Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Монолог о любимой работе

Не так уж и давно работаю я в Томском политехническом, однако, бесед с лучшими студентами для нашей газеты провела довольно много. В какой-то момент стало интересно: практически все студенты-химики, с кем довелось пообщаться, упоминают в качестве первого наставника, приведшего в выбранною профессию, доцента кафедры общей и неорганической химии факультета естественных наук и математики Татьяну Александровну Юрмазову. Потому сегодняшний разговор в рубрике «Лучшие из лучших» - именно с ней.

Интервью с нашей героиней получилось рассказом о ее работе, которой она в хорошем смысле фактически «заражена». И наиболее часто звучали в разговоре слова «дети» и «эксперимент»… Но это не имеет отношения к неким новомодным экспериментам, периодически, появляющимся в школьном обучении. То, чем занимается Татьяна Александровна, скорее, продолжение лучших классических традиции российского образования.

- Я окончила ТГУ, однако диплом делала на кафедре радиационной химии в политехническом, так здесь и осталась. До 1993 года занималась научно-исследовательской деятельностью в лаборатории, которая находилась в 10 корпусе. Руководил ею доцент кафедры физики Леонид Вениаминович Сериков. Потом перешла на кафедру общей и неорганической химии и стала заниматься преподавательской работой. Тогда-то, в 1994-годy мы и организовали лабораторию, где школьники могли заниматься экспериментальными исследованиями. У нас были очень интересные тематики в лаборатории, и мне захотелось заинтересовать этим ребятишек. Попробовала – понравилось. Мне вообще нравится работать с молодежью, это продляет жизнь, дает заряд энергии.

Первый опыт обучения детей элементам экспериментальной работы был с девятиклассниками гимназии №29, и он оказался довольно успешным. Из 30 человек у нас была возможность отобрать самых лучших, точнее учащихся, которым дано заниматься химией с живым интересом, увлечением и результатами. Мы обучили их основам научно-исследовательской работы, и они стали выступать на конференциях различного уровня - и на внутривузовских студенческих в ТПУ и СГМУ, и на Всероссийских. Узнавать о наличии школьных конференций высокого уровня помогал Интернет, а потом нас уже стали приглашать. Начиная с 1996 года, наши учащиеся, например, успешно выступают на конференции по экологии имени Вернадского, которая проводится в Москве. Хотя сейчас это уже, конечно, не учащиеся школ и гимназии, и даже не студенты, а аспиранты. Закономерность есть: тот, кто попробовал себя в науке в совсем юные годы, уже ее не бросал. И начинать этот, если можно так выразиться, «отбор» лучше в школе, на олимпиадах, а затем и готовить к олимпиадам все более высокого уровня. Если мы найдем, а затем сумеем не потерять этих детей, они пойдут в науку и в аспирантуру, во всяком случае, они будут знать, что им нужно и не пропадут в любой жизненной ситуации. Занимается в наших группах обычно не более пятнадцати человек, потому что к каждому нужно подойти и что-то объяснить. Подготовка же к докладам на конференциях - это вообще индивидуальная работа.

***

В течение последних девяти лет доцент кафедры ОНХ ХТФ Т.А. Юрмазова успешно руководит научно-исследовательской работой студентов и школьников. Причем, Татьяна Александровна занимается не только организационной работой студентов на кафедре, ежегодно под ее руководством трудятся и школьники. В лаборатории кафедры ОНХ школьники и студенты осваивают физико-химические методы анализа.

С результатами исследовательских работ, выполненных под руководством Т. А. Юрмазовой, студенты и школьники успешно выступают на конференциях и конкурсах различного ранга, завоевывая почетные призовые места. За прошедшие годы сделано около 100 выступлений на конференциях и выпущено около 100 публикаций.

Тридцать школьников, с которыми работала наша героиня, стали студентами ХТФ ТПУ. А четыре студента, которыми она руководила и руководит - Людмила Касимова и Михаил Копытов, Евгений Степанян и Нина Даниленко стали лауреатами премии Томской области. Они же - лучшие студенты ТПУ 1999-2003 годов. Татьяна Александровна награждена 4 дипломами первой степени и 1 дипломом 2 степени за достижение результатов в воспитании и подготовке специалистов с высоким творческим потенциалом, и различными благодарственными письмами. Студенты ХТФ, с которыми работала Юрмазова, неоднократно являлись призерами олимпиад по химии, защищая честь нашего вуза. В 1998 году Т. А. Юрмазовой «ИСАР-Сибирь» был получен Мини-грант на проект «Родник», в выполнении которого приняли участие студенты и школьники.

В областном конкурсе на лучший проект по экологии за 1998 год коллектив школьников и студентов занял первое место. В ноябре 1999 года по инициативе нашей героини, впервые в ТПУ была проведена конференция школьников: «Экспериментальная работа школьников в решении экологических проблем Томской области». На этой конференции студенты выступили в роли руководителей исследовательских работ школьников. На издание сборника этой конференции Юрмазова получила грант от Агентства США через Сибирский Центр Поддержки Общественных инициатив.

На V-X Всероссийских чтениях им Вернадского (г. Москва 1998-2003г.г.) десять исследовательских работ учащихся получили дипломы Лауреатов. Учащиеся приняли участие в конференции-конкурсе «Юниор-2001», «Юниор -2002» и «Юниор-2003», которые проходят в рамках международного смотра научного инженерного творчества школьников ISEF. В 2001 году работа Евгения Степаняна была отмечена дипломом лауреата, а в марте 2002 работа Евгении Франциной награждена дипломом победителя за первое место и дипломом Министерства образования. Спонсор конференции - корпорация Intel, подарила ТПУ персональный компьютер, а в 2003 году работа Евгении была награждена дипломом победителя за второе место.

В 2003 году студенты и школьники приняли участие в 9 конференциях различного ранга и были отмечены дипломами. Два студента стали лауреатами Томской области лучшими студентами ТПУ (Нина Даниленко и Евгений Степанян). Участие школьников в совместных работах со студентами обусловливает осознанный выбор их дальнейшего образовательного маршрута и успешное поступление в вуз.

Экспериментальная работа школьников и студентов помогает готовить прекрасных студентов-исследователей - лучших студентов ТПУ. Такая экспериментальная работа в стенах вуза, безусловно, положительно скажется на дальнейшей деятельности выпускников.

24 часа - это мало!

Нашим ребятам экспериментальная работа помогает замечательно учиться, потому что для проведения экспериментов нужно много читать. После этого, на первом-втором курсе, им учиться очень легко и просто. Они чувствуют свои силы, борются, участвуют во всех конкурсах, конференциях, выигрывают различные премии и гранты. И если других студентов приходится подталкивать, то прошедшие нашу школу деятельны и сами проявляют инициативу. Многие из них - лауреаты премии Томской области в сфере образования и науки. Поэтому, наверное, можно гордиться тем, что ряды химиков Томского политехнического пополняются такой молодежью как Людмила Касимова, Миша Копытов, Слава Яновский - все они сейчас в аспирантуре. А учащиеся, которые занимались у меня в этом году, в большинстве своем поступили на первый курс химико-технологического факультета. Они стараются поступать именно к нам не только потому, что им нравится делать опыты, просто они заранее видят свое будущее.

Сейчас в Москве проводится прекрасный международный конкурс «Юниор» (кстати, на этом конкурсе соревнуются в знаниях не только по химии, но и по физике, математике, информатике). Первый раз мы съездили на него с Женей Степаняном, были там единственными томичами и он получил диплом лауреата. Сейчас Женя - студент третьего курса, входит в число лучших студентов ТПУ. А в позапрошлом году я возила на «Юниор» десятиклассницу Женю Францину, и мы заняли первое месте по России. В этом году Женя поступил на ХТФ. Вуз получил хорошую студентку, а Евгения к моменту поступления уже хорошо понимала, насколько ей нравится выбранное дело. Если студента как деятельного человека в науке замечают уже на первом курсе, то до окончания вуза его будут держать в тонусе, да он и сам не сможет отказаться от работы, которую попробовал, как говорится, «вживую». Ребята и став студентами, продолжают работать со мной - это абсолютно осознанный интерес. А потом я стараюсь прикрепить к нынешним школьникам школьников бывших и стараюсь, чтобы направление их исследований шло параллельно. Для школьников - это опыт, для студентов - опыт педагогической и научной работы, проявление самостоятельности. Сейчас с учащимися занимаются Женя Степанян, Нина Даниленко, Сергей Сизов. К каждому «прикреплено» по несколько человек.

Одно обидно: занимается экспериментальной работой с учащимися мало преподавателей из ТПУ, хотя в центре довузовской подготовки есть несколько школ (школа молодого физика, школа ЕНМ и т.д.). А ведь это такие перспективы. Учащимся, кстати, интересны не только колбочки, но и большие серьезные проекты - городские и областные.

Более того, нам удается выигрывать гранты. Первым нашим проектом со школьниками стал анализ качества воды в родниках Томска: нам помогал областной комитет экологии, мы выиграли грант фирмы «Исар-Сибирь» (США). А в 1997 году мы впервые в ТПУ провели конференцию школьников и издали сборник их трудов, на это издание мы тоже получили грант ТАСИС (США). Сейчас эта конференция проводится Центром довузовской подготовки. Кстати, руководству этого центра, и лично директору - Галине Юрьевне Тихоновой хотелось бы сказать большое спасибо за поддержку. Она всегда старается помогать. Ведь практически ни один российский вуз, кроме ТПУ, не посылает в командировки на конференции школьников! На конференции ЮНИОР в г Москве очень удивились, что томичи приехали от высшего учебного заведения, а не от городского отдела народного образования, не от школ. Но мы-то знаем что заранее выбираем «звездочек», которые уже точно станут нашими студентами, а в принципе могут украсить любой вуз страны.

Хотелось бы еще сказать слова благодарностн Александру Петровичу Ильину, который позволяет нам работать в лабораториях кафедры ОНХ. А это очень важно для учащихся Во-первых, им очень нравится в старинном химическом корпусе, в аудиториях, где трудились талантливые ученые, а во-вторых, они видят, как к ним здесь хорошо относятся. Это их вдохновляет. И уж если у них получается заниматься экспериментальными методами исследований, то дело движется. Например, в прошлом году из сорока занимавшихся у меня человек я при-гласила продолжить обучение восьмерых - они действительно хотят заниматься химией, и совсем не потому что их заставили мама с папой.

Ребята сейчас очень интересные! Они часто говорят мне, что главное сегодня - быть уверенными в себе. Они мало чего боятся. Им хорошо помогают в деятельности компьютеры, и иногда в том, что касается получения самой свежей и новой информации, даже не получается за ними угнаться. Вообще поддержка талантливой молодежи в ТПУ хорошая, просто прекрасно с нашими бывшими учащимися, а ныне студентами, аспирантами работает начальник отдела НИРС Людмила Михайловна Зольникова.

Думаю, в политехническом университете при центре довузовской подготовки давно пора создать общеуниверситетскую лабораторию, где учащиеся школ и гимназий могли бы заниматься экспериментальными методами исследований. Это было бы здорово! Ведь нам нужна талантливая и уже много знающая молодежь.

Записала: Яна АНЕЧКИНА