Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Не прошло и века

Борис Петрович Вейнберг – выдающийся российский ученый-физик, родился в Петербурге в мае 1871 года, в семье известного русского поэта и переводчика, впоследствии почетного академика Петра Исаевича Вейнберга.

18 марта 1907 года Б.П. Вейнберг после защиты диссертации «О внутреннем трении льда» был удостоен степени доктора физики и в был избран профессором кафедры физики Харьковского технологического института. В это время ему поступает предложение занять вакантную должность в Томском технологическом институте. Вейнберг, давно мечтавший исследовать неизученные необъятные просторы Азиатской части России, не задумываясь, отказывается от кафедры в Харькове и переезжает в Томск, где становится ординарным профессором кафедры общей физики ТТИ, одновременно преподает физику в Томском университете.

В Томском технологическом институте Борис Петрович работал с 1909 по 1924 год, в 1910 г. создал первый в Сибири (второй в России) аэрокружок, члены которого построили первые летательные аппараты и занимались их запуском. В Музейном комплексе ТПУ сохранились фотографии, на одной из которых Б.П. Вейнберг вместе с кружковцами запускает воздушного змея, а на другой – приобретенный в 1913 году аэроплан «Блерио», на котором совершались пробные полеты над Томском.

Под руководством бывшего члена аэрокружка Г.В. Трапезникова преподаватели и студенты сконструировали и построили первый в Сибири самолет. В Томске Вейнберг также осуществлял астрономические наблюдения – в 1910 г. организовал наблюдение кометы Галлея в связи с предполагаемым прохождением Земли через ее хвост, что позднее отразил в «Отчете о наблюдениях».

В 1911 году Борис Петрович создал при кафедре физики ТТИ метеорологическую станцию, провел многочисленные исследования ледников Сибири и Средней Азии. Б.П. Вейнберг заложил основы новой науки – гелиотехники, изучал движение арктических льдов с использованием изобретенного им электрического термобура, и физико-механические свойства льда, занимался вопросами загрязнения окружающей среды, искал рациональные способы использования природных богатств Сибири.

После революции и гражданской войны Б.П. Вейнберг не остался в стороне от научной жизни Томска. Он принимал деятельное участие в созыве и работе первого метеорологического съезда в Сибири, в создании института Изучения Сибири, где занимал должность директора, и в 1923 году воссоздал при кафедре физики Томского Технологического института первое в Сибири научно-исследовательское учреждение – институт прикладной физики. Директором этого института, преобразованного в последующие годы в Сибирский физико-технический институт (СФТИ), стал сам Б.П. Вейнберг. Также он являлся одним из учредителей и директором Сибирских высших женских курсов. Мировую известность Б.П. Вейнбергу принесло создание экспериментальной действующей электрической дороги на магнитной подушке, опередившее на полвека исследования ученых США и Японии в этом направлении. «Безвоздушная дорога» создавалась Б.П. Вейнбергом на кафедре физики Томского технологического института (ныне ТПУ). Всть об этом открытии облетела весь мир, и в далекий Томск хлынули делегации учёных из многих стран. В 1914 г. группа кинематографистов из США специально посетила физический корпус Томского технологического института и сняла фильм «Сибирское чудо» о профессоре Б.П. Вейнберге и его феноменальном безрельсовом поезде.

В 1911 году на базе лаборатории ТТИ Б.П. Вейнбергом совместно со студентом Александром Николаевичем Добровидовым была создана экспериментальная установка электрической дороги на магнитной подушке. В практических испытаниях, как отмечал ученый, сигарообразный вагон достиг скорости движения в 6 км/ч, затем Вейнберг произвел расчеты, которые теоретически обосновали возможность достижения скорости в 800 км/ч. Для окончательной проверки практической осуществимости проекта требовалась постройка пробной линии «подвесного электромагнитного пути» в 2–3 десятка километров, стоимость которой была рассчитана Вейнбергом, и составляла десяток миллионов рублей. Но Первая мировая война перечеркнула все планы. Вейнберга отправили в Америку закупать артиллерийское вооружение, а медную трубу сдали на нужды армии.

В 1924 году Б.П. Вейнберга пригласили в Петербург, где он был назначен директором Главной геофизической обсерватории и продолжил свои научные изыскания. С 1927 года был организатором и руководителем работ по гелиотехнике в Ленинграде (солнечные паровые котлы, опреснители и др.). Совместно с сыном Всеволодом (впоследствии профессор, доктор наук, лауреат Государственной премии) создали один из лучших проектов солнечного двигателя.

Как крупнейший в мире специалист по льду, Б.П. Вейнберг до последних дней своей жизни консультировал строителей ледовой «Дороги жизни» по Ладожскому озеру, спасшей десятки тысяч людей во время блокады Ленинграда в Великую Отечественную войну. Скончался Борис Петрович в блокадном Ленинграде в 1942 году.

Татьяна РОДИОНОВА,
Анастасия ПЕТУХОВА