Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Новая. Передовая. Инженерная

Передовая инженерная школа для университета — это и приоритетное направление, и фронтир.

Передовая инженерная школа для университета — это и приоритетное направление, и фронтир. Для развития ПИШ у нас есть очень сильные партнеры, поддержка государства, желание двигаться вперед и понимание, как действовать.

И. о. ректора ТПУ Дмитрий Седнев

Амбициозную и важную в масштабах страны задачу предстоит решать ТПУ в ближайшие восемь лет. Университет вошел в число вузов-победителей конкурсного отбора федеральной программы «Передовые инженерные школы» (ПИШ). В рамках проекта в стране будет создано 30 передовых школ. Совместно с ведущими отечественными предприятиями они будут заниматься подготовкой квалифицированных кадров для высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора экономики страны, а также создавать новые виды высокотехнологичной продукции. Тема ПИШ Томского политеха — «Интеллектуальные энергетические системы».

Кадры и решения

Проект «Передовые инженерные школы» входит в 42 стратегические инициативы Правительства РФ. В ходе его реализации к 2024 году планируется запуск более 500 новых программ опережающей подготовки инженерных кадров, разработанных совместно с высокотехнологичными компаниями. Более 2500 выпускников ПИШ будут трудоустроены в высокотехнологичные компании и на предприятия России. Передовая инженерная школа «Интеллектуальные энергетические системы» Томского политеха сформирована как структурное подразделение внутри университета. Ее руководителем стал специальный представитель ГК «Росатом» по международным и научно-техническим проектам Вячеслав Першуков. Главное направление работы ПИШ Томского политеха?— подготовка инженеров и RnD-проектов для топливно-энергетического комплекса. ПИШ ориентирована, в частности, на знаковый для страны проект «Прорыв» госкорпорации «Росатом». Она будет готовить как кадры для его реализации, так и технологические решения. Например, разрабатывать и внедрять цифровые решения для замыкания ядерно-топливного цикла, включая вывод из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Помимо «Росатома», ключевыми партнерами школы также выступают ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Россети».

Энергетика в фокусе

«Зачастую партнерам из разных сфер тяжело собраться на одной площадке и начать диалог. Отличительной особенностью ПИШ ТПУ является ее кросс-отраслевая направленность. Нам удалось выстроить взаимодействие между представителями атомной, нефтегазовой и энергетической отраслей. И они вместе вырабатывают профиль общих компетенций для энергетика, которого хотели бы видеть у себя в компаниях. Что еще более важно, это открытый разговор об общих инженерных решениях, касающихся цифровой сферы, роботизации, выстраивания безлюдных производств», — отмечает и. о. ректора ТПУ Дмитрий Седнев. ПИШ будет готовить инженеров преимущественно в формате магистратуры. В рамках проекта появятся четыре магистерские программы, также разрабатывается пакет дополнительных образовательных программ. Все они проектируются таким образом, чтобы студенты участвовали в реальных инженерных проектах в интересах индустриальных партнеров. Программы будут строиться на коротких и интенсивных модулях, преподавать их смогут действующие специалисты из высокотехнологичных компаний.

В рамках реализации проекта ТПУ плотно сотрудничает с томскими вузами-партнерами, которые также прошли конкурсный отбор на создание передовых инженерных школ, — ТГУ и ТУСУРом. Кроме того, предполагается совместное выстраивание взаимодействия с системой среднего образования. «Для нас это крайне важный вопрос — подготовка качественных кадров начиная со школы. Это необходимо для того, чтобы ребята, приходя в университет, могли достичь того высокого уровня, который нам диктуют текущая ситуация и фокус на технологическую независимость нашего государства. Поэтому мы уже сейчас транслируем лучшие практики и активно вовлекаем ребят из старших классов школ Томска и других регионов, в том числе через проект ТПУ «Опорная школа». И мы видим, что успех при поступлении и обучении в университете у таких абитуриентов, таких студентов значительно выше.Мы видим важным приоритетом создание центра в Томской области, который будет заниматься и со студентами, и со школьниками»,?— отмечает Дмитрий Седнев. Еще одна задача передовой инженерной школы — передача лучших практик и моделей университетам-партнерами, в том числе не прошедшим конкурсный отбор. «Это будет тем самым отчуждаемым результатом в научно-образовательной сфере, который можно будет инсталлировать, чтобы сделать инженерную подготовку действительно широкомасштабной и качественной в рамках всей страны. ТПУ здесь может выступить в роли своеобразного тьютора. Уверен, что выстраивание сети кооперации с университетами, которые не прошли конкурсный отбор, но имеют определенные точки роста, на которые можно опираться, станет важным фактором по формированию и пониманию того, как мы меняем весь образовательный, научно-образовательный и инженерный ландшафт нашей страны»,?— подчеркнул Дмитрий Сенднев.