Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Футбольное поле для чтения

Диссертация Колчака, книжные памятники и опасный скотч в книгохранилище ТПУ

В КНИГОХРАНИЛИЩЕ БИБЛИОТЕКИ ТОМСКОГО ПОЛИТЕХА ПОСТОРОННИЙ НЕ ПРОЙДЕТ — ДВЕРЬ В ПОДВАЛЬНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ЗАКРЫТА, НА СТЕНЕ ЗВОНОК. ОТКРЫВАЕТ НАМ ВЕДУЩИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ ЮЛИЯ КАЛИННИКОВА. СРАЗУ ЧУВСТВУЕТСЯ КНИЖНЫЙ ЗАПАХ ПОЖЕЛТЕВШИХ СТРАНИЦ. ЛАМПА ГОРИТ ТОЛЬКО НА ВХОДЕ В ХРАНИЛИЩЕ — ДАЛЬШЕ ПОЛУМРАК И ДВА ЭТАЖА КНИЖНЫХ ПОЛОК, НА КОТОРЫХ СТОЯТ МИЛЛИОНЫ КНИГ, ЖУРНАЛОВ И АЛЬБОМОВ. ЮЛИЯ ПАВЛОВНА РАБОТАЕТ В БИБЛИОТЕКЕ УЖЕ 22 ГОДА, И СЕГОДНЯ ОНА ПОКАЖЕТ И РАССКАЖЕТ НАМ, КАК ЖИВЕТ КНИГОХРАНИЛИЩЕ ТПУ.

Здание на улице Белинского, 53а было построено в 1974 году специально для библиотеки. Книгохранилище находится в цокольном этаже здания, и по площади оно сопоставимо с футбольным полем. Посетителей здесь принимают редко, но в последние годы в книгохранилище стали проводить тематические мероприятия.

В хранилище царит полумрак — сюда едва попадает солнечный свет, да и искусственное освещение библиотекари стараются включать только по необходимости.

— Яркий свет вреден для книг. Поэтому рядом со стеллажами с самыми старыми книгами всегда закрыты жалюзи. В отделе редких книг и рукописей, который находится не в хранилище, а на третьем этаже, наиболее ценные издания вообще консервируются в специальные картонные футляры, — рассказывает библиотекарь. — Вообще, оптимальная температура для книг — около +18 °C. Важно поддерживать нужный уровень влажности: от сухого воздуха страницы начинают крошиться, а от влажного может появиться плесень. Хранилище мы регулярно проветриваем, а с пылью боремся специальными пылесосами.

Библиотечные пылесосы гораздо крупнее своих домашних собратьев и шума издают в разы больше. Тридцатиметровые шланги позволяют библиотекарям доставать пыль на самых отдаленных книжных полках.

Юлия Павловна показывает толстую книгу 1905 года издания. Это немецкое практическое пособие по окрашиванию тканей. — По этому экземпляру можно судить, правильно ли мы храним книги. Посмотрите на образцы тканей. Больше чем за 100 лет ни один кусочек не выцвел, не потерял фактуру.

У книг есть еще один враг, помимо яркого света, влаги и пыли, — это скотч.

Только в прошлом году в фонд библиотеки поступило более 14 тысяч изданий.

— Всегда страшно ремонтировать книгу, потому что есть шанс ее испортить. Иногда проще оставить книгу в том состоянии, в котором она находится, и подождать, пока появятся более совершенные технологии и материалы, — говорит библиотекарь. — Например, книги очень портит скотч. Если книгу склеили скотчем, с ней уже сделать ничего нельзя.

Нас окружают сотни стеллажей. Кажется, что обычный человек может найти здесь нужную книгу только случайно. — Да, у нас очень сложная система для ориентирования, потому что в хранилище 14 видов расстановки изданий. Книги расставлены по году поступления в библиотеку, формату, тематике и так далее. Но мы, библиотекари, конечно, тратим на поиски одной книги всего несколько минут.

Наверх, в читальные залы, книги попадают на специальном лифте. Библиотекари отправляют книги на лифте дважды в день: в 11:00 и 15:00.

Рискнуть и сохранить

Библиотекари принесли для нас несколько старых книг. К ним страшно даже прикоснуться. Но Юлия Павловна уверяет, что книги хранятся в библиотеке, чтобы их читали. Поэтому все книги в фонде находятся в таком состоянии, чтобы сотрудник или студент мог спокойно ими пользоваться, не боясь испортить.

— Библиотека ТПУ — это научно-техническая библиотека. Мы храним научную, специализированную литературу, частично учебную. Она нужна для обеспечения научного процесса. У нас огромные коллекции изданий по химии, физике, астрономии, горному делу. Поэтому все, что стоит у нас на полках, можно и нужно брать и читать, использовать в своей исследовательской работе. Вот буквально полчаса назад приходил сотрудник, ему нужен был французский журнал по химии за 1900 год. В редком фонде мы нашли выпуски этого журнала с 1835 года. Любой читатель может заказать его в читальный зал и прочитать.

Но все же в фонде библиотеки есть издания с необычной судьбой. Библиотекарь показывает книгу из трофейной коллекции изданий по химической технологии, привезенной в Россию после Великой Отечественной войны. Рядом стоит книга 1907 года «Успехи физики», вышедшая в Одессе и признанная книжным памятником. Сейчас ее вывоз из России запрещен.

Нам демонстрируют два экземпляра первого издания Большой советской энциклопедии. В одной из книг закрашены некоторые фамилии и вырезаны фотографии.

— Пришел приказ — вымарать упоминания о репрессированных, приходилось замазывать имена и вырезать фотографии. Но библиотекари так поступили только с экземплярами, находящимися в читальных залах. Таким же образом у нас сохранилась диссертация Колчака. В нашей стране осталось всего четыре ее экземпляра, один из них хранится у нас. Когда пришел приказ изъять и уничтожить, сотрудники просто убрали издание из книжного фонда и поставили среди журналов, а их у нас полмиллиона, можно искать очень долго. Так сотрудники сохранили достаточно много книг, хотя они серьезно рисковали.

Здесь же, в хранилище, есть небольшая «тайная» комната. В ней находится специализированная литература по разработкам и технологиям стратегического назначения.

Самая старая книга в фонде ТПУ напечатана в 1580 году и посвящена минеральным рудам.

Книжный путь

Новые книги сначала поступают в отдел комплектования библиотеки, где их вносят в каталог. Потом они отправляются в отдел обработки для индексирования, чтобы книгу можно было потом найти. Затем первый экземпляр книги оказывается на выставке новых поступлений и в читальном зале. Через пять–десять лет, когда книги перестают быть востребованы в читальных залах, их передают в книгохранилище. С некоторыми книгами приходится расставаться — это, например, непрофильная литература, учебники, которые были переизданы. А большинство книг остается в хранилище, где с ними работают библиотекари.

Завершаем осмотр хранилища на втором ярусе, у полок с самыми старыми изданиями. Все они до сих пор находятся в хорошем состоянии — бери любую и читай.

— Книги самого низкого качества выпускали в 20-е годы 20 века и в 90-е. Их сразу видно, у них серая бумага, плохие переплеты. Современные книги красивые, у них дорогая бумага, но недолговечные переплеты, — подытоживает Юлия Павловна.

Александра Лисовая