 году нас взяли сразу шесть человек. Что касается преподавательской работы, ее вроде бы было немного – аспирантские 60 часов в год, но Степан Степанович Сулакшин, заведовавший кафедрой, активно привлекал нас для проведения практик. И мы, как палочка-выручалочка, всегда старались помочь.

Быстро пролетели десять лет работы в лаборатории «Кедр», а потом наша деятельность стала логически завершаться. Возникла масса проблем, которые решать могли только физики. Лабораторию временно законсервировали, и почти тридцать лет назад я пришел работать на ГРФ.

- За годы учебы, работы вам встретились в политехническом люди, которых вы могли бы назвать своими учителями?

- Это в первую очередь те, кого я уже упоминал. Очень талантливые ученые, педагоги, организаторы. Они передавали свой опыт нам, а когда чему-то научились мы, то сами стали учить молодое поколение. Преподавательская работа в политехническом меня увлекла, затянула. Я вообще очень люблю общаться с молодежью – так исторически сложилось.

Серьезно работать с молодежью Сергей Яковлевич, тогда просто Сергей, начал еще в школе. Когда он учился в девятом классе, его избрали секретарем комсомольской организации, и это был один из первых подобных случаев, ведь в те времена такие должности занимали обычно молодые учителя. Уже со второго курса вуза он работал в комсомольском бюро комитета, затем возглавил всю комсомольскую организацию ГРФ. Это был хороший опыт организаторской работы и общения. Вокруг были лидеры, стремящиеся сделать жизнь своих групп, факультетов, всего института интересной и полезной, и у них это получалось. Получалось это и у Сергея Яковлевича. Недаром до сих пор он огромную часть своего времени посвящает такой непростой работе, как кураторство. Для него честь – быть наставником у молодого поколения геологов. Большой опыт кураторской работы вылился в то, что в прошлом году С.Я.Рябчиков написал методическое пособие «В помощь куратору учебной группы». В пособии чуть ли не на уровне рецептов рассказано, что может сделать куратор в той или иной ситуации. Этакая энциклопедия студенческой жизни, кстати, рекомендованная наставникам молодежи и помогающая им ориентироваться в непростых вопросах.

Кураторской работе Сергей Яковлевич предан давно. И главная награда – это то, что в конце семестра не смолкает телефон в аудитории, где он работает, – родители знают, кому позвонить, чтобы узнать, как идут учебные и внеучебные дела у их ребенка. «Мне нравится «возиться» со студентами, - говорит С.Я Рябчиков, - а особенно приятно, когда есть за что их похвалить – родители очень радуются». Выпускники же, спустя многие годы, приходят и поздравляют с праздниками.

На этом во многом и строится братство политехников – когда живы память, дружеские отношения, есть ощущение взаимопомощи.

С.Я.Рябчиков, как куратор студенческих групп (а их у него сейчас две), - признанный специалист, относящийся к делу с душой. Однако не менее он признан и как педагог, что и подтвердило полученное звание.

- У преподавателя, - считает Сергей Яковлевич, - должна быть тесная связь с молодежью. Работа с молодежью заставляет держаться в форме, все время постигать что-то новое. Нужно, чтобы ученик и учитель понимали друг друга. Я считаю, что если преподаватель порвал нить общения со студентами, то ему, может быть, уже и не нужно работать на этом месте. Студенты обычно понимают строгость, если она сочетается со справедливостью – сначала, может, обижаются, капризничают, но потом обычно сами доходят до того, что в первую очередь эти знания нужны им. Я читаю будущим геологам два профилирующих курса: «Буровые машины и механизмы» и «Основы проектирования буровых машин и механизмов». Курсы большие - 96 часов лекций, 64 часа лабораторных занятий. Веду третий и четвертый курсы – к этому времени студенты уже понимают необходимость профессиональных знаний, потому что за спиной несколько дисциплин по специальности и первая учебная шестинедельная буровая практика, которую мы ввели в курс занятий лет десять назад. Они уже постояли за станком, разбирали насосы, выполняли спускоподъемные операции с буровым снарядом и так далее. Навыки какие-то есть, и преподавать у них легче.

- Известно, что свои курсы вы полностью оснастили компьютерным сопровождением. Да и методика чтения лекций у вас своеобразная...

- Действительно. Дисциплины, которые я преподаю, предполагают изучение устройства, принципов работы, технических характеристик, основ проектирования буровых машин и механизмов. Требуется использование очень большого количества графических материалов: схем, чертежей, всевозможных графиков, таблиц. Когда я начал читать дисциплину, то приходилось помучиться, чтобы все это нарисовать на доске, а студенты ведь народ нетерпеливый, через некоторое время так или иначе начинается шум. Значит, нужны технические средства. Несколько лет я работал с плакатами, потом со слайдоскопом, с телевизорами, - все это существенно экономило время, появилась возможность расширить круг преподаваемого материала. А четыре года назад я полностью обеспечил курс компьютерным сопровождением. Мало того, что все преподносится ярко, красочно и наглядно, доступность учебного материала повышается тем, что действие машин и механизмов показано в динамике. В разработке и создании анимированных слайдов мне помогают аспиранты, а в последнее время и студенты второго, третьего курса. Это, кстати, очень повышает мотивацию обучения, дисциплинирует будущих геологов. Более того, им приятно, когда перед аудиторией показывают именно их слайды.

Записывать то, что рассказываю, я студентов не заставляю, пусть лучше внимательно слушают, осмысливают. Тем более что в начале семестра они получают конспект лекций, а на занятиях – раздаточный материал – рисунки, схемы, чертежи. Думаю, то, что им самим не нужно рисовать схемы, существенно экономит их время. Ведь рисунков всякой сложности в курсе около сотни. Однако это не означает, что им не приходится ничего делать. Студенты знают, что «халтура» у меня не пройдет, «автоматы» бывают очень редко и чтобы сдать экзамен, нужно постараться, показать понимание того, что изучил.

- Какие еще преподавательские принципы выработаны вами за годы преподавания?

- Я уже говорил: строгость, но при этом обязательно справедливость. Студенты обычно понимают такой подход к делу. А из практических принципов хотел бы отметить, что взял на вооружение нашу рейтинговую систему. Почему-то считают, что она создана для преподавателей. Я думаю, что в том, что система не очень эффективно работает, виноваты зачастую как раз они – нужно доносить ее до студентов, а не адаптировать ее лишь под себя. Мои студенты получают памятки и индивидуальный рейтинг-лист, в которых я постарался основы рейтинговой системы сделать доступными для них. Они всегда знают, сколько баллов получат за контрольную работу, домашнее задание, участие в олимпиадах, активность на лекциях. Ориентируясь на свои записи, можно увидеть, на каком ты уровне и вовремя подтянуть свои знания.

С не меньшей увлеченностью Сергей Яковлевич говорит и о своей научной работе - докторскую диссертацию он защищал 29 декабря прошлого года. Актуальной темой упрочнения породоразрушающего инструмента занимается с конца семидесятых годов. Ресурс таких инструментов - одно из самых тонких мест в бурении скважин, так что практическое значение работы велико.

Жалко, - отмечает С.Я.Рябчиков, - что студентов все-таки мало привлекают к научно-исследовательской работе, а школу эту по-хорошему должны пройти все – она дает очень много в плане интеллектуального развития и профессиональной подготовки.

Жена героя нашего материала – тоже геолог, а вот дети по стопам родителей не пошли, хотя всегда с удовольствием ездили на полигон в Хакасию, любят ходить в маршруты, помогают в собирании домашней коллекции минералов, в которой есть настоящие украшения. Кстати, еще одно увлечение Сергея Яковлевича, зародившееся в годы аспирантуры и вроде бы не имеющее отношения к геологии – это аквариумы. Согласитесь, нечасто в преподавательской можно увидеть рыбок и улиток. В 101 аудитории геологического корпуса они чувствуют себя «как рыба в воде».

О каждой ипостаси доцента кафедры техники разведки месторождений полезных ископаемых ИГНД С.Я.Рябчикова рассказывать можно долго. Мы желаем ему новых высот и успехов.

Сергей МАЗУРОВ.