Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Опыт оказался полезным

В октябре этого года двадцать ведущих сотрудников Томского политехнического университета прошли стажировку в Немецкой Академии менеджмента (DMAN). Все они принимают активное участие в проекте \"Разработка и создание системы программно-целевого управления вузом в рыночных условиях\". Насколько новыми и полезными стали для политехников почерпнутые в Германии знания? Как знакомство с системой управления в немецких вузах поможет повысить качество подготовки специалистов и эффективность работы ТПУ в современных социально-экономических условиях?

О целях и задачах стажировки рассказал руководитель делегации, проректор по учебной работе ТПУ П.С.Чубик.

- Стажировка проходила в виде семинара \"Совершенствование системы управления вузом. Система менеджмента качества\", организованного Немецкой Академией менеджмента земли Нижняя Саксония. Целью стажировки было изучение систем менеджмента качества в вузах Германии, в частности, систем на основе международных стандартов ИСО 9000:2000.

Состоялось знакомство с ведущими в области внедрения такого рода систем вузами - Техническим университетом Мюнхена, Высшей технической школой Мюнхена, Лейпцигским университетом. Очень полезной была встреча в Министерстве образования и культуры земли Нижняя Саксония.

Наибольший интерес у нас вызвали следующие направления деятельности названных вузов: взаимодействие с промышленными предприятиями, общественными институтами страны и зарубежья; управление персоналом; использование информационных сетей для целей управления и организации образовательной деятельности; планирование и распределение финансовых ресурсов; планирование образовательной политики; активность на международном образовательном рынке и др.

С немецкой пунктуальностью мы сделали все, что было запланировано в программе стажировки. Проводимые презентации и тренинги, а также лекции, которые для участников семинара читали ведущие ученые, преподаватели и топ-менеджеры вузов зачастую заканчивались дискуссиями, во время которых можно было более подробно обсудить реальные и насущные проблемы, с которыми сталкиваются российские вузы при решении вопросов управления качеством, при международной аккредитации и сертификации образовательных программ и т.д.

После подробного изучения организационных структур, систем управления качеством и персоналом, основных направлений деятельности и направлений подготовки в немецких вузах у нас родились три плана-нововведения: \"Совершенствование научной деятельности ТПУ\", \"Разработка системы мотивации персонала ТПУ\" и \"Создание системы дополнительного образования в ТПУ\". Кстати, к вопросу о результативности стажировки: уже через месяц после нее Ученым советом университета было принято решение о создании в ТПУ Центра дополнительного образования.

В ходе стажировки была достигнута договоренность о сотрудничестве со всеми вузами, которые удалось посетить, и непосредственно с DMAN. Совсем недавно в Томском политехническом с визитом побывал Г.Г.Гюнтер, руководитель Канцлербюро Мюнхенского технического университета и с ним были обговорены основные направления сотрудничества между двумя нашими вузами и содержание договора о сотрудничестве. В начале декабря, по следам нашей стажировки, директор Русско-немецкого центра А.А.Фрицлер встречался в Москве с директором DMAN В.Шефером. Встреча была посвящена развитию отношений между Академией и организациями-партнерами DMAN, к числу которых относится и ТПУ.

Таким образом, я абсолютно уверен, что стажировка в Германии была весьма полезной.

Своими впечатлениями от семинара, прошедшего на немецкой земле, делятся его участники:

Слово - профессору Ю.И.Тюрину, декану ЕНМФ.

- Повышение квалификации включало в себя знакомство с системами Менеджмента качества в Германии, Европе, США, поездки в лучшие университеты Германии и работу в группе (М.С.Козырев, В.И.Бойко, В.В.Лопатин, Ю.Л.Пивоваров, В.М.Погребенков, А.П.Суржиков, Ю.И.Тюрин) над проектом: \"Совершенствование научной деятельности ТПУ\". Цель проекта: преобразование ТПУ в ведущий мировой научно-образовательный центр.

Работа над проектом позволила на практике почувствовать эффективность и плодотворность системы менеджмента качества, активно развиваемой и внедряемой в ТПУ и сравнить достижения ТПУ с наработками DMAN. Тезис же нашего проекта, предложенный Владимиром Ильичом Бойко, об \"анонимной компетенции стратегического и тактического менеджмента научных исследований\", вписанный в раздел стратегических целей, так и остался непревзойденным. Совместное общение и работа нашего коллектива в DMAN позволила нам лучше узнать друг друга и сформировала неформальный коллектив людей, занятых на разных уровнях решением единой задачи, - обеспечением устойчивого развития университета и включением его в международное научно-образовательное сообщество.

Интересной и важной была встреча в Министерстве образования и культуры земли Нижняя Саксония (Ганновер) с господином В.Кернером. На встрече были затронуты многие вопросы и проблемы высшего образования в Германии. Для меня, как представителя факультета естественных наук, было интересно узнать, что проблемы привлечения молодежи к естественно-научным дисциплинам являются общими для Европы и России. Сейчас востребованность в таких специалистах высока, но приток студентов на эти специальности недостаточен и важно сохранить и развить базу для их подготовки в высшей школе. Приятное впечатление оставил уровень оснащенности и направления деятельности кафедр физического профиля в Техническом университете Мюнхена.

Ясно, что нам следует энергично развивать свои учебно-научные лаборатории на ЕНМФ, но в то же время мы можем не просто достичь среднеевропейского уровня, но, сохраняя и развивая свой кадровый потенциал и активно участвуя в международном научно-образовательном сотрудничестве, - превзойти этот уровень. Отмечу также, что существенным преимуществом выпускников наших вузов является их возраст. Наши выпускники примерно на 10 лет моложе выпускников вузов Германии и других стран Европы, и нам надо активно пользоваться этим фактом, внедряя своих специалистов в различные международные структуры.

В целом, учеба в DMAN и налаженные там контакты были полезны для обеих сторон и, безусловно, это взаимодействие будет развиваться в дальнейшем.

О.Е.Пермяков, директор Центра оценки качества образования Томской области, зав.кафедрой педагогических измерений ТПУ:

- Одной из положительных сторон нашего обучения было представление нам информации о системе образования в Германии. Преподавательский состав специалистов, читающих нам лекции, был подобран немецкой стороной таким образом, чтобы показать нам весь спектр знаний по проблеме управления качеством. Лекции не пересекались, а частично перекрывали одна другую, дополняли информацию, раскладывали ее \"по полочкам\". Все выступающие были приветливы и откровенны, с удовольствием отвечали на многочисленные вопросы. У нас, в группах политехников, можно сказать, не прекращаясь \"кипело обсуждение\" того, что мы услышали. И чем больше мы \"проговаривали\" наши впечатления и будущие проекты, тем полновеснее и реальнее, на мой взгляд, они получились.

Очень полезным было то, что во время семинара автоматически шло сравнение систем образования, мы могли определить точки соприкосновения, оценить, что лучше у них, что у нас... Много нового и даже необычного для нас рассказали в Министерстве образования и культуры Земли Нижняя Саксония. Если до этого мы выслушивали мнения деятелей от образования, то сейчас узнали от чиновника о тех процессах, которые происходит в высшем образовании Германии.

Еще лично мне было очень интересно познакомиться с опытом работы кафедры взрослой педагогики в Лейпцигском университете, поскольку кафедра педагогических измерений в Институте инженерной педагогики ТПУ, которую я недавно возглавил, имеет общую с ней специфику деятельности.

Главное, что стало ясно: в процессе изменения деятельности университета к лучшему должны участвовать весь коллектив без исключения. В германских вузах, при продвижении в жизнь какого-нибудь новшества, с каждым работником заключается договор о достижении целей. В процессе достижения целей вырабатывается комплекс мероприятий (конкретно расписывается: кто что делает и ради чего). В изначальном планировании прописывается все и для всех, причем начиная с самого низшего звена исполнителей. Таким образом, продвижение идей идет более интенсивно. Надо прогнозировать свое развитие, причем на всех уровнях и этапах. И мы сейчас стараемся выработать такую стратегию развития в Центре оценки качества образования и на нашей новой кафедре.

Т.С.Петровская, директор Института международного образования:

- Как выяснилось, немецкие коллеги в первый раз принимали подобную группу. Если до этого они обучали, в основном, линейных менеджеров, работающих с системами локального характера, на этот раз к ним приехали топ-менеджеры из известного университета, уже прошедшего международную сертификацию и работающего в рамках стандарта ИСО-9001:2000. Дискуссии, которые разгорались в ходе семинара, сводились, в конечном счете, к вопросу: действительно ли введение системы менеджмента качества нам нужно и полезно? И ревизия взглядов привела к однозначному мнению: да! Общение с германскими коллегами позволило увидеть новые возможности и подходы в управлении качеством образования. На мой взгляд, самое важное в менеджменте качества - соединить глобальные цели государства, которые отражаются в целях университета, и личные цели каждого сотрудника. И поэтому центральной идеей менеджмента вообще я бы назвала согласование целей организации и отдельного человека. Понимание этого избавит от множества проблем, возникающих при становлении системы. При этом хотелось бы, чтобы мы в своем стремлении построить действующую работающую систему менеджмента качества, не обволакивали ее \"бумажным комом\".

Каждый человек воспринимает действительность в сфере своих ближайших интересов, поэтому мне было важно узнать отношение немцев к международному образованию. Интернационализация образования воспринимается в Германии как необходимый элемент развития. Дискуссии продолжаются, их цель - поиск эффективных способов международной интеграции, при этом согласие в понимании необходимости усилий в этом направлении присутствует на всех уровнях - от уровня Министерства образования, руководства вузов, до уровня профессуры, студентов и граждан. В Германии уверены, что обучение иностранных студентов - совершенно необходимая компонента в деятельности вуза. Министерство, помимо базового финансирования (а образование в Германии бесплатное), специально выделяет средства на инновации. И интернационализация, безусловно, вписывается в ряд инновационных и прогрессивных, социально значимых действий. Это поощряется обществом и, в конечном итоге, служит государственным целям: через своих выпускников Германия надеется повысить экономическое и геополитическое влияние страны в мире (выпускники \"рассеются\" и прославят систему образования и жизни в стране). Второе - Германия, памятуя историю XX века, стремится воспитывать свою молодежь в духе интернационализма. В этом ключе опыт западных университетов, мне кажется, очень полезен для выстраивания политики любого российского вуза.

Интервью: Е.ЮРЬЕВ.