Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Эффективный контракт: вопросы и ответы (часть II)

В нынешнем номере мы продолжаем публиковать ответы на наиболее типичные вопросы, которые задают сотрудники ТПУ руководству вуза при изучении проекта системы эффективного контракта.

В.: Заведующий кафедрой не сможет поручать сотрудникам никаких дополнительных поручений, ведь в организационной работе их нет?

О.: Заведующий кафедрой может давать сотрудникам дополнительные поручения в рамках часов, отведенных на раздел «Учебно-методическое и организационное обеспечение учебной работы», и стимулировать их выполнение из средств фонда материального поощрения, выделенного кафедре, или путем снижения учебной нагрузки.

В.: В проекте отсутствует руководство ООП и профилями, а это большая работа.

О.: Руководителям ООП за указанную работу выплачиваются отдельные постоянные надбавки.

В.: С чем связано отсутствие критерия группы Б «Количество подтверждающих документов о получении дополнительного профессионального образования» для старшего преподавателя и ассистента?

О.: Критерий «Количество подтверждающих документов о получении дополнительного профессионального образования» будет добавлен в критерии группы Б для должностей ассистента и преподавателя.

В.: Может, все-таки имеет смысл дифференцировать требования к эффективному контракту в зависимости от отрасли знания, в рамках которой осуществляет свою профессиональную деятельность преподаватель?

О.: В таком случае, чтобы избежать обвинений в дискриминации, придется дифференцировать базовый оклад в зависимости от отрасли знания, что противоречит положению об оплате труда, действующему в университете. Безусловно, по гуманитарным наукам труднее публиковаться в высокорейтинговых международных журналах, по сравнению с техническими и естественными науками, но критерий «Количество статей в журналах с импакт-фактором >1, определяемым с использованием баз данных SCOPUS или Web of Science» — это только один показатель среди десятков других, и можно направить свою профессиональную деятельность на выполнение других показателей, для чего в систему эффективного контракта и была введена вариативность.

В.: Пример: в 2015-м году доцент выполнил лишь 8 показателей из 10 минимальных базовых. При этом он перевыполнил план по некоторым (например, вместо 1 статьи, индексируемой в SCOPUS, опубликовал 2). Этот доцент не имеет права на получение разовой надбавки за перевыполнение показателя. Но тогда получается, что человеку, если он почувствует, что не выполняет базовое число показателей, нет смысла перевыполнять те показатели, по которым он «преуспевает»: не имеет смысла проявлять публикационную активность (даже при наличии материала), педагогическую активность, подавать заявки на научные работы и т.д.

О.: Университет заинтересован в стабильном выполнении всех показателей реализации Программ развития, и в сотрудниках, обладающих не одной, пусть и развитой компетенцией, а более широким набором компетенций.

Работать хорошо и с перевыполнением важно всегда. Недовыполнение минимального базового числа критериев и перевыполнение отдельных из них будет играть важную роль при принятии решения о расторжении трудового договора с сотрудником. Работающему хорошо, но не выполняющему план, могут предоставить возможность исправить ситуацию в течение следующего учебного года, в противном случае работник, не выполняющий значительную часть минимального набора критериев, будет однозначно уволен.

В.: Большие вопросы вызывает озвученная норма для преподавания на английском языке иностранным студентам. За 12 лет преподавания иностранным студентам размер группы ни разу не превышал 4 человек, поэтому норма «не менее 10 человек в группе» не является реальной. Считаю, что если группа попадает под расписание, то нельзя вводить такие ограничения, так как затраты труда преподавателя мало зависят от размера группы.

О.: В новой редакции системы эффективного контракта ограничения «Количество иностранных студентов в группе не менее 10 человек» не будет.

В.: Что является «подтверждающим документом о получении дополнительного профессионального образования»? Если это курсы повышения квалификации в размере 72 часа, то довольно плохая картина получается. С одной стороны, все прекрасно, все повысят свою квалификацию. С другой стороны, кто тогда будет работать? Половина сотрудников будет обучать вторую половину сотрудников. Потом они будут меняться. А 72 часа — это три недели, когда работника не будет на работе по половине дня. Надо этот вопрос более досконально продумать, так как все сейчас пойдут на повышение квалификации.

В случае если стажировка за рубежом будет засчитываться за повышение квалификации, какой нужно документ предоставить? Хватит ли письма с места стажировки, подтверждающего ее прохождение?

О.: Главный регулятор процесса повышения квалификации НПР — это заведующий кафедрой. Именно он определяет, кто из сотрудников и когда должен повысить свою профессиональную квалификацию. Регулярность прохождения повышения квалификации определяется производственной необходимостью, но не реже двух раз в течение 3 лет.

Положением о повышении квалификации в ТПУ предусмотрены следующие виды ПК:

  • С отрывом от производства.
  • Без отрыва от производства.
  • Модульная система (освоение отдельных модулей дополнительной образовательной программы в течение года).
  • Стажировка в научно-образовательном учреждении или предприятии.

Документом, подтверждающим получение дополнительного профессионального образования, является:

  • удостоверение о повышении квалификации установленного образца;
  • диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.

Согласно положению о повышении квалификации в ТПУ засчитывается успешное обучение по программе ПК объемом не менее 72 часов: данные часы могут быть получены в результате освоения как одной программы ПК, так и суммированы в результате освоения нескольких программ (накопительная система ПК).

Допускается (в случае если это предусмотрено индивидуальным планом стажировки) прохождение стажировки на одном или нескольких предприятиях с разрывом во времени, при этом длительность стажировки суммарно должна составлять также не менее 72 часов. Результаты прохождения стажировки в обязательном порядке рассматриваются на заседании кафедры, что должно быть отражено в отчетных документах. В качестве подтверждающего документа со стороны принимающей организации предоставляется справка либо сертификат.

Для оформления и учета повышения квалификации итоговые документы (копия отчета, сертификата/справки, документа о прохождении обучения по дополнительной программе) предоставляются в ИСПК.

Предлагаемая система эффективного контракта будет учитывать только одно 72-часовое повышение квалификации в течение учебного года. Надбавки Ученого совета за перевыполнение данного критерия не предусмотрены.

В.: Представляется необходимым включить показатель «Участие преподавателя в предоставлении услуг по дополнительному образованию».

О.: Участие преподавателя в предоставлении услуг по дополнительному образованию всегда дополнительно и оплачивается.

В.: Обращаю ваше внимание на то, что одновременное выполнение пунктов 16–19 невозможно, так как по условиям выполнения работ по грантам, хоздоговорам и т.д. запрещается участвовать в нескольких программах.

О.: Возможность участия в других видах исследовательской деятельности ограничивают только отдельные типы грантов, но сотрудники, принимающие участие в выполнении таких грантов, не попадают под действие эффективного контракта.

В частности, «Государственное задание образовательным организациям высшего образования, подведомственным Минобрнауки России, в сфере научной деятельности» ограничивает возможность параллельного выполнения работ по другим программам и грантам. Однако сотрудники, выполняющие научные исследования в рамках госзадания в сфере научной деятельности, берут на себя обязательства в соответствии с правилами государственного задания и не подпадают под действие системы эффективного контракта. Таких сотрудников в ТПУ по данным на март 2014 г. — 31 человек.

В.: Патент — это изобретение, свидетельство высокого уровня как самого исследования, так и творческого потенциала автора, но сумма выплаты 5?000 руб. просто смешная. Это приведет к тому, что авторы будут заявлять патенты на своё имя, а не университета.

О.: Каждый патент должен не только удостоверять исключительное право и приоритет ТПУ, но и обеспечивать получение доходов от коммерциализации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. Поощрение только заявок приводит к валу «пустых» патентов и соответственно к росту необоснованных расходов университета, связанных с выплатами пошлин за регистрацию патентов и годовых пошлин за поддержание патентов в силе.

В.: Предложение: «Год за границей» распространить на доцентов, которые выполняют эффективный контракт по нормативам профессора.

О.: В новой редакции системы эффективного контракта обязательно будут введены дополнительные механизмы поощрения доцентов, длительное время получающих двойной оклад (выполняющих эффективный контракт), а также ассистентов, преподавателей и старших преподавателей, перевыполняющих минимальный базовый набор критериев.

В.: Как быть с показателями, которые невозможно выполнить по организационным причинам? Например, мой уровень квалификации и владения английским языком позволяют осуществлять научное руководство написанием ВКР иностранным студентом, но на кафедре их нет?

О.: Активно работать над тем, что бы они были, в том числе учитывать наличие проблемы во время очередных выборов заведующего кафедрой.

В.: Предложение: Сделать заполнение индивидуального плана в электронном виде, хотя бы «учебную работу».

О.: В настоящее время управление по информатизации разрабатывает ИПК «Эффективный контракт». Тестовая версия ИПК будет размещена в личных кабинетах сотрудников в мае 2014 года.