Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Обучать и воспитывать

Олег Андреевич Толченов - главный специалист отдела внеучебной работы в Управлении профессионального образования Управления воспитания и дополнительного образования Минобразования Российской Федерации, несмотря на свою огромную занятость и увлеченность работой конференции, он ответил нашему корреспонденту на несколько вопросов.

- Как вы считаете, насколько нужны мероприятия, подобные этой конференции?


- Безусловно, это очень полезная работа и она будет продуктивной. Убежден, что воспитанием необходимо заниматься. Вопрос воспитания очень тонкий и сложный, поскольку мы имеем дело с душами и умами людей. И сейчас есть возможность строить систему формирования внеучебного времени студентов. Для этого необходимо обобщать коллективный опыт, что на его основе делать не только выводы, но и новые разработки, научные исследования и методики работы.

- Олег Андреевич, а как решается \"воспитательная линия\" на уровне Министерства образования? Нет ли риска, что, увлекаясь новыми учебными программами, про воспитательную часть работы вуза забудут?

- Должен сказать, что здесь ваши опасения напрасны. Не только Минобразование определяет общую политику обучения, этим заняты и Президент, и Правительство... Везде созданы специальные комиссии, которые занимаются вопросами молодежи и студенчества. Кроме этого, приоритет воспитания прописан и в доктрине образования, закреплен на законодательном уровне. В своем докладе я говорил о том, что образование во многих странах мира приходит к системному кризису, более того, этот кризис намечается и у нас. Главным признаком этого кризиса я считаю неспособность образовательной системы воспитать человека, соответствующего современному уровню, личности, способной грамотно управлять миром в постоянно меняющейся ситуации. Сегодняшняя ответственность инженера намного выше, чем в ХХ веке. И сегодня одна ошибка может привести к глобальной катастрофе, здесь очень важна человеческая позиция инженера.

В Царской России придавали большое значение воспитанию. Самый яркий пример - Лицей, где учился А.С.Пушкин. Лицей был призван формировать элиту общества. И сегодняшние вузы также готовят элиту для России. Даже сравнительно недавнее преобразование институтов в университеты, в первую очередь, продиктовано тем, чтобы образование в вузе было универсальным, чтобы к естествознательным наукам добавить гуманитарные, чтобы воспитывать личность. На Лицее Пушкина написано: здесь воспитывался Пушкин. Не учился, заметьте, а воспитывался. Обучить можно и обезьяну, а воспитать - только человека, только личность.

- Олег Андреевич, какое место в формировании личности в вузах, по-вашему, занимает студенческое самоуправление?

- Лично мое мнение и позиция Министерства по этому вопросу - самоуправление необходимо не развивать, а помогать ему развиваться. Если мы будем это все делать насильными методами - отобьем у ребят инициативу, а если мы будем предоставлять ребятам возможность самовыражения, поддерживать их инициативы - активы будут развиваться очень быстро. Должен сказать, что воспитание - процесс обоюдный и круглосуточный. Вспомните Аристотеля - он всегда был рядом со своими учениками.

- И последний вопрос, ваши впечатления о политехническом университете?

- Мне часто приходится посещать разные вузы, однако досконально изучить все обычно не хватает времени, поэтому я всегда делаю выводы по тому, как выглядит вуз, чист ли он, какие отношения между преподавателями и студентами и т.д. Это не научные выводы, но и они о многом говорят. На конференции было заявлено: личность в условиях вузовского социума. Этот социум формируется людьми, и если работа ректора, проректоров и общая политика университета направлены на его формирование, чтобы не только воспитывать, но и создавать благоприятные условия жизни вуза, то в определенный момент социум начнет работать на благо университета. И у вас в этом плане ситуация хорошая.

Интервью: Ирина БАСАЛАЕВА.