Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Как стать «преподавателем года» в глазах студентов?

Конкурс «Лучший преподаватель глазами студентов» — одна из многолетних традиций ТПУ. Ежегодно политехники выбирают «самого-самого» в ходе анонимного опроса.

Конкурс «Лучший преподаватель глазами студентов» — одна из многолетних традиций ТПУ. Ежегодно политехники выбирают «самого-самого» в ходе анонимного опроса. При этом предлагается оценить не только профессиональные, но и личные качества преподавателя, который произвел наибольшее впечатление, запомнился как яркая личность и талантливый педагог. В этом году по итогам опроса были определены 57 победителей из девяти школ ТПУ. Безусловным лидером по количеству победителей (27 человек) стала Школа базовой инженерной подготовки. Корреспондент газеты «За кадры» спросила у трех преподавателей — победителей конкурса, в чем секрет их успеха. Ведь не просто же так студенты назвали их лучшими.

Юрий Петрович Шаркеев, профессор ИШФВП, доктор физико-математических наук. Преподает общую физику студентам первого и второго года обучения, а также «основы физического материаловедения».

Когда мечта сбывается

У Юрия Шаркеева есть хобби?— коллекционирование декоративных обувных ложек со всех уголков мира, от Европы до Китая. Но главное его увлечение?— преподавание. «Работа со студентами — это мое основное хобби, поэтому мне легко и интересно, — признается профессор. — Я преподаю с 1976 года, с тех пор как окончил аспирантуру физического факультета ТГУ и устроился ассистентом на кафедру физики ТГАСУ. Если у меня в какой-то год нет студенческого потока, я чувствую себя не в своей тарелке».

Юлия Александровна Лесина, доцент Научно-образовательного центра Н.М. Кижнера Инженерной школы новых производственных технологий, кандидат химических наук. Ведет курсы по направлениям «Химическая технология» и «Биотехнология» у студентов четвертого курса и магистрантов.

Похожая история у Юлии Лесиной: «Окончив в 1996 году обучение по инженерной специальности «биотехнология» в ТПУ, я рассматривала как вариант работу на заводе. Однако выбрала другой путь. Со второго курса я занималась наукой, и в конце обучения у меня вышла статья в серьезном научном журнале. Научные руководители порекомендовали мне пойти в аспирантуру. Вот тогда я начала преподавать, и меня это увлекло», — рассказывает Юлия Александровна.

Ольга Имас была аспирантом ИФПМ СО РАН, но смогла исполнить мечту детства и стать преподавателем только через десять лет, после окончания ТГУ по специальности «физика». «У меня просто не было других вариантов. После окончания вуза не особо приходилось выбирать: кто что найдет, тому и рады. Я работала в исследовательском институте — никаких студентов, только занятие наукой. Когда пришла в ТПУ, была безумно рада, что наконец-то стала преподавателем», — говорит Ольга Николаевна. Тяга к преподавательской деятельности — корнями из детства: родители Ольги Имас?— преподаватели физики и математики — часто брали ее с собой на занятия.

Есть контакт!

У героев нашего материала богатый преподавательский опыт. Они могут поделиться тем, как найти подход к каждому студенту и преподносить сложный материал интересно. Все трое сходятся во мнении, что к студентам надо относиться как ко взрослым людям. Они пришли получать знания, а преподаватель должен им их передать. Нужно быть со студентами на связи, стараться помочь, общаться с ними и вне занятий. Бывает, что контакт теряется?— студенты спрашивают, зачем они здесь, и перестают ходить на занятия или работают ради оценки. Юлия Лесина преподает студентам старших курсов дисциплины, которые являются основой их будущей специальности. По ее наблюдениям, чаще подобное охлаждение к учебе бывает на первых курсах. Позже, познакомившись на летних практиках с работой технолога на фармацевтическом предприятии, студенты, наоборот, стремятся во всем разобраться и ничего не упустить. Ольга Имас считает, что студент должен быть ответственным сам за себя, нельзя заставлять человека учиться, если ему это не нравится. Лучше порекомендовать выбрать более интересное дело, которое придется по душе. Юрий Шаркеев подчеркивает ответственность студентов не только перед самими собой, но и перед будущими детьми, которые при обучении в школе будут просить помочь им по физике. Все преподаватели говорят и о роли электронного обучения, которое позволяет находить новые подходы к организации занятий. Правда, есть и некоторые неудобства. «У меня поток 80 человек, и иногда обрывался интернет у обеих сторон. Когда они все включали микрофоны, получался жуткий шум, — рассказывает Ольга Имас. — Сложно, когда не видишь реакцию студентов. В аудитории ее не скрыть». Юрий Шаркеев говорит, что живое общение добавляет энергии как ему, так и студентам. У Юлии Лесиной нет боязни «черного экрана», да и многие студенты включают камеры. Она отмечает: «Плюс онлайн-обучения в том, что студенты могут учиться, не находясь в Томске. Или параллельно работать, но по-прежнему оставаться в контакте».

Тонкий подход

В преподавательской практике часто происходят интересные случаи. Одной такой историей поделилась Ольга Имас: «Очень похоже на анекдот: “Сам уже понял. А они не понимают!”. Решаем как-то сложную задачу, которая включает в себя знания двух семестров. Долго решаем. Обсуждает группа, я помогаю. Вдруг кто-то один поднимает голову и восклицает «О!», после чего начинается лавинообразный поток восклицаний: “Вот же решение!”. Это очень забавно, мне нравятся такие моменты, когда всем интересно». И, конечно, у каждого преподавателя есть свои правила. Юрий Шаркеев старается усложнять задания постепенно, не давать в начале задачи, которые не может сам решить за минуту. Нельзя обойтись и без примеров из жизни: «Когда я говорю студентам первого курса, что они ежедневно, прямо с утра, постоянно проводят физические измерения, это их очень удивляет. Действительно, утром проснулись, посмотрели на термометр, узнали температуру, поинтересовались, а какое сегодня атмосферное давление. Следом пошли варить кашу — отмерили нужное количество воды. Позже поехали на автомобиле или автобусе в университет — посмотрели на спидометр, определили мгновенную скорость. Физика нас окружает». Юлия Лесина дала совет начинающими преподавателями: «Надо не только делиться накопленным опытом, но и постоянно развиваться самому. Обязательно совершенствуйте свои педагогические знания. Программы повышения квалификации ТПУ этому способствуют. Особенно если нет педагогического образования, а только инженерное. У нас обучаются и повышают квалификацию студенты разных возрастов, уровней образования. У юных бакалавров эффективнее работают одни педагогические технологии, а у магистров, тем более работающих специалистов предприятий — другие». Главное — уделять время студентам: не дистанцироваться, отвечать на вопросы, участвовать в переписке и мотивировать. Тогда взаимопонимание с поколением юных инженеров обеспечено.

Подготовила Ирена Дубовицкая