Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Тестировать студентов будем первыми!

В сентябре этого года в Томском политехническом создана совершенно новая не только для нашего вуза, но и для всего Томска структура - Центр тестирования студентов.

Как показывает опыт зарубежных вузов, давно перешедших на систему независимой оценки знаний студентов, и некоторых российских вузов, уже освоивших это направление, структура весьма перспективная.

О целях и задачах Центра, о том, что такое - тестирование - и зачем оно нужно, мы беседуем с директором Центра О.Е. Пермяковым.

- Неслучайно, - рассказывает Олег Евгеньевич, - даже территориально новый Центр располагается в аудиториях Центра оценки качества образования Томской области и кафедры педагогических измерении ИИП, которая готовит специалистов-тестологов, ведь все эти подразделения работают на одну глобальную цель - развитие такого направления в учебном процессе как независимая оценка качества знаний с помощью тестирования.

- Почему же так необходима именно независимая оценка знаний? Ведь много лет российское образование обходилось без нее...

- Казалось бы, была нормальная система, готовили хороших специалистов, тем не менее, за последние годы произошло столько всяких изменений в самом учебном процессе, что это не могло не сказаться на качестве обучения студентов. Изменилась ситуация в самой студенческой среде, все мы знаем, что сейчас покупаются и продаются курсовые, за деньги готовятся дипломные работы, рефераты берутся из Всемирной сети. Преподавателю, при таком объеме работы, бывает сложно за всем уследить. Сегодня экзаменатор - это тот же преподаватель, который читает лекции, проводит практические занятия, а потом ставит оценку студенту на экзамене.

Все это достаточно объективно и трудоемко. Тем более, когда ведущему лектору нужно проставить массу зачетов и экзаменов, да еще потоке свыше 100 человек… У этого вопроса есть и моральная сторона. Педагог в процессе передачи знании студенту должен быть для него авторитетом и располагать к себе, а в тот момент, когда он превращается в человека, который постоянно «стоит над душой» студента, требуя показать полученные знания, по отношению к нему может родиться негативное отношение, даже противостояние. В этом случае сам учебный процесс уже довольно сложно осуществлять в отсутствии благоприятной психологической обстановки. Поэтому с преподавателя, на мой взгляд, в первую очередь, нужно снять эту функцию надсмотрщика. Да, он должен участвовать в контроле за знаниями студента. Безусловно, должен разрабатывать контрольные материалы (работы, тесты, задания, экзаменационные билеты). Должен вести курсовые и дипломные проекты, но само проведение контроля за знаниями должно идти извне. Уже во всем мире признано, что внешняя независимая сторона лучше и объективнее оценивает знания, навыки и умения студента. Объективность - первый положительный момент. Еще один положительный момент в том, что когда мы получаем результаты независимой оценки, преподаватель может увидеть отдачу от того, что он преподает, но уже как бы другими глазами, и это позволит ему внести коррективы в учебный процесс. А любое изменение, направленное на позитив улучшает качество подготовки.

- Насколько развита система независимой оценки знаний студентов в других российских вузах?

- Кое-где введен так называемый «ректорский контроль» - специальные контрольные, по результатам которых выставляют рейтинг преподавателя. Другие вузы уже вводят тестирование напрямую. Как оно организовано - другой вопрос, но сам элемент тестирования, особенно для технических вузов, для тех специальностей, где контрольные материалы можно легко формализовать в тесты, думаю. – достаточно перспективное направление, чтобы создать систему независимой оценки качества знании студентов. В большинстве развитых стран мира, при отличающихся системой подготовки специалистов, превалирует независимая оценка качества знаний студентов. И большинство специалистов, приезжающих к нам на проверку в рамках Системы менеджмента качества, все чаще задают один и тот же вопрос есть ли у вас независимая система оценки качества?

Есть и другая причина создания такой системы в ТПУ. Дело в том что сейчас, при комплексной проверке деятельности вуза в рамках аттестации, аккредитации и лицензирования, которую осуществляет Министерство образования, проводится аттестационное тестирование студентов. Министерство опирается при этом на разработки Центра тестирования профессионального образования, созданного при Московском Государственном Университете печати. Как это делается: в вуз приезжает «команда внешних контролеров». Специальная компьютерная программа одновременно разворачивается на компьютерах. Вуз должен обеспечить явку студентов на тестирование. При аттестации определенной специальности студенты этой специальности разных курсов проходят тестирование. Тестирование проводится в автоматизированном режиме, статистика подводится мгновенно. Результат предоставляются в Министерство, и по ним и ряду других показателей принимается решение, на какой срок аттестовать данное направление или специальность. Министерская комплексная проверка Томского политехнического будет в следующем году. И подобная форма аттестации остаточных знаний студентов обязательно будет проводиться - это не вызывает сомнения.

- Готовы ли студенты ТПУ к такому виду аттестации? И может ли ТПУ уже провести для них апробационное тестирование?

- Я думаю, что нужно проводить для студентов адаптивное тестирование в ближайшее время. У нас есть эта компьютерная программа, есть банк тестовых заданий Центра тестирования профессионального образования, заключен с ним договор на подобного вида работу. Так что все - в наших руках.

- Как будет работать система независимой оценка качества студентов в ТПУ?

- Прежде всего, Центр тестирования студентов – структура, созданная по решению Ученого совета ТПУ. В ведении Центра, помимо прочего. - организационное, методическое и информационное обеспечение деятельности специалистов, проводящих независимый контроль качества знаний студентов, обеспечение проведения и обработки результатов независимой аттестации студентов, создание общеуниверситетского банка тестовых заданий; сбор показателей об учебных достижениях студентов и так далее. Центр находится в прямом подчинении проректора по учебной работе П. С. Чубика, и вся информация по тестированию студентов, прежде всего, будет поступать к нему, уже потом к деканам, заведующим кафедрами и преподавателям, по чьей дисциплине производилось тестирование. Кстати, первое, что сделал Центр - провел входной контроль остаточных знаний первокурсников по математике, физике и химии. Тестирование проводилось по билетам ЕГЭ, которые применялись на вступительных испытаниях в июле этого года. Нужно отметить, что результаты очень неплохие. А главное, у нас появилась информация об уровне знаний каждого студента. Информация уже разослана по факультетам - это богатая почва для кураторов групп и для преподавателей, которые ведут занятия.

- Кто же этим в ТПУ занимается и будет заниматься?

- Вообще тестирование как составляющая учебного процесса - дело достаточно длительное и сложное. Его внедрение должно иметь комплексный характер. Есть технологии по разработке тестовых заданий, целая система оценки качественных и количественных параметров тестов. Признавая все плюсы - новые качественные возможности корректировки учебного процесса, экспресс-оценку уровня знаний, снижение трудоемкости в процедуре оценки знаний со стороны преподавателей, нужно признавать, что самим процессом внедрения тестирования должны заниматься высококвалифицированные специалисты. Томскому политехническому университету в этом смысле повезло. Всего в двух вузах нашей страны - у нас и в Российском университете дружбы народов есть кафедры, которые готовят тестологов. У ТПУ уже есть годичный опыт подготовки специалистов, есть первый выпуск, и, кстати, наши учебные планы по подготовке тестологов признаны лучшими по сравнению с РУДН. Пока кафедра в течение года проводила подготовку специалистов только по очной системе обучения, но с этого года мы добились разрешения Министерства страхования на обучение и по очно-заочной форме. В начале 2004 года выйдем на модульную схему обучения. Политехническому повезло и в том, что вуз выделяет для своих сотрудников целевые места, обучая их бесплатно, хотя на самом деле стоимость подготовки специалиста – 25 тысяч рублей в год. Такие специалисты нужны в подразделениях - это не вызывает сомнений.

Беседовал Сергей МАЗУРОВ

Совсем недавно в Министерстве образования Российской Федерации произошла очередная реорганизация отделов и управлений, занимающихся лицензированием, аттестацией и аккредитацией. Это очередной шаг Министерства образования в реализации федерального закона «О6 образовании» в части независимой оценки качества знаний. То, какими темпами по всему миру и в России развивается система независимой оценки качества знаний, говорит только о том, что пройдет еще немного времени, и это станет повсеместной реальностью.