Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Soft Skills будущих инженеров

Школа базовой инженерной подготовки поделилась результатами первых тестирований студентов Центра компетенций ТПУ

В прошлом году в 21 регионе России на базе ведущих университетов запустились Центры оценки и развития надпрофессиональных компетенций (ЦК). Инициатором их создания выступила президентская платформа «Россия — страна возможностей». Всего таких центров 41, один из них начал работу в Томском политехническом университете. Его цель — развитие «гибких» навыков студентов и сопровождение по карьерному и социальному развитию.

Одно из главных направлений проекта — активное взаимодействие с работодателями. Потенциальные заказчики услуг участвуют как в формировании профиля компетенций выпускника, так и в разработке и реализации программ обучения. Это, например, представители таких крупных компаний и корпораций, как «Росатом», «Роскосмос», АФК «Система», «Газпром», «Газпром нефть». В ТПУ ответственность за развитие навыков студентов взяли на себя сотрудники Школы базовой инженерной подготовки. В 2021 году они прошли обучение и защитили концепцию Центра компетенций Томского политеха в образовательном центре «Мастерская управления “Сенеж”». Вместе с представителями из более чем 30 вузов страны они участвовали в программе дополнительного образования для подготовки специалистов проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях».

«Soft skills де-факто — это так называемые «мягкие» навыки. ТПУ, как вуз, готовящий инженеров и в то же время обладающий богатым опытом в области экономического, управленческого образования, гуманитарных наук, имеет достаточно долгую и успешную историю развития у инженеров «мягких» навыков». Важно понимать, что в этой работе есть определенная специфика, при этом развитие «мягких» навыков — это реальные требования со стороны работодателей», — поясняет Владимир Гузырь, заместитель директора по развитию Школы базовой инженерной подготовки.

По его словам, инженер нового поколения не может обходиться без soft skills, т.к. это не просто человек, предлагающий технические решения, а специалист, действующий в контексте развития общества и его запросов, понимающий свою социальную ответственность за последствия своих решений. Так, среди soft skills можно выделить умение работать в команде, грамотно интерпретировать цели, правильно реагировать на запросы общества и предлагать решения, улучшающие жизнь человека.

В рамках проекта студенты Томского политеха уже получили возможность зарегистрироваться и использовать уникальные инструменты, чтобы понять, какие компетенции у них прокачаны лучше, а какие хуже. Для этого эксперты платформы предложили набор тестов, опросников и других диагностических инструментов, которые обеспечат прозрачность оценки. Первые результаты у ШБИП уже есть. Сегодня около 500 студентов ТПУ прошли тестирование своих управленческих компетенций. Тех, у кого все компетенции развиты равномерно на среднем уровне, оказалось 4,9 % от общего числа.

В свою очередь, тех, кто настроен на высокие достижения, среди политехников только 1,3?%. Такие студенты обладают высоким уровнем по компетенциям «ориентация на результат», «стрессоустойчивость» и средним по остальным показателям. Также 1,3 % составили студенты, склонные в большей степени к «педантизму», то есть имеющие высокий уровень по таким компетенциям, как «следование правилам и процедурам», «планирование и организация» и средний или низкий уровень по компетенциям «ориентация на результат», «партнерство/сотрудничество», «стрессоустойчивость».

В дальнейшем арсенал инструментов по оценке soft skills будет расширяться и Центр компетенций сможет оценить больший набор навыков у студентов. Это позволит каждому студенту, прошедшему тестирование, составить свой цифровой профиль компетенций, на основе которого возможно разработать индивидуальную траекторию развития для «прокачки» soft skills, что будет способствовать карьерному и социальному развитию.

«Центр только начал работу, официальное открытие состоится впереди. Предполагается, что после определения цифрового профиля компетенций, студент вместе с сотрудником центра может составить план ИТР (индивидуальная траектория развития) для прокачки soft skills и в дальнейшем мы будем предлагать ему для этого различные формы в виде командных проектов, факультативов, дополнительных курсов. Также планируется база, в которой будут размещены эти профили, и работодатели смогут выбирать тех студентов, которые им наиболее подходят по управленческим компетенциям», — отметила куратор проекта, доцент отделения социально-гуманитарных наук Елена Родионова.

Подготовила Ирина Юртаева

В числе навыков, которые можно оценить:

  • ориентация на результат,
  • эмоциональный интеллект,
  • способность к анализу информации и принятию решений,
  • клиентоориентированность,
  • цифровая грамотность,
  • коммуникабельность и др.

«В центре компетенций каждый сможет создать собственное цифровое портфолио и определить индивидуальные пути развития. Для того чтобы сделать первый шаг в этом направлении, нужно пройти крутое, по-настоящему интересное и не такое легкое, как могло бы показаться, тестирование на официальном сайте платформы «Россия — страна возможностей». Оно состоит из четырех частей. Первая — анализ числовой информации — этап, где нужно использовать свое серое вещество по полной программе! Но пугаться не надо, задачки решаются достаточно легко, просто нужно очень быстро соображать. Вторая — анализ вербальной информации. Этот этап, я считаю, поможет эффективно оценить умение понимать и анализировать полученную информацию. Третья — универсальный личностный опросник. У этого этапа основная задача вроде максимально проста: определить наиболее и наименее понравившееся выражение. Когда начинаешь проходить опросник, случается, что из-за выбора и анализа предложений находишь в себе что-то совершенно новое и неожиданное. Четвертая часть — это опросник жизнестойкости: нужно расставить степени согласия с рядом утверждений».

Дарья Байназарова, студентка Инженерной школы новых производственных технологий ТПУ

500 студентов прошли тестирование управленческих компетенций

Среди них:

4,9 % — студенты, компетенции которых развиты равномерно на среднем уровне.

1,3 % — настроены на высокие достижения. У них хорошо развиты «ориентация на результат» и «стрессоустойчивость».

1,3 % — студенты, склонные в большей степени к «педантизму». Имеют высокий уровень по компетенциям «следование правилам и процедурам», «планирование и организация».