Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Лилия Леонова: «Прекрасные педагоги определили мою жизнь…»

Преподаватель о преподавании

В прошлом году в России заговорили о введении профессионального праздника для педагогов высшей школы — Дня преподавателя. Не исключено, что не сегодня-завтра появится еще один повод сказать спасибо сотрудникам Томского политеха. О том, каково это — быть университетским преподавателем, мы расспросили Лилию Леонову, доцента отделения ядерно-топливного цикла, эксперта отдела исследования проблем обеспечения качества инженерного образования. Два года подряд Лилия участвовала во Всероссийском конкурсе молодых преподавателей вузов. В 2018 году получила специальный приз, а в 2019 году заняла первое место в направлении «Технические науки»

Уметь и знать

Наша героиня уверена, что учебный процесс без науки (и наоборот) в вузе, тем более исследовательском, существовать не может.

«Иногда приходится сталкиваться с тем, что не все преподаватели погружены в науку или освоили компьютерные технологии. Они привыкли работать по старинке — пришли, отчитали лекции и все.

Однако дистант показал, что если преподаватель даже очень хорош, но не дружит с компьютером, то он не донесет до слушателей и половину материала. Цифровые технологии, педагогика, исследования, выступления на конференциях, написание научных статей — все это опыт, который развивает самого педагога и обогащает учебный курс, делает его содержательным и интересным.

А иначе зачем студенты будут посещать чьи-то скучные занятия, если есть возможность выбрать онлайн-курс и прослушать эти темы в сети?».

Работа на результат

До первой самостоятельно прочитанной лекции педагогической практики у Лилии не было, как и у большинства сотрудников технических вузов. В 2006 году (с 2010 — ассистент) она устроилась инженером на кафедру химической технологии редких, рассеянных и радиоактивных элементов, писала диссертацию.

От педагогики была далека и никогда не думала, что будет преподавать. К тому же видела, что ее научный руководитель без конца возится со студентами, борется с их недисциплинированностью.

«Мне нравилось работать в лаборатории. Но под конец аспирантуры я вдруг обнаружила: подскажешь что-то студентам, они говорят спасибо, а потом на коллоквиуме отвечают моими фразами. Это оказалось очень любопытным — наблюдать, как они пропускают через себя мои знания и что выдают на выходе. Работа на результат меня и привлекла! Так началась моя педагогическая деятельность».

Одно Лилия тогда знала точно! Она не будет монотонно рассказывать скучный материал, давая студентам сладко отсыпаться либо заниматься своими делами. Чтобы овладеть мастерством, молодой преподаватель прошла всевозможные курсы повышения квалификации, ловя всюду самые разные «фишки», которые можно использовать в учебном процессе.

«Я поняла, что в свои лекции могу внести то, что нравится ребятам — игры, командные задания».

Многое, по словам доцента, ей также дала школа кураторов.

«Мне никогда не нравился огромный разрыв между студентами и преподавателями. Мое — это общаться с ребятами с позиции наставника, помощника. В лекциях я частично использую элементы тренингов на сплочение. Я могу чего-то не знать и не стесняюсь в этом признаться, мы вместе разбираемся и находим решение».

Эталон

Дистант также дал понять, что презентации к лекциям надо дорабатывать, включать больше интерактивных тестов.

Лилия изучила ряд ресурсов, которые позволяют анкетировать и тестировать студентов, получать обратную связь. По ее мнению, ожидания (если не сказать, требования) ребят, которые приходят в ТПУ, по отношению к преподавателям год от года растут. Если они видят современно сделанные презентации со свежими, а не пяти-десятилетними данными, слышат хорошо поставленную речь, то получают некий эталон, на который могут равняться, — и в этом тоже важное отличие университетского преподавания.

Проекты — особая любовь

«В общей сложности, со мной одновременно работают около 15 команд по 5 человек, у каждой группки своя тема.

Сейчас дистант помог нам организовать командную работу иначе: онлайн можно быстро собраться-посовещаться, получить консультацию в мессенджере и за дело! На платформе ТПУ BigBlueButton есть очень ценная функция — разделение на вебинарные комнаты для групповой работы».

В творческих проектах Лилия настраивает ребят на получение конкретных результатов, которые можно продемонстрировать. Она уверена, что и самим им так интереснее. Например, созданный студентами цифровой квест «В поисках золота» будет использоваться в приемной кампании этого года. Сейчас в планах Лилии — творческие проекты с VR-технологиями. Специально под выигранный грант фонда В. Потанина она приобрела шлем виртуальной реальности.

Студенты попробуют разработать VR-тренажер, пусть простенький, но свой! Плюс получат новые для них компетенции.

Перевернутый класс

Из активно используемых Лилией технологий обучения одна из любимых на сегодня — «перевернутый класс». Вся дисциплина (например, «Материаловедение») выложена заранее. Сделан курс в интерактивном режиме. Студентам предлагается пройти новый материал до занятия, освоить терминологию, ответить на ряд тестов. И лекция затем строится по-другому, с конкретными примерами разбираются узкие непонятные места.

Любовь к делу и квалификация

Конечно, мы поговорили с Лилией о том, какие качества важны для преподавателя вуза. Самое главное, на ее взгляд, — любить свое дело и гореть им. Если ходишь на лекции из-под палки, студенты все видят и тоже начинают работать спустя рукава.

«Плюс повышать свою квалификацию. Мы только в прошлом году прошли курс «Инженерная педагогика». До этого все сами постигали. В свое время, например, я ходила на лекции к Леониду Петровичу Рихванову, чтобы посмотреть, как преподает настоящий мастер. Вот так послушаешь других, решишь, что будешь применять, что нет. Но если сам дальше не развиваешься, то можно остаться в прошлом веке».

Сергей Мазуров

О химии, студентах и семье

— Как вы сами попали в ТПУ, да еще на самый мужской факультет?

— В школе я довольно долго хотела быть филологом. Однако «химия» перевесила. Сначала встретился учитель химии от бога, строгий, но справедливый. Потом попала на спецкурс по химии в ТПУ, к Елене Михайловне Князевой. В нее и в ее предмет я просто влюбилась! Так два прекрасных педагога определили мою жизнь. В итоге поступала на ХТФ, на эколога, но мне не хватило одного балла. Я уже расстроилась, и тут мне предложили химическую специальность на Физтехе: потом, мол, переведешься.

В приемной комиссии ФТФ нынешний директор Инженерной школы ядерных технологий Олег Юрьевич Долматов сказал мне тогда: «Нам только вас и не хватало!» (смеется).

Помню, я вышла из вуза и первый раз в жизни почувствовала вселенское счастье, улыбка просто не сходила с лица. Шла по улице, и на меня оборачивались. А спустя полгода переводиться я уже не хотела. Я попала на свое место.

— Что вы получаете от своей деятельности?

— Огромное удовольствие! Мне очень интересно наблюдать, как студенты меняются от курса к курсу, вкладывать в них наши ценности и ориентировать на профессию. С этой работой, возможно, я не додаю внимания своим детям, их у меня двое. Дочка нынче пойдет в школу, сыну 8,5 лет. Но они очень часто бывают в ТПУ, видят мои грамоты, дипломы, интересуются: «Мама, когда привезешь нам новую медаль?».

Родные — моя поддержка. Сейчас, кстати, я прошла очередной курс по тайм-менеджменту, чтобы эффективнее распределять время. Не все возможно успеть...

— В детях видны уже технические наклонности? (Заметим, что муж Лилии Андрей — тоже политехник)

— Сын занимается робототехникой и программированием. Дочка любит лего, в куклы почти не играет. Но при этом она с удовольствием рисует. Еще они любят играть в школу, вместе со мной.

«Раньше было такое, учительское — любила советовать и поучать. А теперь решила занять такую позицию: пока меня не спросят, советов не даю. Зачем? Человек сам справится. Вот когда попросит помощи…»

Осторожно, профдеформация!