Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Адронный коллайдер наоборот

Самый маленький ускоритель частиц поможет политехникам и их китайским партнерам позаботиться о мировой безопасности

Совместная российско-китайская лаборатория радиационного и инспекционного контроля открылась в Томском политехническом университете. На основе разработанного учеными вуза бетатрона — самого маленького ускорителя частиц в мире — ТПУ и китайская компания PowerScan Company будут создавать «штучные» досмотровые комплексы для аэропортов, таможен и других охраняемых объектов.

Рентген, распознающий органику

— Вот отсюда идет рентгеновское излучение от бетатрона, — показывает на железную арку, которая представляет собой учебно-исследовательский инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК), Сергей Чахлов, зав. лабораторией технической томографии и интроскопии ИНК ТПУ. — Излучение попадает на линейку детекторов, они регистрируют его импульсы и выдают на компьютер сечение просвеченного объекта. Из десятков таких сечений получается рентгеновское изображение, теневая картинка объекта.

В роли «объекта», который проходил досмотровый контроль, в лаборатории ТПУ выступил грузопассажирский автомобиль. С помощью металлической лебедки его протянули через досмотровую систему, и через минуту мы видели на мониторе компьютера изображение просвеченного насквозь автомобиля. При этом политехники могут не только получить теневое изображение содержимого машины, но и определить, какого типа грузы в нем находятся.

— В прошлом на этом ИДК мы начали тестировать метод дуальной энергии — он позволяет распознавать материалы, которые находятся внутри проверяемых объектов. Другими словами, мы можем определить, какой тип груза перевозится: органика это или нет. Можно распознать наркотики или взрывчатые вещества, — объясняет Сергей Чахлов.

С китайской компанией PowerScan, которая выступила партнером лаборатории, ТПУ сотрудничает уже три года. И, как отметила на открытии управляющий директор компании Сун Сяомин, за это время с помощью разработок ученых вуза PowerScan Company, которая производит досмотровое оборудование, значительно улучшила качество своей продукции.

— Ваши бетатроны мы используем в наших досмотровых комплексах как основную часть этой системы, — сказала Сун Сяомин. — Эта технология значительно улучшила надежность наших систем. Открытие совместной лаборатории выгодно для обеих сторон. Вместе мы будем открывать наиболее современные технологии, которые будут обеспечивать безопасность по всему миру.

Достаточно нажать одну кнопку

Томский политехнический университет является монополистом производства бетатронов уже более полувека. Разработав ускоритель электронов в начале 1940-х годов, политехники до сих пор являются единственными их производителями во всем мире. Сейчас досмотровые комплексы на основе бетатронов работают во многих странах: Италии, Польше, Германии, США, Новой Зеландии, Австралии, Малайзии, Китае. Использовались они и во время Олимпийских игр в Сочи.

— Такие комплексы очень важны на таможне, при въезде в закрытые города, — рассказывает директор Института неразрушающего контроля ТПУ Валерий Бориков. — Проблемы с безопасностью существуют во всем мире, поэтому мы должны выйти на международный рынок. И выходом туда является компания PowerScan, которая работает в этой области в Китае и в азиатском регионе.

Как рассказал Олег Ахмеджанов, начальник производственного отдела Института неразрушающего контроля ТПУ, у бетатронов есть всего один конкурент — линейный ускоритель, и в работе он значительно уступает изобретению политехников.

— На сегодняшний день существуют две технологии, на основе которых работают досмотровые системы, — это линейный ускоритель и бетатрон. Два этих объекта конкурируют в мире, — говорит Олег Ахмеджанов. — Преимущество бетатрона по сравнению с линейным ускорителем заключается в более простой работе для оператора. Фактически таможенник может нажимать две кнопки — включить и выключить. Кроме того, — говорит он, — бетатрон требует гораздо меньшей защиты от радиации, чем линейные ускорители, поэтому и его влияние на окружающую среду минимально. Также это устройство безопасно и для человека. Ученые постоянно проводят радиационные измерения и следят, чтобы они не превышали допустимого уровня.

— Преимущество бетатрона в том, что он дешевле своего единственного конкурента — линейного ускорителя, — раза в три, и он более компактный, то есть можно делать меньших размеров мобильные установки, — продолжает описывать характеристики изобретений политехников зав.лабораторией Сергей Чахлов. — Кроме того, маленький фокус бетатронов позволяет увидеть более мелкие детали. Особенно это важно для томографии. Сейчас как раз такая установка делается для томографии.

Штучные заказы и постдоки из Китая

Частицы внутри бетатрона, разгоняясь, а потом резко замедляясь, дают эффект рентгеновского снимка. Рентген, полученный на томских ускорителях, может просвечивать сталь толщиной до 30 сантиметров, поэтому его применяют и для контроля литья или сварных швов на трубах большого диаметра. Широкий спектр действия установки позволяет политехникам производить «штучные» системы на заказ. Это и будет одним из направлений деятельности российско-китайской лаборатории.

— В этой лаборатории мы будем получать неоценимый опыт работы ускорителей на инспекционно-досмотровых комплексах. Наши специалисты будут вникать во все проблемы, которые возникают у заказчиков. Потому что все комплексы — это достаточно сложные объекты и требуют хорошего технического обеспечения. <…> Каждый бетатрон — штучная вещь, он индивидуально настраивается, это сложный прибор, — говорит Олег Ахмеджанов, начальник производственного отдела. Стороны планируют, что разработками в новой лаборатории будут заниматься в том числе и молодые ученые — постдоки из России и Китая.

«Мы планируем, что открытие совместной лаборатории позволит более интенсивно обмениваться постдоками, чтобы они проходили тут стажировку, набирались опыта», — говорит Олег Ахмеджанов.

Сун Сяомин, в свою очередь, отметила, что сейчас уже несколько студентов из Китая учатся в Институте неразрушающего контроля. «И мы надеемся, что они тут будут получать докторские и кандидатские степени», — сказала Сун Сяомин.

Комментарии
Олег Ахмеджанов, начальник производственного отдела Института неразрушающего контроля ТПУ:

— У нас были контакты со многими предприятиями не только в Томске, но и в России, бетатроны используются как дефектоскопические машины, а вот как инспекционно-досмотровые комплексы основе бетатронов Россия покупает на Западе. Мы выходили на Таможню России с предложением использования бетатронных инспекционных комплексов по всей стране. Таможенники подтвердили, что у них существует большой спрос. Каждый регион готов использовать передвижные стационарные комплексы, это им нужно. Но пока решение находится в Москве на рассмотрении, и если первые руководители таможни дадут добро, эти комплексы будут использоваться на территории всей России.

Михаил Сонькин, проректор по научной работе и инновациям ТПУ:
— Очень радостный день, когда открываются лаборатории мирового уровня. Бетатроны как изделия являются брендом Томского политехнического университета уже десятилетия. Однако на сегодняшний день мы говорим об открытии лаборатории, которая делает качественный скачок на базе этого изделия. Мы говорим о развитии этого направления в сторону создания комплексных систем и повышения интеллектуальной составляющей этих комплексов. Я думаю, тот потенциал, который есть в ТПУ, позволит нам завоевать лидирующие позиции на мировом рынке.

Сун Сяомин, управляющий директор PowerScan Company:
— ТПУ известен во всем мире, в том числе благодаря технологиям, созданным на основе бетатронов. С помощью вашей научно-технической поддержки мы сможем существенно улучшить характеристики бетатрона, его сферу функционирования, его работоспособность и эффективность. Открыв эту лабораторию, мы имеем большие возможности задействовать молодых ученых из ТПУ, Китая, возможно, других частей мира, чтобы дальше развивать технологии в области разных сфер неразрушающего контроля. Это позволит нам произвести наиболее современное оборудование для досмотровых и инспекционных систем. Уверена, что продукцию, которую мы здесь создадим, будет использоваться по всему миру, и эта технология поможет существенно улучшить безопасность во всем мире.

Валерий Бориков, директор Института неразрушающего контроля:
— Мы достаточно долгое время разрабатывали бетатроны, но одно изделие продавать очень дешево, необходимо продавать комплексы. Стоимость бетатрона составляет сотни долларов США. Стоимость комплекса достигает нескольких миллионов. ИДК — это комплекс, состоящий из нашего бетатрона, из приемников радиационного излучения, из разных механизмов продвижения, компьютера и программного обеспечения. Вот все это в совокупности дает очень большую стоимость продукта. Весь мир покупает у нас бетатроны и делает какие-то собственные изделия, в настоящее время PowerScan – это та фирма, с которой мы решили совместно создавать какие-то комплексы, которые бы мы готовили на продажу во всем мире.