Олег Андреевич Толченов - главный специалист отдела внеучебной работы в
Управлении профессионального образования Управления воспитания и дополнительного
образования Минобразования Российской Федерации, несмотря на свою огромную занятость
и увлеченность работой конференции, он ответил нашему корреспонденту на несколько
вопросов.
- Как вы считаете, насколько нужны мероприятия, подобные этой конференции?
- Безусловно, это очень полезная работа и она будет продуктивной. Убежден, что
воспитанием необходимо заниматься. Вопрос воспитания очень тонкий и сложный,
поскольку мы имеем дело с душами и умами людей. И сейчас есть возможность строить
систему формирования внеучебного времени студентов. Для этого необходимо обобщать
коллективный опыт, что на его основе делать не только выводы, но и новые разработки,
научные исследования и методики работы.
- Олег Андреевич, а как решается \"воспитательная линия\" на уровне Министерства
образования? Нет ли риска, что, увлекаясь новыми учебными программами, про воспитательную
часть работы вуза забудут?
- Должен сказать, что здесь ваши опасения напрасны. Не только Минобразование
определяет общую политику обучения, этим заняты и Президент, и Правительство...
Везде созданы специальные комиссии, которые занимаются вопросами молодежи и
студенчества. Кроме этого, приоритет воспитания прописан и в доктрине образования,
закреплен на законодательном уровне. В своем докладе я говорил о том, что образование
во многих странах мира приходит к системному кризису, более того, этот кризис
намечается и у нас. Главным признаком этого кризиса я считаю неспособность образовательной
системы воспитать человека, соответствующего современному уровню, личности,
способной грамотно управлять миром в постоянно меняющейся ситуации. Сегодняшняя
ответственность инженера намного выше, чем в ХХ веке. И сегодня одна ошибка
может привести к глобальной катастрофе, здесь очень важна человеческая позиция
инженера.
В Царской России придавали большое значение воспитанию. Самый яркий пример -
Лицей, где учился А.С.Пушкин. Лицей был призван формировать элиту общества.
И сегодняшние вузы также готовят элиту для России. Даже сравнительно недавнее
преобразование институтов в университеты, в первую очередь, продиктовано тем,
чтобы образование в вузе было универсальным, чтобы к естествознательным наукам
добавить гуманитарные, чтобы воспитывать личность. На Лицее Пушкина написано:
здесь воспитывался Пушкин. Не учился, заметьте, а воспитывался. Обучить можно
и обезьяну, а воспитать - только человека, только личность.
- Олег Андреевич, какое место в формировании личности в вузах, по-вашему,
занимает студенческое самоуправление?
- Лично мое мнение и позиция Министерства по этому вопросу - самоуправление
необходимо не развивать, а помогать ему развиваться. Если мы будем это все делать
насильными методами - отобьем у ребят инициативу, а если мы будем предоставлять
ребятам возможность самовыражения, поддерживать их инициативы - активы будут
развиваться очень быстро. Должен сказать, что воспитание - процесс обоюдный
и круглосуточный. Вспомните Аристотеля - он всегда был рядом со своими учениками.
- И последний вопрос, ваши впечатления о политехническом университете?
- Мне часто приходится посещать разные вузы, однако досконально изучить
все обычно не хватает времени, поэтому я всегда делаю выводы по тому, как выглядит
вуз, чист ли он, какие отношения между преподавателями и студентами и т.д. Это
не научные выводы, но и они о многом говорят. На конференции было заявлено:
личность в условиях вузовского социума. Этот социум формируется людьми, и если
работа ректора, проректоров и общая политика университета направлены на его
формирование, чтобы не только воспитывать, но и создавать благоприятные условия
жизни вуза, то в определенный момент социум начнет работать на благо университета.
И у вас в этом плане ситуация хорошая.
Интервью: Ирина БАСАЛАЕВА.