Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Зачем инженеру будущего soft skills?

Развиваем гибкие навыки, которые современные специалисты применяют в работе

Развитие у студентов гибких навыков — один из приоритетов ТПУ

Навыки, которые современные специалисты применяют в работе, принято делить на hard skills («жесткие» навыки) и soft skills («мягкие»). Первые являются профессиональными, с их помощью решаются разные технические и производственные задачи. И их чаще всего можно проверить с помощью экзамена. Вторые же — это те универсальные компетенции, которые очень сложно измерить. Их можно назвать надпрофессиональными или личными качествами человека

Наталия Лукьянова, руководитель отделения социально-гуманитарных наук Школы базовой инженерной подготовки, профессор

В Школе базовой инженерной подготовки для развития у студентов soft skills преподаются такие дисциплины, как «Творческий проект», «Мотивация и карьерная навигация», «Управление эмоциональным интеллектом», ряд факультативных и элективных курсов. Зачем эти навыки политехникам? Об этом нам рассказывает руководитель отделения социально-гуманитарных наук Школы базовой инженерной подготовки, профессор Наталия Лукьянова.

Инженер — фантазер и изобретатель

— Инженеры в нашей стране всегда были высокообразованными и творческими людьми. Ярчайший и классический пример из истории — первый русский крупный ученый Михаил Ломоносов — энциклопедист, химик, физик, поэт, художник и так далее. Если открыть серию книг «Жизнь замечательных людей», то мы увидим, что все великие ученые были разносторонними личностями, не заточенными только на инженерии. Гуманитарные знания в принципе дают умение мыслить, изобретать и фантазировать, расширяют кругозор и формируют мировоззрение. Есть техникумы — там дают специальность, мы же все-таки готовим инженера будущего, а он должен уметь в течение всей жизни себя сам обучать, перепрофилировать, уметь видеть перспективу. Плюс мы развиваем у студентов так называемые soft skills — это как раз те навыки, которые помогают взаимодействовать в команде с различными людьми, критически мыслить, позиционировать себя и свои изобретения, расставлять приоритеты при многозадачности. Этих навыков масса, их можно назвать компетенциями будущего.

Развитие soft skills — мода или требование времени?

— Ни то, ни другое, на мой взгляд. Это необходимость, которая «уловлена» сейчас на самом высоком уровне. В мире глобально изменился способ восприятия информации. Раньше мы учились главным образом face-to-face и мягкие навыки передавались в том числе через позицию «учитель — ученик», где позиция «учитель» была очень важна. Сейчас, с развитием информационных технологий, это уходит, мы многое ищем и находим в Интернете. Но глобальная сеть не учит эмоциональному интеллекту — умению человека воспринимать собственные эмоции и управлять чувствами для эффективного решения задач.

Поколение на переломе

— Я связываю необходимость развития гибких навыков со своей любимой теорией поколений. К нам приходит учиться одно из наиболее сложных поколений — так называемое «пограничное». Нынешние первокурсники — это дети конца 90-х — начала 2000-годов. Они воспитывались уже «в цифре» и не помнят мир без гаджетов. В детстве у них был широкий выбор — первые супермаркеты, видеоигры, но родители были настолько заняты выживанием, что не могли уделять им много времени. И одна из самых больших проблем этих ребятишек?— неумение отличать: «Что такое хорошо и что такое плохо?».

У них очень часто звучат вопросы: «А кем я буду? Зачем мне это? А что я должен сделать, чтобы стать инженером?» Им не очень понятно, к чему стремиться и что делать, с ними это не успели проговорить. Вот поколение и не знает, «где заканчивается игра».

Еще один момент, связанный с развитием современных детей, уже 2000-х годов, — многие из них не умеют общаться вне сети, их сложно объединить в команду. Они много времени провели «под присмотром» и не очень хорошо проработали разнообразное личное взаимодействие. Мы в детстве постигали тайны коммуникации в непосредственном живом общении, понимали, когда, как и с какой интонацией можно сказать, например, «спасибо». Для них это слово звучит, условно говоря, одноинтонационно. Им проще «отфрендить» человека, чем вести разговор. Но после окончания вуза они выйдут на рынок труда, где работает предыдущее поколение, в том числе руководителями. Коллег просто так из друзей не удалишь, с ними нужно выстраивать коммуникацию и делать общее дело.

Вуз как наставник и проводник

— Профессия инженера, в отличие от профессии врача, педагога, не столь наглядна. Мало кто в детстве играет в инженеров и образа этой профессии у абитуриентов нет.

И вот здесь функцию наставничества берет на себя вуз. Сейчас идея наставничества возрождается, к ней очень серьезно относится правительство страны — можно сказать, что университет выполняет социальный заказ. Это важно при обучении инженерной специальности, выбравший ее должен понимать, кем он будет и что от него ждет общество. Наша цель — помочь студентам социализироваться в жизни и профессии — обговаривать сценарии действий, обсуждать взаимодействие с людьми в самых разных форматах. Хочу отметить, что студенты с большим удовольствием постигают наши предметы. Для них тренинги — это эмоциональная разгрузка для мозга, уставшего от математики и физики.

Портрет первокурсника и советы преподавателям

— В прошлом году разработали и апробировали методику тестировании, которая позволяет нарисовать цифровой портрет каждого поступившего. После прохождения ряда психологических тестов первокурсник может лучше понять себя и то, каких навыков ему не хватает. А мы объективно видим, как он может позиционировать себя в команде, к чему у него склонности — к науке, к практической инженерии или к предпринимательской деятельности. Мы также видим, какие методики нам нужны для эффективного учебного процесса, на чем стоит сосредоточиться. В этом году процесс тестирования планируется автоматизировать. По итогам имеющихся наработок нами создан специальный онлайн-курс для преподавателей по работе со студентами 2000-х годов рождения. Мы рассказываем, как правильно давать им информацию, на какие психологические особенности надо обращать внимание. При прохождении курса педагоги адаптируют свой методический материал под современное восприятие информации. Первокурсники лучше воспринимают игры, тренинги, короткие тексты и картинки, и с этим приходится считаться для повышения эффективности образования.

Подготовила Елена Ефстифеева