Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Учились писать научные тексты

При обучении студентов в вузах обычно мало внимания уделяется методологии проведения научного исследования и развитию навыков написания научного текста. Мы, студенты, всерьез сталкиваемся с этими трудностями, уже заканчивая свое обучение в вузе, либо продолжая его в аспирантуре. Для многих написание текстов навсегда остается проблемой, значимость которой для научной деятельности переоценить сложно. Очевидно, что существует необходимость целенаправленного обучения студентов написанию научных текстов. Нужно не только уделять внимание культуре работы с научным текстом при выполнении курсовых и дипломных исследований, но и обучать написанию научных статей, ориентированных на читательскую аудиторию.

С начала 2001 года Образовательно-исследовательский и издательский центр «Вестник Евразии» реализует проект «Школа молодого автора», в рамках которого проходят лекции, тренинги и семинары по написанию научных работ для студентов и аспирантов в различных регионах России. Проблему низкого качества научных текстов для главного организатора таких школ можно назвать насущной, так как основной функцией ОИИЦ «Вестник Евразии» является издание одноименного научного междисциплинарного журнала. Проект задумывался с целью обучения студентов навыкам написания научных текстов в соответствии с требованиями (по структуре, стилистике и оформлению), предъявляемыми научным сообществом. На счету организаторов уже две межрегиональные школы (для европейской и азиатской частей России), которые проходили в городах Санкт-Петербург и Иркутск. Подобная Школа молодого автора (для Западной Сибири) прошла в конце апреля под Томском в санатории «Заповедное».

К участию в Школе допускались студенты-гуманитарии старших курсов вузов всей Западной Сибири, прошедшие конкурсный отбор тезисов своих статей. Было отобрано 22 человека из 9 городов: Омска, Кемерово, Горно-Алтайска, Новосибирска, Тюмени, Новокузнецка, Красноярска, Юрги и, конечно, из Томска. «Томская диаспора» оказалась самой многочисленной. Что касается Томского политехнического университета, то наш вуз был представлен двумя студентами Гуманитарного факультета 4 и 5 курсов: Голубевым Михаилом (специальность «Менеджмент в социальной сфере»; тема статьи – «Влияние трансформационных процессов на этническую конкуренцию в Сибири») и Егораевым Дмитрием (специальность «Социальная работа»; тема статьи – «Роль «образовательного права» в профилактике правонарушений и развитие этико-правовых отношений в школе»).

Основным методом работы было «обучающее участие», когда приобретение необходимых навыков и умений происходит в результате практической деятельности и в процессе общения с другими участниками. В программу тренинга вошли следующие мероприятия:

  • Деловая игра «Формирование команды».
  • Лекции приглашенных из Томска, Москвы и Иркутска специалистов.
  • Работа в мини-группах над выполнением заданий по лекционным материалам с последующим предоставлением отчетов и их обсуждением.
  • «Круглый стол» по проблемам толерантности и политкорректности в обществе и научном тексте.
  • Индивидуальная работа участников тренинга с авторскими текстами.

Практическим итогом обучения стало значительное улучшение авторских текстов в ходе индивидуального и коллективного редактирования. Для некоторых студентов-участников тренинга стало своего рода открытием то, что научная статья (а не кусок курсовой или дипломной работ) – это полноценный жанр, опирающийся на ряд формальных требований и неформальных допущений. Можно с полной уверенностью сказать, что конечные варианты авторских текстов действительно стали статьями, достойными опубликования. Другим, несомненно, важным достижением стало установление научных контактов с коллегами из большинства образовательных центров Западно-сибирского региона; студенты-политехники договорились с другими участниками Школы о дальнейшей работе в соавторстве.

Такому успешному результату способствовало, кроме всего прочего, еще одно обстоятельство. Отдаленность санатория «Заповедное» от города сыграла в этом немаловажную роль, которая заключалась в том, что вероятность «отвлечения» от работы сводилась к минимуму. Все, кто приехал в Школу молодого автора, неожиданно для самих себя оказались в некой резервации: автобус до Томска ходит довольно редко (да и ехать на нем до пл. Южной почти час!!!). И все-таки ближайший населенный пункт – деревня Батурино – со своими тремя магазинами на все время проведения школы стал центром всеобщего притяжения, конечной целью прогулок «на свежем воздухе», как участников, так и организаторов.

Михаил Голубев,
студент гуманитарного факультета ТПУ.