В октябре этого года двадцать ведущих сотрудников Томского политехнического университета прошли стажировку в Немецкой Академии менеджмента (DMAN). Все они принимают активное участие в проекте \"Разработка и создание системы программно-целевого управления вузом в рыночных условиях\". Насколько новыми и полезными стали для политехников почерпнутые в Германии знания? Как знакомство с системой управления в немецких вузах поможет повысить качество подготовки специалистов и эффективность работы ТПУ в современных социально-экономических условиях?
О целях и задачах стажировки рассказал руководитель делегации,
проректор по учебной работе ТПУ П.С.Чубик.
- Стажировка проходила в виде семинара \"Совершенствование системы управления
вузом. Система менеджмента качества\", организованного Немецкой Академией менеджмента
земли Нижняя Саксония. Целью стажировки было изучение систем менеджмента качества
в вузах Германии, в частности, систем на основе международных стандартов ИСО
9000:2000.
Состоялось знакомство с ведущими в области внедрения такого рода систем вузами - Техническим
университетом Мюнхена, Высшей технической школой Мюнхена, Лейпцигским университетом.
Очень полезной была встреча в Министерстве образования и культуры земли Нижняя
Саксония.
Наибольший интерес у нас вызвали следующие направления деятельности названных
вузов: взаимодействие с промышленными предприятиями, общественными институтами
страны и зарубежья; управление персоналом; использование информационных сетей
для целей управления и организации образовательной деятельности; планирование
и распределение финансовых ресурсов; планирование образовательной политики;
активность на международном образовательном рынке и др.
С немецкой пунктуальностью мы сделали все, что было запланировано в программе
стажировки. Проводимые презентации и тренинги, а также лекции, которые для участников
семинара читали ведущие ученые, преподаватели и топ-менеджеры вузов зачастую
заканчивались дискуссиями, во время которых можно было более подробно обсудить
реальные и насущные проблемы, с которыми сталкиваются российские вузы при решении
вопросов управления качеством, при международной аккредитации и сертификации
образовательных программ и т.д.
После подробного изучения организационных структур, систем управления качеством
и персоналом, основных направлений деятельности и направлений подготовки в немецких
вузах у нас родились три плана-нововведения: \"Совершенствование научной деятельности
ТПУ\", \"Разработка системы мотивации персонала ТПУ\" и \"Создание системы дополнительного
образования в ТПУ\". Кстати, к вопросу о результативности стажировки: уже через
месяц после нее Ученым советом университета было принято решение о создании
в ТПУ Центра дополнительного образования.
В ходе стажировки была достигнута договоренность о сотрудничестве со всеми вузами,
которые удалось посетить, и непосредственно с DMAN. Совсем недавно в Томском
политехническом с визитом побывал Г.Г.Гюнтер, руководитель Канцлербюро Мюнхенского
технического университета и с ним были обговорены основные направления сотрудничества
между двумя нашими вузами и содержание договора о сотрудничестве. В начале декабря,
по следам нашей стажировки, директор Русско-немецкого центра А.А.Фрицлер встречался
в Москве с директором DMAN В.Шефером. Встреча была посвящена развитию отношений
между Академией и организациями-партнерами DMAN, к числу которых относится и
ТПУ.
Таким образом, я абсолютно уверен, что стажировка в Германии была весьма полезной.
Своими впечатлениями от семинара, прошедшего на немецкой земле, делятся его участники:
Слово
- профессору Ю.И.Тюрину, декану ЕНМФ.
- Повышение квалификации включало в себя знакомство с системами Менеджмента
качества в Германии, Европе, США, поездки в лучшие университеты Германии и работу
в группе (М.С.Козырев, В.И.Бойко, В.В.Лопатин, Ю.Л.Пивоваров, В.М.Погребенков,
А.П.Суржиков, Ю.И.Тюрин) над проектом: \"Совершенствование научной деятельности
ТПУ\". Цель проекта: преобразование ТПУ в ведущий мировой научно-образовательный
центр.
Работа над проектом позволила на практике почувствовать эффективность и плодотворность
системы менеджмента качества, активно развиваемой и внедряемой в ТПУ и сравнить
достижения ТПУ с наработками DMAN. Тезис же нашего проекта, предложенный Владимиром
Ильичом Бойко, об \"анонимной компетенции стратегического и тактического менеджмента
научных исследований\", вписанный в раздел стратегических целей, так и остался
непревзойденным. Совместное общение и работа нашего коллектива в DMAN позволила
нам лучше узнать друг друга и сформировала неформальный коллектив людей, занятых
на разных уровнях решением единой задачи, - обеспечением устойчивого развития
университета и включением его в международное научно-образовательное сообщество.
Интересной и важной была встреча в Министерстве образования и культуры земли
Нижняя Саксония (Ганновер) с господином В.Кернером. На встрече были затронуты
многие вопросы и проблемы высшего образования в Германии. Для меня, как представителя
факультета естественных наук, было интересно узнать, что проблемы привлечения
молодежи к естественно-научным дисциплинам являются общими для Европы и России.
Сейчас востребованность в таких специалистах высока, но приток студентов на
эти специальности недостаточен и важно сохранить и развить базу для их подготовки
в высшей школе. Приятное впечатление оставил уровень оснащенности и направления
деятельности кафедр физического профиля в Техническом университете Мюнхена.
Ясно, что нам следует энергично развивать свои учебно-научные лаборатории на
ЕНМФ, но в то же время мы можем не просто достичь среднеевропейского уровня,
но, сохраняя и развивая свой кадровый потенциал и активно участвуя в международном
научно-образовательном сотрудничестве, - превзойти этот уровень. Отмечу также,
что существенным преимуществом выпускников наших вузов является их возраст.
Наши выпускники примерно на 10 лет моложе выпускников вузов Германии и других
стран Европы, и нам надо активно пользоваться этим фактом, внедряя своих специалистов
в различные международные структуры.
В целом, учеба в DMAN и налаженные там контакты были полезны для обеих сторон
и, безусловно, это взаимодействие будет развиваться в дальнейшем.
О.Е.Пермяков, директор Центра оценки качества образования Томской области,
зав.кафедрой педагогических измерений ТПУ:
- Одной из положительных сторон нашего обучения было представление нам информации
о системе образования в Германии. Преподавательский состав специалистов, читающих
нам лекции, был подобран немецкой стороной таким образом, чтобы показать нам
весь спектр знаний по проблеме управления качеством. Лекции не пересекались,
а частично перекрывали одна другую, дополняли информацию, раскладывали ее \"по
полочкам\". Все выступающие были приветливы и откровенны, с удовольствием отвечали
на многочисленные вопросы. У нас, в группах политехников, можно сказать, не
прекращаясь \"кипело обсуждение\" того, что мы услышали. И чем больше мы \"проговаривали\"
наши впечатления и будущие проекты, тем полновеснее и реальнее, на мой взгляд,
они получились.
Очень полезным было то, что во время семинара автоматически шло сравнение систем
образования, мы могли определить точки соприкосновения, оценить, что лучше у
них, что у нас... Много нового и даже необычного для нас рассказали в Министерстве
образования и культуры Земли Нижняя Саксония. Если до этого мы выслушивали мнения
деятелей от образования, то сейчас узнали от чиновника о тех процессах, которые
происходит в высшем образовании Германии.
Еще лично мне было очень интересно познакомиться с опытом работы кафедры взрослой
педагогики в Лейпцигском университете, поскольку кафедра педагогических измерений
в Институте инженерной педагогики ТПУ, которую я недавно возглавил, имеет общую
с ней специфику деятельности.
Главное, что стало ясно: в процессе изменения деятельности университета к лучшему
должны участвовать весь коллектив без исключения. В германских вузах, при продвижении
в жизнь какого-нибудь новшества, с каждым работником заключается договор о достижении
целей. В процессе достижения целей вырабатывается комплекс мероприятий (конкретно
расписывается: кто что делает и ради чего). В изначальном планировании прописывается
все и для всех, причем начиная с самого низшего звена исполнителей. Таким образом,
продвижение идей идет более интенсивно. Надо прогнозировать свое развитие, причем
на всех уровнях и этапах. И мы сейчас стараемся выработать такую стратегию развития
в Центре оценки качества образования и на нашей новой кафедре.
Т.С.Петровская, директор Института международного образования:
- Как выяснилось, немецкие коллеги в первый раз принимали подобную группу. Если
до этого они обучали, в основном, линейных менеджеров, работающих с системами
локального характера, на этот раз к ним приехали топ-менеджеры из известного
университета, уже прошедшего международную сертификацию и работающего в рамках
стандарта ИСО-9001:2000. Дискуссии, которые разгорались в ходе семинара, сводились,
в конечном счете, к вопросу: действительно ли введение системы менеджмента качества
нам нужно и полезно? И ревизия взглядов привела к однозначному мнению: да! Общение
с германскими коллегами позволило увидеть новые возможности и подходы в управлении
качеством образования. На мой взгляд, самое важное в менеджменте качества -
соединить глобальные цели государства, которые отражаются в целях университета,
и личные цели каждого сотрудника. И поэтому центральной идеей менеджмента вообще
я бы назвала согласование целей организации и отдельного человека. Понимание
этого избавит от множества проблем, возникающих при становлении системы. При
этом хотелось бы, чтобы мы в своем стремлении построить действующую работающую
систему менеджмента качества, не обволакивали ее \"бумажным комом\".
Каждый человек воспринимает действительность в сфере своих ближайших интересов,
поэтому мне было важно узнать отношение немцев к международному образованию.
Интернационализация образования воспринимается в Германии как необходимый элемент
развития. Дискуссии продолжаются, их цель - поиск эффективных способов международной
интеграции, при этом согласие в понимании необходимости усилий в этом направлении
присутствует на всех уровнях - от уровня Министерства образования, руководства
вузов, до уровня профессуры, студентов и граждан. В Германии уверены, что обучение
иностранных студентов - совершенно необходимая компонента в деятельности вуза.
Министерство, помимо базового финансирования (а образование в Германии бесплатное),
специально выделяет средства на инновации. И интернационализация, безусловно,
вписывается в ряд инновационных и прогрессивных, социально значимых действий.
Это поощряется обществом и, в конечном итоге, служит государственным целям:
через своих выпускников Германия надеется повысить экономическое и геополитическое
влияние страны в мире (выпускники \"рассеются\" и прославят систему образования
и жизни в стране). Второе - Германия, памятуя историю XX века, стремится воспитывать
свою молодежь в духе интернационализма. В этом ключе опыт западных университетов,
мне кажется, очень полезен для выстраивания политики любого российского вуза.
Интервью: Е.ЮРЬЕВ.