Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Свой «пост МЧС» появился в Томском политехе

Первый в России вузовский единый Ситуационный центр безопасности открылся сегодня в Томском политехническом университете. Он станет своего рода вузовским штабом МЧС. Центр объединяет и координирует все службы безопасности и жизнедеятельности университета.

Новая структура ТПУ — Дежурная диспетчерская служба — объединит пожарную, охранную системы и систему контроля доступа в общежития в едином центре. Создание такой службы даст возможность прогнозировать и предотвращать возникающие угрозы жизнедеятельности университета, а также противодействовать несанкционированным действиям, аварийным или пожарным ситуациям.

На оборудование новой службы затрачено около 2 млн рублей, а всего на обеспечение безопасности только в 2013 году вуз направил 14 млн рублей.

«На мониторы, которые представлены перед вами, выведено более 160 камер видеонаблюдения, а также порядка 3,5 тысяч сигналов из систем пожарной безопасности. Охвачено порядка 3 тысяч помещений Томского политехнического университета», — отрапортовал проректор по режиму и безопасности ТПУ Олег Фарков.

Начальник отдела безопасности ТПУ Валерий Пшонко показывает, как работает дежурная диспетчерская служба. Главное место службы — центр управления — комната, завешанная мониторами. Там круглосуточно работают дежурные диспетчеры, которые следят за происходящим на камерах. На плазменные телевизоры перед ними выводится картинка со 164 видеокамерами, которыми оборудованы корпуса и общежития университета. Сюда же стекается вся информация с контролирующих пультов корпусов и общежитий.

«При необходимости оператор может вывести на экран камеру видеонаблюдения из любого корпуса или общежития, увеличивать картинку, — рассказывает Валерий Пшонко. — Все здания ТПУ оснащены пожарно-охранной сигнализацией. В случае ее срабатывания картинка из этого места выводится оперативно на монитор, и если есть ЧС, то диспетчер оперативно вызывает необходимую для ее устранения службу».

Олег Фарков, проректор по режиму и безопасности отметил, что дежурная служба решает несколько важных задач. Главным образом, конечно, она позволяет собрать информацию о происшествии — выявлении правонарушений или предпосылок к чрезвычайным ситуациям, чтобы принять управленческое решение. С помощью видеонаблюдения дежурные центра безопасности могут в режиме реального времени проводить мониторинг оперативной обстановки в вузе, в том числе во время проведения массовых мероприятий. В случае возникновения нештатных ситуаций они имеют возможность оперативно их решать. Для этого единая диспетчерская служба ТПУ взаимодействует с дежурными службами практически всех ведомств — правоохранительных органов, пожарной охраны, а также администрации города и районов Томска.

«Если брать в масштабе страны это наше местное МЧС, — говорит экс-проректор по режиму безопасности ТПУ, автор создания дежурной службы Иван Соловьев. — Это не просто монтаж систем видеонаблюдения по корпусам, а система, которая реагирует на любую угрозу. В случае возникновения пожарной ситуации, срабатывания охранной сигнализации операционная система позволяет переключить систему видеонаблюдения крупным планом на то место, где произошло «возмущение». Это позволяет быстро реагировать на любую ЧС. Создание единой диспетчерской службы позволяет исключить передаточные звенья. Раньше, когда все системы наблюдения выводились вахтеру общежития или корпуса, в случае срабатывания датчика вахтеру нужно было пойти и посмотреть, что там случилось, и только потом он мог принять меры. Сейчас диспетчеры наблюдают за безопасностью вуза в режиме реального времени, уменьшая тем самым скорость реагирования на все возникающие угрозы».

Иван Соловьев отметил, что политехники использую интеллектуальную систему обработки информации. В случае срабатывания датчика на любую угрозу диспетчер службы может приблизить камеру в нужном месте и оперативно отреагировать. В случае возгорания, например, вызвать пожарную охрану, в случае незаконного проникновения — полицию. При этом система ориентирована более широко — не только обеспечение безопасности, но и на аварийные ситуации.

«Единая диспетчерская служба занимается не только обеспечением безопасности, но и жизнедеятельности систем вуза. С помощью нее можно отслеживать все нештатные ситуации: аварии отопления, электропроводки и т.д. В случае аварийного срабатывания датчиков систем электро- или теплоснабжения диспетчеры службы вызывают нужные ремонтно-аварийные бригады. Диспетчер может поднять, опустить температуру в помещениях, обесточить их в случае необходимости. Сейчас так работает 4 корпус, затем будет включена вся инфраструктура вуза», — отметил Иван Соловьев.

Все эксперты уверены, что такой диспетчерский центр гораздо эффективнее, чем системы охраны на местах. «В связи с тем, что наш университет вошел в топ-15 ведущих вузов страны, ректор Петр Савельевич уделяет огромное внимание обеспечению безопасности, поэтому мы используем все новейшие технологии, которые только есть», — сказал начальник отдела безопасности ТПУ Валерий Пшонко.

Политехники намерены использовать в работе центра и собственные разработки в области безопасности. Многие из них будут адаптированы из уже имеющихся в ТПУ изобретений для ядерной безопасности. А это не дает шансов сомневаться в их надежности.