XIX
век - век машин, XX век - век товаров, XXI - век услуг, вот поэтому наиболее престижные
университеты как в России, так и за границей начали готовить специалистов в
сфере услуг.
В 1998 году Томский политехнический университет сделал свой первый набор на
«социально-культурный сервис и туризм». Это новая специальность не только в
Томске, но и в России в целом. Мы, студенты данной специальности, помимо изучения
области в рамках регионального, национального и международного туризма, приобретаем
знания о различных отраслях сервиса: музейно-выставочная работа, гостиничное
хозяйство, ресторанный бизнес, и в этом смысле специальность является уникальной
на томском образовательном рынке.
В этом году мы проходили свою первую практику в туристических фирмах, ресторанах,
социальной сфере. Хотелось бы отметить, что большую часть мест для прохождения
практики предоставил университет, а именно кафедра культурологии и социальной
коммуникации. При прохождении практики 70% студентов были задействованы в туристских
фирмах, 20% - в ресторанном бизнесе и 10% помогали обслуживать социальную сферу.
В ходе ознакомительной практики мы рассмотрели такие вопросы, как начальный
этап деятельности туристской фирмы, ресторана, принципы организации данных предприятий.
Сделали для себя выводы относительно управления фирмы и распределения обязанностей
кадрового состава, выделили основные характеристики и качества современного
руководителя. Рассмотрели методы работы туроператора и турагента, механизмы
ассортиментной политики предприятия, ценообразование. Изучили основные принципы
формирования имиджа фирмы как невербального средства коммуникации между продавцом
и покупателем. Научились основам предоставления услуг клиентам.
Подводя итоги практик, мы еще раз убедились, что теория это хорошо, а практика
в два раза лучше. Она дает возможность анализировать, делать выводы, раскрывает
минусы и несовершенства данной сферы. Директора туристских фирм говорят: «Дипломированный
специалист в области туризма, имеющий только теоретические знания и не применявший
их на практике, – не специалист».
После прохождения ознакомительных практик мы сделали для себя некоторые выводы,
примером этого служат отзывы студентов.
Ксения Дорохова (студентка 4-го курса ГФ, специальность СКСиТ), проходила
практику в туристской фирме «ИнфоЦентр»:
- Туристский бизнес не только прибыльный, в данной отрасли еще и очень интересно
работать. Это не рутинная, однообразная работа - ты постоянно узнаешь много
нового о различных странах мира, общаешься с клиентами, которые после своего
путешествия делятся с тобой своими впечатлениями и многое другое. Помимо всего
перечисленного, ты можешь ездить в рекламные туры, осматривать туристскую инфраструктуру
региона, посещать экскурсии и развивать свой кругозор. Ежегодно проходят различные
выставки, на которых представляют свои направления туроператоры всего мира.
Очень часто проводятся семинары, где обсуждаются актуальные вопросы туризма,
его развития и усовершенствования. Эта сфера деятельности позволяет постоянно
находиться в контакте с людьми, общаться с ними, приобретать новые знакомства
и связи.
Еще одна студентка, проходившая практику в трактире-ресторане «Вечный Зов»,
отметила:
- Практика в ресторане дала мне возможность понять, что такое работа ресторана,
насколько она трудна. Мне очень понравилось, и я намерена работать в этом направлении.
Другим примером значимости ознакомительной практики были отзывы руководителей.
Директор туристской фирмы «КонТур» Сергей Яковлевич Мокряк:
- Студентка Екатерина Лопатина на практике показала знание основ работы в туристской
фирме, хорошую подготовку в области рекламы и маркетинга. А ее знание двух иностранных
языков помогло нам в работе по направлению «въездной туризм».
Директор трактира-ресторана «Вечный Зов» Владимир Григорьевич Бурковский:
- Специальность «социально-культурный сервис и туризм» включает в себя гостиничный
и ресторанный сервис. Можно отметить, что на томском рынке образования такого
направления вообще не существует, как правило, все ограничивается курсами официантов
и барменов. И мне очень приятно, что ТПУ четыре года назад начал готовить таких
специалистов. Насколько мне известно, им дается хорошая теоретическая база,
но если ко всем этим знаниям приложится еще и практика, то специалист в данной
области будет незаменимым в управляющем составе предприятия питания.
Мы учимся и мечтаем о престижной, высокооплачиваемой, интересной работе. И совокупность
хорошей теоретической и практической баз обеспечат нашу востребованность, как
специалистов в такой новой, не изученной сферы не только в Томске, но и в России.
Студенты специальности СКСиТ.