Профессор Галина Барышева: о времени, себе, экономике, студентах
В МАРТЕ ПРОФЕССОР, ЗАВКАФЕДРОЙ ЭКОНОМИКИ ТОМСКОГО ПОЛИТЕХА, ЗАВЕДУЮЩИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ ТЕХНОЛОГИЙ УЛУЧШЕНИЯ БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ГАЛИНА АНЗЕЛЬМОВНА БАРЫШЕВА УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА БЫЛА НАГРАЖДЕНА ПОЧЕТНЫМ ЗВАНИЕМ «ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». С ТПУ ЕЕ СВЯЗЫВАЕТ 34 ГОДА ПЛОДОТВОРНОЙ РАБОТЫ. ОНА ПРОШЛА ПУТЬ ОТ АССИСТЕНТА ДО ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ, ЧИТАЕТ РЯД КУРСОВ, АКТИВНО УЧАСТВУЕТ В КОНФЕРЕНЦИЯХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. О ТОМ, ЧЕМ ВСТРЕТИЛ МНОГО ЛЕТ НАЗАД ВУЗ МОЛОДОГО ЭКОНОМИСТА, КАК ИЗМЕНИЛСЯ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ, СТАЛИ ЛИ СОВРЕМЕННЫЕ СТУДЕНТЫ БОЛЕЕ ЛЕНИВЫМИ, ГАЛИНА АНЗЕЛЬМОВНА РАССКАЗАЛА КОРРЕСПОНДЕНТУ ГАЗЕТЫ «ЗА КАДРЫ».
С чего все начиналось…
У героини нашей статьи была возможность сравнить условия в разных вузах Томска. Диплом студентки факультета экономики ТГУ попал на рецензирование на кафедру политэкономии ТПИ к Евгении Сергеевне Коготковой. А вот преддипломную практику Галина Барышева проходила в ТГПУ.
— Я помню Евгению Сергеевну (Коготкову — прим. ред.) молодой, в красивом, желто-черном в клетку, костюме. Это был 1983 год. После окончания университета первым желанием было пойти в Томский учетно-кредитный техникум, но по ряду причин попасть туда не получилось. И я пошла в педагогический, где завкафедрой посмотрел на меня и сказал: «Какой же из вас работник с грудным дитем?…» Тогда я пришла к Юрию Сергеевичу Нехорошеву, который заведовал кафедрой политэкономии в политехе. И все произошло с точностью до наоборот — замужем, ребенок есть — «Ну и замечательно», — сказал он. — «У тебя уже все есть, теперь можешь спокойно работать». И те минусы, которые мне ставили ранее в пед-университете, в Томском политехе превратились в плюсы. Такой был подход к кадрам, отличавшийся от других вузов, — вспоминает профессор.
Привлекли молодого специалиста и возможности для прохождения стажировок, которые предлагал вуз. К примеру, первая поездка была организована в Академгородок Новосибирска. Потом были стажировки и в Москве, и в Огайском университете.
Дресс-код и интеллектуальная конкуренция
Курсы по экономической теории читаются в Томском политехе с 1904 года. Спустя же 79 лет, когда на кафедру пришла Галина Барышева, там изучались политэкономия социализма и политэкономия капитализма. Была единая учебная программа для всех студентов, один секретарь с большим стажем — А. П. Литвинцева, а мощностей одной печатной машинки хватало на весь кафедральный документооборот. Тем не менее кафедра экономики всегда была одной из самых престижных и многолюдных в вузе.
Большое количество преподавателей-мужчин, игра в шахматы в преподавательской, коллективные поездки на картошку, интеллектуальные споры и обстоятельные экзамены — такими запомнились первые годы работы Галине Анзельмовне.
— Основная специфика в том, что это большая кафедра крупного вуза. У нас всегда было много авторитетных мужчин, тогда как на экономических кафедрах других вузов их почти не было. Кстати, наших преподавателей потом охотно «разбирали» в другие вузы на руководящие должности. Кроме того, большая кафедра предполагала и большее количество работы, и высокую конкуренцию в коллективе. На нашей кафедре женщины всегда одевались соответствующим образом, скажем так, в шалях никто не ходил. Существовал свой внутренний дресс-код и внутренняя конкуренция — каждый хотел блеснуть эрудированностью и информированностью. Политэкономия основывалась на нормативных правительственных документах в области экономики. Тут очень важно было обладать последней информацией, что называется «на острие пера», чтобы первым услышать, прочитать и быстрее донести до коллег, — говорит наша героиня. Некая неспешность и обстоятельность жизни кафедры была прервана перестройкой — вместо двух дисциплин появились более 50 новых научных курсов, кардинально отличающиеся подходы, узкие области экономики.
— Перестройка, конечно, стала культурным шоком. На смену классическим учебникам по экономической теории пришли «Экономикс», многообразие научных школ, дисциплины, для которых потребовалось усиленное знание математики. По сути, это было освоение направления заново. Сейчас у каждого преподавателя по две, три, а у некоторых и по четыре обеспечиваемых дисциплины. Раньше заменимость преподавателей была почти стопроцентной, а сейчас появились узкие специалисты, — делится Галина Барышева, сама читающая курсы по национальной экономике, системе национальных счетов, интеллектуальной собственности и рынку и базовой экономике. Кроме того, в 1994 году кафедра сменила статус и стала выпускающей, а в 1996 году в ТПУ была впервые открыта магистратура по программе «Экономическая теория», первые выпускники которой, вспоминает Галина Анзельмовна, стали настоящими «звездами» в своих областях. Имена выдающихся выпускников можно увидеть на сайте кафедры.
— На нашей кафедре готовили первых за Уралом магистров экономики. Первый выпуск был очень сильный, например Григорий Гусельников (известный банкир, инвестор, бизнесмен и участник игры «Что? Где? Когда?» — прим. ред.) — из первого нашего магистерского выпуска. Гусельников как раз по банкам и писал магистерскую диссертацию, я у него была научным руководителем, — говорит она.
Со сменой статуса поменялась и система преподавания — появилось большое количество новых образовательных технологий, дистанционные формы обучения, выросло значение проектной деятельности. Конкуренция на рынке образовательных услуг, по мнению Галины Барышевой, стала значительно выше. Однако все это дает дополнительный стимул для развития. — Появилось очень много возможностей для грантовой деятельности, очень много дополнительных образовательных программ. Идет своеобразное конструирование педагогической карьеры — ты можешь нигде не участвовать, но тогда непонятно, как сложится твоя дальнейшая профессиональная судьба, а можешь стать участником нескольких проектов. Каждый сам является конструктором своей карьеры, может себя в чем-то найти: либо в учебно-методической деятельности, либо в чистой науке. Такого веера возможностей, конечно, раньше не было. Это огромный плюс, — считает профессор.
Есть, конечно, и демотивирующие факторы — перемены, не всегда связанные с изменением качества самих дисциплин и образовательного процесса, но добавляющие бумажной работы.
— Постоянно появляются новый документооборот, регламент, отчеты — не всегда они имеют какой-то глубокий смысл и связаны с изменением качества в лучшую сторону в содержательном плане. Это несколько огорчает преподавателей, — сетует наша героиня.
Студент работающий и ответственные родители
Галина Барышева отмечает, что и отношение студентов к учебе изменилось со временем достаточно сильно — современные политехники-экономисты мотивированы на практическую деятельность, а не на исследовательскую работу. Подобные настроения, по оценкам преподавателей кафедры, наблюдаются почти у 90–95 % студентов. Кроме того, снизился уровень базовой подготовки, а значимость компьютерных технологий в образовании, наоборот, сильно возросла.
— Нельзя отрицать, что снизился уровень школьной подготовки. Большинство студентов не умеют проводить аналитику, не владеют слогом, чтобы грамотно сформулировать и оформить свои мысли по поводу изучаемого предмета. Раньше у них было больше творческого подхода, — замечает Галина Барышева. — А сейчас они хотят получить заранее все задания — от и до — и выполнять только их. Инициативы в продвинутом освоении дополнительного материала стало меньше. Очень много работающих студентов, это новые реалии. А с развитием компьютерных технологий некоторые учащиеся могут и на замечания педагогов хамовито пошутить, мол, может, вам в работах все непонятные моменты «капслоком» выделить. Своеобразный веб-этикет сейчас входит в норму.
Правда, современные политехники стали гораздо лучше справляться с поиском информации и сбором данных. И родители студентов уделяют гораздо больше внимания учебе своих детей. Зачастую родители досконально знают учебный план и прекрасно ориентируются на кафедре.
— То ли студенты стали менее самостоятельными, то ли родители более продвинутыми и ориентированными на непрерывное образование, — смеется педагог.
Как расслабляются экономисты
Преподавание, руководство кафедрой и лабораторией, активное участие в конференциях — Галина Анзельмовна смогла совместить эти сферы деятельности. Но остается ли время на отдых?
— Я по гороскопу Рыбы, очень люблю воду, плавать. Хожу в бассейн, это помогает расслабляться, восстанавливать силы. А вообще в своей работе я часто руководствуюсь принципом Карла Маркса: "Если хочешь добиться успеха, продолжай верить в себя и тогда, когда в тебя уже никто не верит", — подытоживает она.
Наталья Каракорскова