То, что образовательные услуги, предоставляемые Томским политехническим университетом своим студентам, безусловно, качественны, никого убеждать не нужно. Однако, отдел социально-психологических исследований Информационно-аналитического центра ТПУ заинтересовался тем, насколько сами преподаватели политехнического удовлетворены своей работой в вузе. Исследование, которое было проведено в сентябре-октябре этого года, охватило 177 человек со всех факультетов - от ассистентов до деканов. Это составляет 16 процентов от общего числа профессорско-преподавательского состава университета, что позволяет делать выводы о сложившихся тенденциях в вузе в целом. Проведено было исследование в рамках проекта по разработке механизма экспертной оценки политики и практики менеджмента качества.
Престижность работы в ТПУ
Отрадно отметить, что абсолютное большинство (75%) опрошенных преподавателей считают работу в политехническом более престижной, чем в других вузах. 19 процентов опрошенных затруднились с ответом на этот вопрос и лишь 6 процентов ответили отрицательно.
Информированность о внутренней жизни вуза
По мнению преподавателей, принявших участие в социальном исследовании, более
всего они осведомлены о деятельности своей факультетской администрации и о стратегии
вуза. Более негативно респонденты оценивают свою информированность в остальных
областях внутренней жизни вуза. Более половины опрошенных высказали озабоченность
тем, что не имеют достаточной информации либо не имеют информации о деятельности
ректората вообще.
О результатах Комплексной программы развития имеют недостаточную информацию
либо совсем не осведомлены треть респондентов.
О текущих событиях в вузе хорошо информированы половина участников исследования.
Информацией о системе менеджмента качества, грантах, конкурсах и конференциях
обладают каждый третий.
Система менеджмента качества
Проведенное исследование позволило выяснить отношение преподавателей к системе менеджмента качества. Несмотря на то, что система менеджмента внедрена с прошлого года, более половины респондентов (53,7%) отметили, что, по их мнению, преподаватели вуза имеют слабое представление о целях и задачах системы менеджмента качества. Эффективность функционирования системы отметили 45% опрошенных, считая, что она способствует повышению ответственности преподавателей за качество образования, а 54,8% отметили положительный фактор внедренной системы в повышении авторитета ТПУ в России и за рубежом. Однако наряду с положительными оценками функционирования системы менеджмента качества 62% респондентов отметили, что заполнение избытка документации отнимает у преподавателей много времени и это сказывается на ухудшении качества преподавания.
Права и возможности
В основном, все респонденты отметили свою возможность участвовать в КПР, конкурсах,
грантах, три четверти (полностью или частично) - высказывать свое мнение руководству
вуза и получать поощрение соответственно результатам своей работы, но только
треть опрошенных признает для себя возможность (и то, в основном, частично)
продвижения на руководящие посты (в том числе Советы) и участия в принятии управленческих
решений.
На нескольких факультетах респонденты более критично оценивают возможность реализации
своих прав. Например, половина опрошенных преподавателей АВТФ полагают, что
не имеют возможности участвовать в принятии управленческих решений, 13 из 19
респондентов этого же факультета ответили, что могут лишь частично участвовать
в КПР, конкурсах, грантах.
В ИЯК лишь 3 респондента из 18 уверены, что имеют возможность открыто высказать
свое мнение руководству.
На ИЭФ половина опрошенных преподавателей имеют лишь частичную возможность открыто
высказать свое мнение руководству.
Стаж работы и занимаемая должность преподавателей не оказали существенного влияния
на позиции респондентов по вопросу о реализации на практике прав и возможностей.
Мнение преподавателей о деятельности ректората
Респондентам был задан вопрос, все ли делает администрация ТПУ для успешного
функционирования вуза?
Самая большая группа из числа опрошенных (45 процентов) достаточно требовательна
к администрации, полагая, что она делает много, но недостаточно. Однако, как
показало исследование, более трети тех, кто отметил недостаточную работу администрации
вуза, вообще не имеют о ней информации. 34 процента опрошенных считают, что
администрация делает все возможное, и лишь 3 процента уверены, что руководство
\"практически ничего не делает\".
Оценка деятельности административных структур в выполнении их профессиональных обязанностей
Уверены, что деканаты \"вполне помогают\" и \"скорее помогают\" примерно 80 процентов
опрошенных. Помощь от учебного управления видят ощущают примерно 55, а от научного
- 45 процентов респондентов.
Состояние материально-технической базы учебного процесса ТПУ было оценено преподавателями
на \"удовлетворительно\". Наиболее высокие оценки дали преподаватели ИЯК, АЭМФ,
АЭЭФ, ЕНМФ и АВТФ.
Повышение квалификации
На вопрос \"Предоставляет ли руководство возможность дополнительного внепланового повышения квалификации (участия в семинарах, курсах, иногородних конференциях, стажировках и т.п.)\" подавляющее большинство (85 процентов) ответили положительно.
Развитие науки в ТПУ
Можно ли сегодня говорить о благоприятных условиях для развития науки в ТПУ? 66 процентов в той или иной степени согласны с тем, что условия для этого есть. И эта оценка напрямую связана с оценкой престижности работы в вузе.
Участие в конференциях и симпозиумах
В задачи исследования входило выяснить, насколько активны в этом плане преподаватели-политехники. Опрос показал, что значительное большинство респондентов принимают участие в этих мероприятиях: 28,8 процентов - регулярно, 57,1 процент - иногда. Наименее активны представители младшей возрастной группы, чей стаж не превышает пяти лет. Нет ни одного респондента, кто был бы не удовлетворен уровнем организации проводимых в ТПУ научных мероприятий.
Уровень и качество услуг
Более половины опрошенных пользовались услугами, предоставляемыми отделом
кадров и они их устраивают. Качество питания в столовых устраивает треть респондентов.
Позитивные оценки условий для занятий спортом, компенсации затрат на дорогостоящее
лечение и материальной помощи преобладают над негативными.
Замечания и предложения
Наиболее часто указывались следующие замечания и предложения: увеличить фундаментальную
и общетехническую подготовку, а также количество часов по спецпредметам. Улучшить
материально-техническое обеспечение учебного процесса, в том числе, материальную
базу, необходимую для самостоятельной работы студентов.
Преподаватели предлагают обратить пристальное внимание на производственно-технологическую
практику студентов. Кроме этого, политехникам хотелось бы, чтобы деятельность
ректората была прозрачной по всем вопросам как с точки зрения финансовой, так
и учебной. Преподаватели предложили также увеличить аудиторную нагрузку студентов
и контролировать их дисциплину (вплоть до штрафов за прогулы). Им хотелось бы,
чтобы воспитательная работа с молодежью была налажена лучше, чем сейчас, а также,
чтобы были усилены требования к знаниям студентов.
Также было высказано, что нужно усилить мотивацию преподавателей к работе, снизить
часовую нагрузку; разработать систему независимого контроля качества обучения
по отдельным дисциплинам; обеспечить условия и повысить требования для научно-исследовательской
работы преподавателей; уменьшить бумагооборот. Особо отмечалось, что нужна всесторонняя
поддержка молодых преподавателей. И наиболее актуален для них квартирный вопрос.
Без сомнения, такого рода исследование позволяет составить объективную картину происходящих в вузе событий и оценить настрой движущей силы вуза - профессорско-преподавательского состава. Настрой хороший, и поэтому перспективы развития у Томского политехнического университета есть!