Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Две недели в Срединном государстве

Чжунго - так любят называть свою страну китайцы, что в переводе на русский означает «Срединное государство». Возникло это название еще в ту пору, когда жители Китая считали свою родину расположенной в центре Вселенной... Многое ли изменилось с этик пор?

Две недели в Китайской Народной Республике провела группа специалистов НИИ Интроскопии и Томского политехнического университета. В состав группы вошли заведующий лабораторией Борис Михайлович Лапшин, инженер-электронщик Валерий Иванович Чанцев (НИИ Интроскопии) и начальник отдела международных научных связей ТПУ Сергей Александрович Калганов. За пятнадцать дней служебной командировки томскими специалистами были проведены пуско-наладочные работы и выполнены производственные испытания прибора - сигнализатора прохождения внутритрубных объектов СПРА-4.

Прибор купила развивающаяся компания контрольно-измерительной техники «Восток» (г. Дандун) с дальнейшими планами приобретения лицензии на прибор и внедрении его в производство для нужд КНР. До настоящего времени компания «Восток» специализировалась на производстве рудничной автоматики, но с появлением свободных производственных мощностей планирует выйти на рынок нефтепроводного транспорта. В частности, они заинтересовались такими разработками тонких ученых, как течеискатель АЭТ-1МСС, датчик герметичности камер пуска-приема очистных устройств ДГК-1 и система непрерывного контроля герметичности участков нефтепровода СНКГН-1, СНКГН-2.

Приборы, разработанные специалистами НИИ при ТПУ (изготовление освоено ФГУП «Томский электротехнический завод»), не случайно вызвали интерес у китайских специалистов. До этого они хорошо зарекомендовали себя на российских нефтепроводах. Сегодня Китайская Народная Республика большое внимание уделяет нефтепроводному транспорту, кстати, примерно половина потребляемой в этой стране нефти ввозится из за рубежа. Поводом для размышлений может послужить цена китайского бензина: она ниже, чем в Томской области.

Культурная программа, подготовленная для томичей гостеприимными китайскими партнерами, превратила служебную командировку в необыкновенно красивее и надолго запомнившееся путешествие. О нем и рассказал нам Борис Михайлович Лапшин.

На речном трамвае по пограничной реке

Первое яркое впечатление после гигантского пекинского аэропорта - плавание по водам реки Ялудзян. Река Зеленой Утки (так она называлась бы по-русски) – пограничная: разделяет Китай и Северную Корею. Несмотря на это, пограничников не видно, и корейцы, и китайцы свободно катаются на речных трамваях.

Там же была экскурсия в музей, который представляет из себя… мост! Конечно, непростой, а в своем роде уникальный: один из двух, построенных в 1908 году, соединяющих Китай с Кореей. Во время войны Северной и Южной Кореи мост был наполовину уничтожен. Товарооборот между Кореей и Китаем небольшой, поэтому и необходимости восстанавливать разрушенный мост не было. Поэтому сейчас это музей и олицетворение города Дандун… А также яркий пример того, что китайский народ не забывает прошлого.

Были в удивительном по красоте Национальном парке. Здесь же, в Дандуне, мы побывали на китайской свадьбе. Что характерно, невеста, как принято и в Европе, была в фате. Но не в белой, а в красной. На торжестве присутствовало около трехсот человек, но в отличие от русских свадеб, длящихся не менее трех дней, китайцы укладываются в три часа. Трудолюбивые и дисциплинированные китайцы знают потехе час. Мы подарили молодоженам сибирский сувенир - берестяное блюдо с видом города Томска.

Великая Китайская стена

Гордость китайцев. Ее история - половина истории Китая, нельзя понять страну, не побывав на «Ваньли чанчэн» - «Стене, протяженностью десять тысяч ли». Стена тянется на четыре тысячи километров, высота достигает 10 м, через каждые 60-100 м высятся сторожевые башни. Стоит побывать на одной из этих башен и посмотреть на открывающийся с высоты птичьего полета вид! Роскошь пейзажа, раскинувшегося перед нами, действительно стоила немалых физических усилий, потраченных нами на восхождение.

Кстати, прорваться наверх из-за обилия туристов не так-то просто. Например, в районе Пекина места на автомобильных стоянках начинают занимать с пяти часов утра…

От Дандуна до Пекина на автомобиле

Нам оставалось два дня до отъезда. И мы решили использовать их как можно более плодотворно. Быть в Китае и не посетить «бесконечный город» Пекин казалось кощунством. Наше желание было удовлетворено. За 12 часов мы преодолели 1100 километров от Дандуна до Пекина на микроавтобусе. Дорога, кстати, поразительно ровная, как стрела. И платная.

Первая мысль, которая приходит в голову человеку, попадающему в Пекин: ты попал в новую мировую столицу. Пекин поражает. Небоскребы, широкие проспекты, шикарные магазины и солидные банки - поначалу их количество даже подавляет.

Китайский аналог Красной площади - площадь Тяньаньмынь, к слову, самая большая в мире. Там же расположен мавзолей Мао Цзэдуна. Огромный портрет великого кормчего висит и над центральным входом в знаменитый дворец Гугун, ворота которого открывают Запретный город. Только на осмотр площади мы потратили часа два. Кругом и всюду продают сувениры. Не удержавшись, мы приобрели себе по цитатнику последних наречений великого Мао, нашли экземпляры на немецком, хотя это было непросто.

Прокатились на пекинском метро. Китайская столица может похвастаться лишь несколькими ветками метро, открытыми совсем недавно. И, конечно, оно намного скромнее, чем московское.

Китайская кухня и другое китайское

Прежде всего, это гостеприимство. Это всегда не менее пяти блюд. Китайцы едят палочками. Но европейцам всегда предоставляются вилки и ножи. Хотя господин Калганов предпочитал им экзотику – палочки. Мы же не рисковали.

Пятнадцать дней - это пятнадцать банкетов. Был даже день с двумя банкетами. И, конечно, какой может быть китайская кухня без чаепития, предпочитают китайцы зеленый с жасмином.

…А как китайцы торгуются! И какое это азартное удовольствие - торговаться с китайцами. Цену вам «собьют» в два-три раза…

Существует миф, что китайцы маленького роста. Вовсе нет! Большинство из них очень высокие, выше среднего роста. И очень хорошо относятся к русским. Вообще, чрезвычайно терпимая и трудолюбивая нация.

Китай-это наш сосед. Протяженность русско-китайской границы - более четырех тысяч километров. Одно географическое положение обязывает нас на сотрудничество с Китаем. Сегодня Китай - быстроразвивающаяся страна, преуспевающая во многих сферах. И нам, россиянам, не мешало бы у них многому поучиться.

Беседовала Материна ГЛАЗУНОВА