Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Любовь Стрельникова: «Диалог ученого и общества неотвратим»

Зачем наука становится популярной

ПРОЕКТ СОЗДАННЫЙ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ «РОСНАНО» — «МАСТЕРСКИЕ ИННОВАЦИЙ» — НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ. ИДЕЯ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ СОЗДАТЬ В РЕГИОНАХ «МАСТЕРСКИЕ ИННОВАЦИЙ» — КЛУБЫ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ ПОПУЛЯРИЗАТОРОВ НАУКИ. НА ЭТИХ ПЛОЩАДКАХ БУДУТ АККУМУЛИРОВАТЬСЯ ПОСЛЕДНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ, ПРОХОДИТЬ МАСТЕР-КЛАССЫ, ПРОЕКТЫ ПО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ТОЧНЫХ НАУК, ИНТЕРАКТИВНЫЕ ШОУ. В ТОМСКЕ ОРГАНИЗАТОРЫ НАДЕЮТСЯ НАЙТИ СВОИХ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ. В РАМКАХ ФЕСТИВАЛЯ В ТПУ ПРОШЛИ МАСТЕР-КЛАССЫ, НА КОТОРЫХ ЛЕКТОРЫ РАССКАЗАЛИ СТУДЕНТАМ И МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ, КАК ИНТЕРЕСНО ПРЕДСТАВИТЬ СВОИ ИССЛЕДОВАНИЯ. МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ С ОДНИМ ИЗ ИДЕОЛОГОВ ПРОЕКТА «МАСТЕРСКИЕ ИННОВАЦИЙ», ГЛАВНЫМ РЕДАКТОРОМ ЖУРНАЛА «ХИМИЯ И ЖИЗНЬ» ЛЮБОВЬЮ СТРЕЛЬНИКОВОЙ И ПОПРОСИЛИ ЕЕ РАССКАЗАТЬ О ТОМ, ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННОМУ УЧЕНОМУ НЕОБХОДИМО БЫТЬ ПУБЛИЧНЫМ.

Наука должна быть открытой

— Мы часто говорим сегодня о том, что ученые должны становиться медийными личностями. Почему это необходимо?

— Диалог ученого-новатора и общества неотвратим. Ему придется общаться. Никуда от этого не укрыться. Завтра это будет еще более важно, ведь технологии очень быстро входят в нашу жизнь.

Зачастую мы не знаем последствий и нередко получаем резкое отторжение общества на многие нововведения, инновации. Ведь все новое необходимо объяснять. Причем объяснять еще до того, как технологии попадают в массы. Кроме того, наука сегодня требует огромного количества денег. Когда правительство выбирает, потратить деньги на науку или на что-то другое, оно должно понимать, что вкладывает средства в интересах общества. Откуда оно это узнает, если пресса не пишет об этих разработках, если ученые не контактируют со СМИ, не дают публичных лекций, не презентуют свои исследования на открытых публичных площадках? Для получения гранта необходимо предъявить свои результаты, отчитаться, презентовать себя и свои разработки. Вот о чем мы говорим сегодня. Наука должна быть открытой обществу.

— Для этой цели и созданы «Мастерские инноваций»?

— Да. Мы создаем интеллектуальные клубы научно-технической молодежи. Ищем людей, которым интересно популяризировать науку. Причем группы формируем из ребят, корнями связанных с наукой. Плоть от плоти. Чтобы через них эта идеология могла проникать в научное сообщество. Чтобы они служили грамотными медиаторами между наукой и обществом. Могли взаимодействовать с самыми разными целевыми аудиториями: школьниками, учителями, широкой публикой, политиками, бизнесменами, властью. Хотим создать медиаторов, вырастив их из научного сообщества, говорящих с ним на одном языке, но способных доступно доносить идеи. Вот в чем смысл нашего проекта.

Интеллектуальные клубы победят ночные

— Вы разделяете своих молодых медиаторов по научным направлениям? У вас есть секции?

— Нет. Мы не разделяем. Вообще, деление на разные научные направления — это вещь такая «учебниковая». Человек это придумал для удобства исследования, мир-то не разделяется, в нем все связано со всем. Наука разделилась на дисциплины: так было удобно преподавать, изучать, затем дисциплины разделились еще на более узкие направления. Словно дерево. Дифференциация дошла до такой фантастической стадии, что ученые с разных этажей одного института порой не понимают друг друга. А сейчас началось другое время. Время конвергенции и интеграции. Мы эту разрозненность научного сообщества устраняем, объединяем их. Ведь мы понимаем, что чистой химии, чистой биологии, чистой физики не существует. В природе такого деления нет, мир не знает делений. Поэтому самые интересные открытия сегодня происходят на границе дисциплин. Интеграция, синтез, восстановление цельной картины мира, единого естествознания — вот путь современной науки. Междисциплинарные проекты успешно развиваются. Более того, сегодня очень популярны исследования, где соединяются естественно-научные дисциплины с гуманитарными. И я говорю даже не об археологах или историках, а о социологах, которые вдруг становятся востребованы естественными науками, и возникают совместные проекты.

— Как вы выбираете медиаторов в программу?

— Нам нужно в первую очередь понять, а зачем это человеку. Если для расширения своего резюме и портфолио, то нам это не интересно. Хотя это стандартная ситуация. Когда молодой ученый хочет съездить на нашу летнюю программу «Школа научных коммуникаций», получить ценную бумажку, вложить ее в портфолио и пойти вверх по карьерной лестнице. Нас такие люди не интересуют. У нас есть процедура собеседования по скайпу. Человек должен хотеть участвовать в этом процессе изменения окружающего мира, он должен хотеть этой активной жизни, которой, как мне кажется, сегодня так мало в современном студенчестве. Того, чего было достаточно в наше время. Этого драйва, чтобы интеллектуальная жизнь в своем университете, в своем городе задавала тон. Чтобы главными в развлечениях молодежи были не ночные клубы и тусовки, а интеллектуальные клубы. Кроме того, в программе «Мастерские инноваций» молодые ученые получают бесценный организаторский опыт.

— В «Мастерских инноваций» вы учите ученых по каким-то отработанным западным технологиям или создаете что-то новое, свое?

— Для наших публичных лекций мы подбираем хороших педагогов, которые могут увлечь, заинтересовать. Лекторы у нас работают довольно опытные, у них есть свои наработки. Но в целом программа создается в процессе. Что-то переделываем, обрабатываем. Ориентируемся на аудиторию. Для школьников или педагогов — одно, для ученых — другое, для журналистов — третье. Все это наши целевые аудитории, те, с кем мы хотим работать. В школе сегодня часы на научные предметы постоянно сокращают. Но как тогда заинтересовать детей, чтобы они захотели стать исследователями, поступили в университет, занялись наукой? Мы работаем с педагогами. Ведь они тоже не имеют адаптированной информации о современной науке. Большое внимание уделяем и журналистам. Они могут поделиться информацией с тысячами людей. Но могут ли журналисты с гуманитарным образованием самостоятельно разобраться в научных вопросах? Это сложно. Не случайно самые успешные научные журналисты имеют научный бэкграунд. Мы хотим обу- чить молодых ученых, передать им опыт популяризации науки, чтобы они потом могли не только разговаривать с обществом, но, возможно, и стать грамотными научными журналистами.

Беседовала Мария Алисова

Досье
Любовь Николаевна Стрельникова.

Родилась в Москве, окончила Московский химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева. В 1984 году начала работать в научной журналистике — в научно-популярном журнале «Химия и жизнь». С 1995 года и по настоящее время — главный редактор этого журнала, одновременно — директор Центра популяризации научных знаний «НаукаПресс», выпускающего журнал «Химия и жизнь». В 1999 году организовала первое в России агентство научных новостей «ИнформНаука». Член Международной ассоциации журналистов и Европейской ассоциации научных журналистов, эксперт фонда «Династия» по программам популяризации науки, член экспертного совета Политехнического музея. Помимо журналистики, занимается преподавательской деятельностью. Создала авторский курс (30 часов) для Школы-студии научной журналистики при журнале «Химия и жизнь». Преподавала авторский курс «Наука и журналистика» на факультете журналистики в Международном университете в Москве. Кандидат химических наук, автор книги «Из чего все сделано? Рассказы о веществе».

Справка
«Мастерские инноваций» — двухлетняя научно-популярная программа, включающая самые яркие мероприятия в сфере нанотехнологий и популяризации науки.
Кинопоказы Фестиваля актуального научного кино 360°, выставка «Смотрите, это — нано!», лекции и мастер-классы известных популяризаторов науки, специальные гости, летние и зимние школы, федеральные конкурсы и другие активности. Проект поддерживает Фонд инфраструктурных и образовательных программ, созданный РОСНАНО.