Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

ДАЕШЬ СТУДЕНТОВ ИЗ АФРИКИ!

Странная у людей психология. Если кто-то едет в теплые страны, все думают, что он едет туда развлекаться. А на самом деле ректор и проректоры ТПУ поехали на Кипр не загорать, а работать - проводить очередной семинар по развитию вузов и совершенствованию содержания высшего профессионального образования в рыночных социально-экономических условиях. Об этой поездке, о Кипре и связанных с ним перспективах университета нам рассказали проректор по учебной работе ТПУ Александр Иванович Чучалин и заместитель проректора Владимир Николаевич Чудинов.

- Томский политехнический университет всегда отличался тем. что отслеживал изменения в окружающей среде и своевременно реагировал на них. Тоже происходит и сейчас. На дворе - рынок И вузы становятся объектами рыночных отношений. Это далеко не тоже самое, что было раньше. Надо выживать самому в этих условиях и не просто выживать, а изменять содержание своих образовательных программ, которые должны теперь соответствовать рынку интеллектуального труда. ТПУ и на данном этапе проявил активную позицию. Мы разработали ряд ноу-хау, которые позволяют существовать в современных рыночных условиях. Речь идет о разработке и реализации комплексной программы развития университета. Основу этой программы, ее скелет мы предлагаем сейчас другим вузам.

Образовательный стандарт вуза - это тоже изобретение Томского политехнического университета. В 1994 году впервые в России приняты образовательные стандарты, где изложены минимальные требования к тому, что из себя должен представлять специалист, бакалавр. Так вот ТПУ впервые выдвинул такую идею - сейчас этот государственный образовательный стандарт необходим, но недостаточен для работы вуза на рынке. Каждый вуз, по нашему мнению, должен иметь свой образовательный стандарт, в котором развертывается полноцветие отличительных особенностей вуза; чем отличается выпускник нашего университета от выпускника любого другого по той же специальности. Это и региональная составляющая, и связи с теми промышленными предприятиями, для которых мы готовим специалистов, и особенности рынка образовательных услуг, традиции вуза, научные школы и т.д. Мы создали свой стандарт, где в каждой учебной дисциплине находят отражение особенности подготовки в Томском политехническом университете. Ну, например, физико-техники готовятся и у нас и на Урале, но там нет ядерного реактора, а у нас есть. У нас есть циклотроны, бетатроны, вся лабораторная база, дающая уникальное содержание для образования, которого нет в других вузах. И также точно по другим специальностям. По сути дела, этот образовательный стандарт - визитная карточка ТПУ. Еще одна составляющая наших ноу-хау -то, что мы научились проводить самоаттестацию, самоаккредитацию своих образовательных программ с тем, чтобы постоянно быть в движении, чтобы не было застоя. Мы каждый год определяем рейтинг образовательных программ по направлениям и специальностям, рейтинг факультетов, кафедр, в соответствии со всякими методиками, нами же разработанными.

Аккредитация связана с деньгами, с финансированием?

Если начать с терминологии, в слове «аккредитация» - корень «кредит» - доверие. Сама процедура аккредитации - это как бы выдача кредита доверия, признание высокого уровня. Есть еще слово «аттестация», где корень – «тест», что значит «испытание». То есть программа проходит испытание, а потом получает кредит доверия. Или не получает.

Этот комплекс ноу-хау был оценен. Когда накануне нашего столетия приехала к нам комиссия для проведения государственной аттестации и увидела заключение о самообследовании нашего вуза, они сказали: \"У вас все настолько системно представлено, что мы бы хотели заказать вам разработку методических инвариантных материалов\" Мы выполнили их заказ. Государственная инспекция по аттестации вузов при Министерстве образования и Центр Росвузаттестации предложили ТПУ провести серию семинаров с руководящим составом вузов, чтобы передать этот опыт. Первый такой семинар прошел в 1996 году в Красноярске, на юбилее Красноярского технического университета, затем в Новосибирске, а в 1997 году в Барнауле и Ярославле. Практика организации такого рода семинаров подсказала нам необходимость выхода на международную арену. И в апреле появляется Кипр. Приглашать участников в Сибирь - это достаточно хлопотное и не всегда успешное депо, хотя у нас уже давно налажены связи с университетами Великобритании, Франции, Германии, США. Кипр - это своего рода компромисс, это срединная площадка, куда нам легко приехать и куда легко приехать нашим зарубежным коллегам.

Кто были участниками семинара?

В этом семинаре участвовало 23 представителя российских и около 10 зарубежных. А также представители банков, аудиторских фирм, а для системы образования они сегодня совершенно необходимы. Кипр удобен еще и потому, что там безвизовый въезд, то есть возможность ездить туда без проблем много раз. Один раз приехать - это значит ничего не сделать. Сегодня разовые такого рода кампании эффекта не приносят. У нас сформирована задача - интеграция в мировое образовательное сообщество, образовательное пространство. Как капля камень точит, так и мы должны нарабатывать опыт интеграции в международное сообщество постоянно.

Октябрьский семинар был более продуктивен в смысле интеграции?

Безусловно, на Кипре ортодоксальная религия, византийская, православная Наверное поэтому они относятся к русским не так, как другие страны. Попробуйте добиться такого расположения где-нибудь в Италии, Германии, США. Там совершенно другая психология. То ли это следствие близости религиозной, то ли чего-то другого, но киприоты сейчас вомногом рассматривают Россию гарантом своего существования.

Так вот, эти семинары - это не просто лекции, это целый комплекс идей. Руководитель вуза просто заряжается ими, приезжает к себе и может сразу же приступить к их реализации. Поэтому все семинары \"на ура\" и проходят. Не случайно после их проведения рейтинг нашего вуза вырос. К нам бы никто никогда не поехал учиться, если бы мы не занимали такие позиции в различных рейтингах. Есть официальные рейтинги Министерства профессионального образования. Мы занимаем в нем третье место - после Москвы и Санкт-Петербурга - несмотря на то, что являемся периферийным вузом. Есть неофициальные рейтинги, как, например, рейтинг Ассоциации технических университетов, объединяющей сейчас 98 вузов России. В 1996 году мы заняли в нем 5 место - опять же сразу после ведущих вузов Москвы и Санкт-Петербурга, а по рейтингу Ассоциации инженерного образования мы занимаем первое место в стране. Рейтинги различаются по системе подведения итогов. Где-то большее внимание уделяется науке, где-то материальной базе, где-то - динамике образования.

Ваши сегодняшние проблемы?

Международное сотрудничество. Чтобы нам обеспечить качественный прорыв в международное сообщество, мы наметили определенную стратегию. Во-первых, будем развивать дистанционное образование, разработаем учебно-методический комплекс на английском языке, подготовим преподавателей, создадим свое представительство, учебно-методический центр дистанционного обучения на Кипре. Туда мы будем приглашать зарубежных студентов, чтобы они нам потом помогали привлекать студентов из Африки и стран Средиземноморья. Это все об экспорт нашего образования. Но, мы будем и импортировать образование в социально-экомической области. Уже заключен договор, согласно которому 40 наших студентов будут обучаться по методическим материалам Кипрского института маркетинга, дипломы которого признаются ведущими университетами мира. Наш студент параллельно своей образовательной программе будет в течение трех лет обучаться по программе этого института - на английском языке. Это первый опыт ТПУ, когда студент получит диплом зарубежного вуза. В мае планируется провести выставку на Кипре, представить высшую школу Сибири и Дальнего Востока. Это поможет нам пробудить к себе интерес западных партнеров, привлечет свежий ветер во все наши отношения. И деньги, конечна Главное - выйти на этот рынок. Организаторам этой будущей выставки мы поставили условие - мы готовы привезти свои разработки только в том случае, если на эту выставку приедут менеджеры в области бизнеса образования, иначе это будет холостой выстрел. К этой выставке мы собираемся приурочить очередной семинар, в котором будут принимать участие также директора региональных центров информатизации.

Да, это сильно. Представительство на Кипре, студенты из Африки, международная дружба. Глядишь, через пару лет Томский политехнический станет знаменитее Кембриджа, престижнее Гарварда. И каждое независтливое, открытое сердце просто обязано поддержать великий прорыв ТПУ в мировое образовательное пространство. О\'кей, знание - сила!

Ю.Полуэктова