Цифровой и социальный
В конце прошлого года стало известно, что поддержку РНФ в конкурсе малых отдельных научных групп получили 13 проектов томских политехников. Среди них — исследование «Цифровой капитал и его влияние на развитие предприятий в условиях санкций и пандемии: эконометрическое моделирование». С заинтересовавшей нас темой мы пришли к доценту ТПУ Любови Спицыной, которая стоит у истоков данного проекта
Как оказалось, в этом направлении политехники Любовь и Владислав Спицыны работают уже более семи лет. Владислав Спицын, доцент Школы инженерного предпринимательства, в 2004 году защитил диссертацию, посвященную особенностям и тенденциям экономического развития регионов России. Его интерес к этой теме привел в итоге к созданию научного коллектива, изучающего факторы, влияющие на динамику, успешность и долгосрочность развития промышленных предприятий как на региональном, так и на национальном уровне. К этому коллективу присоединилась и Любовь. Сегодня в фокусе ученых в первую очередь — мощные научно-производственные комплексы и высокотехнологичные отрасли, которые могут служить базой для устойчивого и эффективного развития территорий, на которых они располагаются.
В России это производство электронного оборудования, фармацевтическая, авиакосмическая промышленность, IT-сектор.
«Есть предприятия-долгожители, есть фирмы-однодневки, которые вспыхнули и погасли. Нам важно понять, чем определяется их выживаемость, какие факторы обусловливают неудачи или успех», — говорит Любовь Спицына, доцент Школы базовой инженерной подготовки.
В научном коллективе, кроме экономистов, есть доцент отделения математики и информатики Александр Михальчук. Исходя из логики исследований, для обработки информации он применяет различные методы регрессионного анализа. Ученые активно используют достоверные данные статистической отчетности промышленных предприятий Росстата, информационно-аналитической системы СПАРК и официальных интернет-сайтов предприятий. Наиболее объективные показатели деятельности предприятий можно получить, по мнению Любови Спицыной, при изучении данных их бухгалтерской отчетности.
«Коллектив у нас живой, подвижный. В зависимости от поставленных задач в него привлекаются и томские эксперты — ученые, представители администраций, практики с предприятий и зарубежные специалисты, например, из Сербии, США. Во всех странах ученые исследуют проблемы развития своих национальных экономик, и мы, конечно же, активно изучаем наработанный ими опыт. Ситуацией в России тоже интересуются, особенно в странах с развивающимися экономиками. Довольно активно наши статьи цитируют ученые из стран Юго-Восточной Азии (Китая, Индии), государств Африки. Многие проблемы у нас схожи, экономические системы только стремятся к устойчивому инновационному развитию. При этом некоторые отрасли и сферы развиты очень хорошо, а некоторые находятся в зачаточном состоянии», — говорят политехники.
Несколько раз ученые коллектива разным составом выполняли гранты РФФИ в сфере своих профессиональных интересов, а в декабре прошлого года Л.Ю. Спицына впервые получила грант РНФ на выполнение своих исследований. С его помощью в течение двух лет будут изучаться социальный и цифровой капиталы: «образ» крупных предприятий в интернет-пространстве и различных социальных сетях, созданный ими имидж, который может служить источником дополнительных экономических преимуществ. Активность и быстрота реакции компании при общении с потенциальными контрагентами и покупателями, доступность и позитивность информации о ней служат дополнительным рычагом привлечения потребителей и конкурентным преимуществом на рынке.
Как говорит Любовь Спицына, одна из главных проблем российской экономики — отсутствие связей между передовой фундаментальной наукой и производственными предприятиями. Инвесторы, желающие получить отдачу от своих вложений, и инновационные идеи ученых не достигают друг друга. Проблему эту с разным уровнем успеха решают с помощью технопарков и технико-внедренческих зон. А сейчас все большую роль, особенно в условиях пандемии, в этом процессе играют социальные сети, с помощью которых будущие партнеры узнают друг о друге.
В итоге планируется разработать методические рекомендации для компаний: каким образом им вести себя в разных соцсетях, какие каналы для какой информации они смогут успешнее всего задействовать и как этот процесс может стимулировать государство.
Любовь и Владислав познакомились, когда учились на экономическом факультете ТГУ. Давно работают в одной сфере, но дома, по их словам, о работе разговаривают мало.
Любови нравится живое общение, дистанционное обучение ей дается непросто. Она с удовольствием работает со студентами, любит передавать знания и следить за успехами ребят: «Особенно интересно со студентами-практиками, у которых есть живая информация с предприятий, ее можно анализировать и делать обоснованные выводы. Это просто здорово — наблюдать, как из недавнего школьника получается увлеченный молодой исследователь!». Еще наша героиня пишет стихи и радует ими своих друзей и коллег.
Владислав же нашел себя в науке, ему хочется докопаться до неявных причин и понять последствия происходящих в мире глобальных экономических процессов. В вуз он пришел из банковской сферы: после монотонной деятельности хотелось простора для исследовательского творчества. Кстати, когда-то он был чемпионом Томской области по шахматам и до сих пор играет в шахматы онлайн с соперниками со всего мира. По его мнению, шахматы — игра для внимательных, критически настроенных и азартных людей, из которых получаются неплохие исследователи.
Подготовила Елена Ефстифеева