Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Копирайт на науку

Политехники патентуют более сотни изобретений в год, в России ТПУ на втором месте среди технических вузов по количеству поддерживаемых патентов.

Томский политехнический университет — один из немногих технических вузов России, где в год патентуется и потом поддерживается в силе довольно много научных разработок. По этому показателю вуз занимает второе место в стране. Ученые университета зарегистрировали тысячи своих изобретений и полезных моделей в разных областях техники, ежегодно вуз поддерживает 300 патентов. Много это или мало, а также о прочих тонкостях патентования читайте в нашем материале.

Без патентоведа не справиться

Оксана Батурина — патентный поверенный РФ, ведущий инженер по патентной работе отдела правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности ТПУ. Ежедневно в ее отдел обращаются ученые из разных институтов, которые хотят запатентовать свои разработки. Только в 2013 году вуз получил 237 охранных документов на различные объекты интеллектуальной собственности. Всего за годы существования патентного подразделения ТПУ — более пяти тысяч, включая несколько десятков зарубежных. Сам процесс патентования достаточно трудоемкий и занимает по времени от полугода до двух лет. Много времени уходит на составление самой заявки, а потом патентное ведомство проводит экспертизу технического решения на новизну, изобретательский уровень и промышленную применимость. Поэтому за год мало кому удается получить два-три патента.

— Составить формулу изобретения или полезной модели — это целое искусство, длительный и вдумчивый процесс, — говорит Оксана Батурина. — Ее нужно составить таким образом, чтобы обеспечить максимальный объем правовой охраны заявляемого технического решения.

Это делает патентовед — как правило, ученые не могут сами правильно составить патентную формулу: существует целый ряд требований. Необходимо вникнуть в сущность разработки, сопоставив уже известное науке с тем, что предложил разработчик. Поэтому кроме знания патентного права патентовед должен иметь высшее, в идеале — специальное техническое образование.

Именно поэтому за рубежом, в странах, где патентное право, равно как и прикладная наука, более развиты, патентный поверенный — одна из самых высокооплачиваемых профессий. В ТПУ же работают высокопрофессиональные специалисты в этой сфере. Во многом благодаря им политехники успешно патентуют больше, чем в других вузах.

Патенты — дорогое удовольствие

— Каждый год мы поддерживаем порядка 300 патентов, и это совсем немало, — говорит Оксана Батурина. — Когда выдается патент, он подтверждает приоритет технического решения, авторство, которое бессрочно, и монопольное право на использование. Монопольное право на использование запатентованной разработки действует в зависимости от вида патента от 10 до 20 лет с момента его получения. Для того чтобы поддерживать этот патент в силе, то есть обладать исключительным правом на результат своей интеллектуальной деятельности и получать от него экономическую выгоду, необходимо платить ежегодные пошлины.

— Если патент не поддерживается в силе, то любой может им свободно пользоваться и никаких претензий за это предъявить нельзя, — отмечает патентный поверенный. — А если патент поддерживается, никто без согласия патентообладателя не имеет права использовать его идею.

Однако поддерживать патент в силе или нет, решает сам патентообладатель. По закону не поддерживать патент можно три года. Часто ученые этим пользуются, когда изобретение становится им невыгодно экономически. И за срок действия патента таких «дырок» в охране может быть много.

— У нас тысячи патентов, и поддерживать все — это безумные деньги. Поддерживаем в основном те изобретения, которые созданы при выполнении гос. заданий, гос.контрактов, те, по которым предполагается какое-то использование, вложение в качестве уставного капитала в малое предприятие. То есть если мы знаем, что эта разработка перспективна и будет использоваться. А что-то лишаем поддержки, а потом, если нужно, восстанавливаем. Поэтому это число — 300 — примерно держится каждый год. Ни одна фирма не поддерживает все свои патенты, — поясняет Оксана Батурина.

Ограничение страной

В числе поддерживаемых в силе всегда есть и несколько зарубежных патентов. Они необходимы, чтобы продвигать разработки ученых ТПУ на международный рынок, ведь любой патент действует только на территории той страны, где он выдан. То есть все российские патенты подтверждают монопольное право на их использование только в Российской Федерации при условии, если они поддерживаются в силе и за них платится ежегодная пошлина. Если разработчик хочет запатентовать изобретение в других странах, он должен определить, на какой рынок хочет выйти и провести зарубежное патентование этого технического решения в выбранном государстве.

— Во всем мире невозможно защитить одно и то же изобретение — это безумные деньги, — говорит патентовед. — У нас есть одно изобретение, которое последние лет восемь поддерживается в силе — «Способ прессования изделий из порошковых материалов и пресс-форма для его осуществления». Начиная с 2005 года его запатентовали в разных странах, сейчас поддерживаются в силе пять зарубежных патентов на это изобретение — евразийский, европейский, патент США, Украины и Кореи.

В этом году политехники подали на рассмотрение в Роспатент уже 45 заявок на получение патентов. Всего в процессе экспертизы находятся 115 заявок.

В тренде биомедицина

Среди лучших технических решений — разработки в области биомедицины, над которыми работает коллектив ученых под руководством доцента Сергея Твердохлебова. За последние годы этот коллектив запатентовал восемь своих разработок для реконструктивной медицины, некоторые из них в настоящее время патентуются за рубежом.

— У нас достаточно много партнеров, которых мы никогда не подводили, — говорит Сергей Твердохлебов. — Видя какую-то медицинскую проблему и имея кругозор и эрудицию в физике и химии, мы начинаем интегрировать технические решения для удовлетворения потребности медиков. Наш коллектив занимается гибридными материалами и технологиями, мы берем и микшируем разные методы для получения сложных медицинских изделий. Часть патентов получены не только нашим коллективом, но и совместно с нашими коллабораторами. Обладая набором собственных технологий и технологиями партнеров, при наличии ресурсов мы можем решить большой спектр задач.

Среди партнеров научного коллектива — несколько научно-исследовательских институтов, таких как Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» им. академика Илизарова, НИИ онкологии, НИИ курортологии, НИИ кардиологии и др. За четыре последних года ученые получили четыре крупных гранта Федеральной целевой программы. И по последнему проекту, получившему грант ФЦП, будет написано несколько новых патентов.

Ученые участвуют в 4 из 12 поддержаных территориальным кластером Томской области биомедицинских проектов. Коллектив работает над перспективнейшими темами в области биомедицины. Среди их разработок — биосовместивные импланты для регенеративной медицины: неотторгаемые организмом кардиостенты, биореакторы для выращивания человеческих тканей, материалы для челюстно-лицевой хирургии.

— Мы получаем не только российские патенты, но и евразийские. У нас уже один евразийский патент получен, один на подходе, — говорит Сергей Твердохлебов. — Единственная проблема в получении евразийских патентов — длительность этого процесса. Поэтому мы часто используем в своей работе ноу-хау. Многие работы мы даже не выносим в виде патентов, а оформляем на них ноу-хау. Так мы избегаем многих проблем с авторскими правами во всем мире. Ведь опубликовав российский патент, который никоим образом не защищен на Западе, мы просто напросто раскрываем его суть, и на Западе могут нашу идею повторить.

Регистрируя ноу-хау, политехники сохраняют за собой пальму первенства, открывая себе тем самым путь на зарубежный рынок.

— Мы в Прибалтике пытаемся создать совместное предприятие с западными партнерами, и, возможно, одну из наших технологий мы будем тиражировать в Европу, — отмечает ученый. — Сейчас создается предприятие, которое будет испытывать наше покрытие для имплантатов, и если испытания увенчаются успехом, Институт ортопедии и опорно-двигательных наук Университетского колледжа Лондона проведет испытания наших имплантатов на животных. Институт им. Илизарова, с которым мы также тесно сотрудничаем, собирается тоже выйти с нашими покрытиями на международный рынок.

Патент или статья?

Главные проблемы, с которыми разработчики сталкиваются при патентовании, — это длительность этого процесса.

— В качестве изобретения можно защитить только узкий круг объектов, это обязательно должно быть техническое решение: способ, устройство, или вещество. Открытия, научные теории и математические методы не охраноспособны по патентному праву, — говорит Оксана Батурина. — Мало того, при оформлении заявки на патент в описании изобретения нужно обязательно привести пример конкретного осуществления. А если это способ, то нужно привести результаты экспериментов. Иными словами если в формуле изобретения указывается несколько режимов, по каждому нужно приводить экспериментальные данные. Учитывая это, ученые часто предпочитают патенту статью, публикуя техническую сущность своей разработки.

— Многие считают, что если такая статья опубликована, это не дает никому права получить патент на аналогичную разработку. В ТПУ по рейтингу статьи ценятся выше, чем патенты. Многие ученые стремятся в первую очередь написать статью, откладывая написание заявки на изобретение. А после публикации статьи ученый может только в течение полугода подать заявку в Роспатент на изобретение, которое было раскрыто в статье. Поэтому часто очередь до заявки на выдачу патента так и не доходит.

Одни из самых перспективных запатентованных разработок ТПУ:

• Способ синтеза наноалмазов и наноразмерных частиц карбида кремния в поверхностном слое кремния. Руководитель — Геннадий Ремнев. Вошло в 100 лучших изобретений России за 2011 год по итогам рассмотрения заявок на изобретения Роспатентом.

• Разработка получения меченых технецием-99м радиофармпрепаратов для медицинской диагностики. Руководитель — Виктор Скуридин.

• Кальций-фосфатное биологически активное покрытие на имплантате. Руководитель — Сергей Твердохлебов.

• Способ прессования изделий из порошковых материалов и пресс-формы для его осуществления. Руководитель — Олег Хасанов. Имеет патент РФ и 5 зарубежных поддерживаемых патентов.