Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Бренд ученого: как сделать так, чтобы нас цитировали

В НТБ ТПУ прошел семинар, посвященный одной из самых актуальных на сегодня для нашего вуза проблем, – проблеме повышения цитируемости

Семинар-лекцию провел Сергей Парамонов, к.х.н., специалист по обучению и поддержке подписчиков Thomson Reuters. В прошлом году ТПУ попал в топ-15 ведущих российских вузов, которым оказывается господдержка в продвижении в первую сотню мировых университетских рейтингов. В связи с этим перед вузом в перечне других встала задача серьезно повышать публикационную активность и цитируемость наших ученых. На встрече с политехниками Сергей Парамонов рассказал о необходимости создания и утверждения бренда ученого, а также об инструментах, которые позволяют расширить возможности публикации своих научных результатов и об увеличении читательской аудитории. С основными положениями, озвученными на семинаре, мы знакомим читателей газеты «За кадры».

Каждый ученый — кузнец своего бренда

— Вопрос цитирования очень важен, — обратился лектор к присутствующим. — Цитирование работ исследователя — это не только бюрократическая оценка его деятельности, но и показатель его научной значимости и авторитетности. От этого зависит узнаваемость, продвижение по карьерной лестнице и в конечном итоге финансирование научных исследований.

В качестве ответа на этот вопрос Сергей Парамонов предложил ученым-политехникам создавать свои бренды:

— Под брендом я понимаю имидж и репутацию ученого. Бренд — это когда по имени можно сказать, в какой области этот человек работает, и наоборот, называешь область науки – и на ум приходит имя. Такие примеры нам всем известны: Эйнштейн — теория относительности. Менделеев — химия. Ломоносов олицетворяет всю науку. Если вы возьмете свою сферу, то сами сможете выделить ученых, которые влияют в ней на развитие мысли, вы знаете их работы, вы их цитируете. Так работает бренд ученого — это, прежде всего, узнаваемость в научном мире. А узнаваемость ученого и его работ ведет к цитированию его другими исследователями в своих публикациях. Однако понятно, что репутация сама из ниоткуда не появится, создание бренда требует определенной и методичной работы, затрат определенного времени и ресурсов. Можно сказать, что каждый ученый — кузнец своего бренда.

Одна из проблем российских ученых, как отметил лектор, — это изолированность от мирового научного сообщества и недооценка понятия «бренд ученого». Россияне долгое время не имели доступа к международным изданиям и не представляли толком, в каких журналах и что можно публиковать. Зачастую подход к выбору журнала в России очень консервативен, ученые отсылают свои статьи туда, где принято публиковаться на кафедре или где печатается научный руководитель. Таким образом, всем известен достаточно ограниченный список журналов из 5–10 наименований, чаще всего российских. На самом деле научных журналов с хорошей читательской аудиторией в мире намного больше. По разным оценкам, их от 30 до 60 тысяч, и ежегодный прирост таких изданий составляет 2 процента. Сложно не потеряться в таком обилии изданий и выбрать для чтения, цитирования и публикаций именно то, что «выстрелит» в цель.

Сегодня, к счастью, у политехников есть доступ к самым различным информационным ресурсам, и поэтому появилась возможность изменить ситуацию изолированности и расширить список изданий, в которых можно и нужно публиковаться.

В числе прочих ресурсов – база данных Web of Science, которая доступна политехникам с ноября 2013 года. Доступ к платформе возможен с любого компьютера в университетской сети — на сайте библиотеки, на первой страничке справа www.lib.tpu.ru, а также за пределами университета через логин и пароль доменного пользователя ТПУ ezproxy.ha.tpu.ru:2048/login?url=http://apps.webofknowledge.com

Используем базу данных Web of Science как эффективный инструмент для создания бренда

Основой бренда ученого являются его научные исследования и достижения. Чем они качественнее, тем прочнее имидж и репутация. Любая научная работа может быть охарактеризована с точки зрения актуальности и новизны. Однако чтобы определиться с этими категориями, нужно понять, что уже было сделано до вас и что нового привнесли в тему вы. Затем, чтобы ваши научные достижения стали узнаваемыми, необходимо сделать их доступными. Традиционно в науке используется два основных метода: публикация статей в научных журналах и выступление на конференциях.

По уверениям лектора, политехникам во всем этом может помочь работа с доступной им платформой научного цитирования Web of Science.

— Web of Science — большая научная платформа, которая объединяет различные базы данных по публикациям, чаще всего в журналах. Ключевая база данных в платформе — Web of Science Core Collection. Это интерактивная база данных, некий каталог статей, который дает основную информацию о публикации: название, автор, выходные данные журнала, список источников, которые процитированы в статье и так далее. В этой базе данных — подборка журналов, которая формируется уже на протяжении более 50 лет. Она состоит из трех основных указателей — по естественным и техническим наукам, по общественным наукам, по гуманитарным наукам и искусству. Web of Science Core Collection — мультидисциплинарная международная база данных, которую можно использовать как единую точку доступа к базам данных других производителей. База объединяет самые значимые журналы по каждой конкретной предметной отрасли. На настоящий момент в ней 12?500 активных журналов, а если считать с архивом, то 25?000. То, что в базу входят не все журналы мира — это политика редакционного отбора. Сюда включаются только те издания, в которых действительно публикуются серьёзные научные труды.

Второе отличие базы — она учитывает индекс цитирования научных статей. Этот индекс предложил в прошлом веке американский ученый Юджин Гарфилд. Индекс цитирования (ИЦ) является одним из самых распространенных наукометрических показателей и применяется для формальной оценки в научных и бюрократических кругах многих стран. ИЦ — это реферативная база данных научных публикаций, индексирующая ссылки, указанные в пристатейных списках этих публикаций и предоставляющая количественные показатели этих ссылок.

Принцип цитирования — это инструмент работы и анализа информации научных публикаций. С помощью принципа цитирования мы можем определить, как развивалось научное направление, в каких статьях впервые была высказана та или иная идея.

Составляем план научной деятельности

Понимая, что в базе Web of Science можно найти любую имеющуюся актуальную информацию по вашей тематике и провести довольно простой анализ имеющегося набора данных, можно использовать это в планировании своей научной деятельности. План и четкое понимание, где публиковаться, выступать и с кем контактировать, поможет «не распылять» ваши усилия по продвижению своего бренда.

Web of Science поможет ученым определить журналы для публикации и конференции, на которых докладываются материалы конкретно по вашему научному направлению.

В базе есть сортировка по количеству цитирований, и значит, можно технически выделить и посмотреть, какие исследования и авторы сейчас наиболее востребованы у научной общественности, какие темы развиваются. Понятно, что если получится опубликовать статью, близкую к этой тематике, то труд, скорее всего, заметят. В разделе «авторы» можно посмотреть, кто работает в интересующей отрасли, и кто насколько востребован, а значит, это поиск потенциальных партнеров и инвесторов. Также с помощью базы можно идентифицировать экспертов, и если есть пересекающиеся интересы, то предложить им работу над совместными проектами. Тем более, что работы, написанные в коллаборации, цитируются гораздо охотнее, чем выпущенные представителями одного университета или одной страны. Можно проанализировать, в каких профильных и отраслевых журналах сосредоточены публикации именно по вашей тематике. База позволит также проанализировать, на каких конференциях чаще всего звучат доклады по интересующей тематике. Обычно перечислены уже прошедшие конференции, но надо понимать, что в основном в базу попадают регулярные международные форумы, а значит, можно стремиться попасть с выступлением именно на такое мероприятие. Если ученого знают в лицо — это большой плюс. Также в базе есть отдельный раздел — «Кто финансирует исследования». Персональный профиль, который можно создать на Web of Science, позволит сохранять часто выполняемые поисковые запросы, а также настраивать уведомления о появлении новых публикаций, удовлетворяющих критериям сохраненного запроса, или новых цитированиях выбранных статей. Профиль позволит также получать приятные уведомления о цитировании ваших публикаций.

Продолжение следует...