Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Vivant professores!

В ТПУ выбрали лучших

Обладатели званий лучшего профессора, доцента и преподавателя вуза по итогам 2020 года поделились с нами своими ощущениями от победы, а также рассказали, зачем, по их мнению, такие конкурсы нужны в вузах и какова роль коллектива в их победах

Когда твой учитель — один из самых «крутых»

Елена Ивашкина, профессор отделения химической инженерии, доктор технических наук, победитель конкурса в номинации «Лучший профессор ТПУ»

— Мне, безусловно, приятно стать «Профессором года». Это, наверное, самая престижная награда, которую можно получить в родном вузе. В 2013 году я становилось победителем конкурса «Доцент года» и «Ученый года», еще раньше была «Ассистентом года». И вот, наконец, в этом году вершина айсберга достигнута.

Для меня важна такая оценка коллег, потому что, во-первых, она означает, что результаты моего труда заметны и полезны для университета. А во-вторых, эта оценка нужна моим ученикам. Мне кажется, важно осознавать, что твой учитель — один из самых «крутых» в университете. Я бы гордилась тем, что работаю бок о бок с «Профессором года».

— Насколько важен коллектив, в котором формируется современный университетский преподаватель? Что такое современный профессор технического вуза, какими качествами он должен обладать?

— Я уже не раз отвечала на этот вопрос. Мое мнение не изменилось. Эта победа — заслуга нашего замечательного коллектива. Я всем очень благодарна за полную отдачу в работе, понимание, сплоченность. Университетская среда — это среда для творчества, молодежная среда, в ней много позитива. Есть, конечно, проблемы. И иногда кажется, что их не преодолеть. Но когда все мы выступаем единым фронтом, то всегда добиваемся цели. Стать «Профессором года» — не самоцель для меня лично. Гораздо большее значение имеет то, чтобы в университете знали нашу сильную научную школу и молодые талантливые ребята имели желание к нам примкнуть.

А современный профессор — это такой же профессор, как и 40, и 50 лет назад. Это прежде всего научный идеолог. Профессор в университете должен оставаться ПРОФЕССОРОМ. Настоящий профессор с большой буквы мыслит стратегически.

Мне сегодня приходится решать много рутинных задач, касающихся управления коллективом, финансирования, управления проектами и т. д. А на самое интересное и дорогое сердцу — научную работу — к сожалению, остается не так много времени. И это неправильно, так не должно быть. Можно быть профессором по должности, по званию и по сути. Так вот я только учусь быть профессором в качестве последнего. Этому способствует тесное общение с моими коллегами — профессорами Э.Д. Иванчиной, В.И. Верещагиным, Е.И. Коротковой, Е.А. Краснокутской и др. Я им за это очень благодарна!

Комплексный анализ и критическая самооценка

Дмитрий Глушков, доцент Исследовательской школы физики высоко-энергетических процессов, кандидат физико-математических наук, победитель в номинации «Лучший доцент ТПУ»

— В 2012 году, когда я был ассистентом кафедры автоматизации теплоэнергетических процессов ЭНИНа, конкурсная комиссия уже утверждала мою кандидатуру в качестве одного из пяти победителей конкурса «Преподаватель года». Тогда это звание, несомненно, послужило импульсом для развития не только научного направления в профессиональной деятельности, но и образовательного. Несмотря на структурные изменения, произошедшие в университете, наш коллектив (бывшая кафедра АТП ЭНИНа) сохранил свою целостность и единство и прирос молодыми кадрами. Это позволяет нам воплощать самые разные идеи на практике при реализации образовательных и научных проектов. Поэтому звание «Доцент года» лично для меня является значимой наградой — оно характеризует не только результат слаженной работы на высоком уровне целого коллектива, но и преемственность поколений.

— Нужны ли такие конкурсы?

— Без сомнений, они должны проводиться на регулярной основе. Во-первых, каждый конкурсант проделывает достаточно большой объем трудоемкой, но очень полезной работы. Комплексный анализ персональных достижений позволяет сформировать общее представление о личном вкладе в развитие структурного подразделения и всего университета. Критическая самооценка способствует выявлению слабых сторон и дальнейшему их совершенствованию.

Во-вторых, победители, пройдя отбор авторитетной конкурсной комиссии, становятся своего рода ориентирами для своих коллег в развитии профессиональных компетенций.

В-третьих, признание личных достижений является импульсом для формирования новых задач более высокого уровня и ширины охвата.

— Насколько важен коллектив, в котором формируется современный университетский преподаватель, доцент, профессор?

— Именно коллектив является неким фундаментом для достижения результатов высокого уровня.

В сплоченном и профессиональном коллективе каждый член — это индивидуальная личность. Инфраструктура, студенты, аспиранты и возможности реализации идей посредством образовательных и научных проектов имеют определяющую роль в формировании личности университетского профессора, доцента, преподавателя.

Стимул развиваться и трансляция успешного опыта

Сергей Лавриненко, доцент Научно-образовательного центра И.Н. Бутакова, кандидат педагогических наук, победитель в номинации «Лучший преподаватель ТПУ». (В 2020 году — старший преподаватель Инженерной школы энергетики)

— Получение этого звания — для меня большая честь, свидетельствующая о том, что я эффективно справляюсь со своими должностными обязанностями. Однако это еще и большая ответственность, поскольку теперь я должен и дальше стараться соответствовать высокой оценке. С моей точки зрения, подобные конкурсы, несомненно, нужны. Они стимулируют развиваться, а также позволяют транслировать успешный опыт работы внутри вуза.

Что касается коллектива… Многие задачи просто не могут быть решены без содействия коллег. Я бы не победил в конкурсе без помощи в решении важных вопросов со стороны руководства ИШЭ в лице директора А.С. Матвеева, заместителя директора по развитию В.Е. Губина, руководителя НОЦ И.Н. Бутакова А.С. Заворина, руководителя ООП А.М. Антоновой и, конечно, моих коллег, с которыми мы вместе работаем каждый день.

Конкурс был инициирован Профессорским собранием ТПУ. Среди критериев, предъявляемых к конкурсантам, были, например, такие:

  • внедрение и использование в работе интерактивных методов обучения;
  • работа по модернизации учебных дисциплин;
  • руководство основными образовательными
  • программами;
  • разработка новых учебно-методических пособий,
  • в том числе на английском языке;
  • ведение занятий для иностранных студентов;
  • руководство педагогической практикой магистрантов, аспирантов;
  • участие в программах развития университета, города, области;
  • участие в конкурсах, выставках по методической деятельности и т. д.