Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Политех в онлайн-режиме

Томский политехнический университет перешел на дистанционное обучение

С 17 марта студенты Томского политехнического университета всех уровней, форм и направлений подготовки перешли на дистанционный формат обучения. Им охвачено около 9 000 студентов и аспирантов очной формы, 3 000 заочников. Решение принято в соответствии с рекомендациями Министерства науки и высшего образования РФ в связи с неблагополучной ситуацией по новой коронавирусной инфекции. О «дистанционной» работе вуза — в материале корреспондентов газеты «За Кадры»

Обучение на дому

Делаем

Приказ с рекомендацией вузам перейти на дистанционный режим работы появился на сайте Министерства науки и высшего образования 14 марта, а уже 16 марта Томский политех начал тестирование системы организации учебного процесса на основе дистанционных технологий. На следующий день преподаватели и студенты встретились уже на онлайн-площадках. Все лекционные занятия, которые обычно проходят в аудиториях, перевели в режим вебинаров. С помощью различных онлайн-ресурсов вуз смог обеспечить одновременное проведение порядка 200 занятий, при обычной очной загруженности в 100–120 лекций в день.

Часть практических занятий Томского политеха обеспечены виртуальными тренажерами и VR-симуляторами, позволяющими работать на уникальном лабораторном оборудовании ТПУ. Другая часть реализована в виде домашних расчетных заданий, выдаваемых студентам, в том числе средствами онлайн-курсов, ответы на которые студент загружает в электронном виде для проверки преподавателем. Семинары же, требующие обязательной работы на реальном оборудовании, перенесены на более поздний срок, когда профилактика эпидемии закончится.

По словам проректора по цифровизации ТПУ Александра Фадеева, вуз был готов перейти на дистанционное обучение, поскольку имеет большой опыт работы в онлайн-режиме, полученный благодаря заочной форме обучения, а также при организации самостоятельной работы очных студентов. «Максимально у нас насчитывалось 9 000 заочников, и все они работали по дистанционным технологиям. Поэтому сейчас мы не видим никаких рисков, связанных с переходом на дистанционный формат для очной формы. Наша задача сегодня— обеспечить 100-процентное выполнение образовательных программ. Меняется только форма — с аудиторных занятий на дистанционные», — сказал Александр Фадеев.

При этом образовательный процесс построили таким образом, чтобы студент мог учиться с любых современных ПК и мобильных устройств (смартфонов, планшетов, ноутбуков и т. д.). Вся актуальная информация с инструкциями и памятками для студентов и преподавателей размещается в личных кабинетах на корпоративном портале и отправляется на электронную почту для дополнительного информирования. «Синхронный формат дистанционного обучения означает, что, если занятие стоит по расписанию в 08:30, значит, оно и пройдет в это время, но в режиме онлайн. Университет в полном объеме реализует образовательную программу», — отметил Александр Фадеев.

Слаженная работа технической службы университета при переходе на онлайн-обучение показала, что вуз в полной мере готов работать дистанционно. За первые сутки работы в дистанционном формате студенты Томского политеха выполнили на онлайн-курсах около 2 200 заданий и 2 800 тестов. Все технические системы работают без сбоев.

Резкий переход на дистанционный формат работы вызвал многочисленные вопросы у студентов и их родителей. Получить ответы на них можно было по телефону горячей линии и на официальных аккаунтах вуза в социальных сетях.

Держим "руку на пульсе"

Для оперативного устранения мелких недочетов и неудобств с первого дня работы в дистанционном формате обучения технические и информационные службы Томского политеха проводили опросы и тестирование студентов и преподавателей. «В первый же день работы на "удаленке"технические службы обеспечили трансляцию моей лекции по расписанию. Для меня все было как обычно — использование презентации и маркерной доски. Только студентов не было в аудитории. — говорит доцент отделения математики и информатики Школы базовой инженерной подготовки ТПУ Ольга Имас. Преподаватель признается, что дистанционное обучение помогает пересмотреть уже подготовленные занятия, переформатировать учебный материал, а также заставляет задуматься о перспективах и открывает новые возможности. К тому же, это шанс использовать весь накопленный опыт и учебно-методические разработки. «Университет помогает нам постоянно совершенствоваться, быть продвинутыми в плане новых информационных и коммуникационных технологий, — считает доцент отделения естественных наук ТПУ Елена Лисичко. — Не зазорно и у студентов поучиться каким-то приемам работы в новом формате». Для студентов же переход на дистанционное обучение оказался легким и удобным. Они восприняли сложившуюся ситуацию как способ максимально полезно структурировать свои время и знания. «Основной плюс в том, что ты в любом месте можешь присоединиться к занятию, прослушать его и почерпнуть необходимые знания. К тому же, онлайн-занятия помогают грамотно выстроить свое время и получать максимальную выгоду из занятий»,?— уверен студент Инженерной школы ядерных технологий ТПУ Андрей Гилёв. Комфорт в вопросе обучения оказался важен не только с точки зрения повседневной рутины (собраться, добраться до корпуса и пр.), но и с точки зрения преподнесения методического материала студентам. То, что преподаватель мог объяснить «на пальцах» в аудитории, теперь переработано под формат интернета, стало понятнее для поколения Z. «Преподаватели доступно преподносят весь учебный материал. Я не отвлекаюсь и не трачу время на дорогу до университета. Все необходимое находятся в моем гаджете. Скажу одно — это очень удобно и комфортно», — говорит студентка Инженерной школы неразрушающего контроля и безопасности ТПУ Анастасия Рекичинская.

Делимся лучшим

«Технических и образовательных мощностей Томского политеха хватит и для студентов других вузов», — уверен проректор по цифровизации ТПУ Александр Фадеев. Вуз запустил проект OCW-ТПУ (OpenCorseWare) с доступом к лучшим онлайн-курсам. Начали с восьми дисциплин: три из них — по математике, остальные — по физике, информатике, органической химии, теоретическим основам электротехники и теории бухгалтерского учета. «По запросу университет готов предоставить и другие онлайн-курсы, а также инструменты для проведения лабораторных работ в дистанционном режиме, — говорит Александр Фадеев. — Мы продолжаем делиться своим опытом и наработками в том числе и с томскими школами».

Опыт успешного перехода Томского политехнического на дистанционный формат обучения уже положительно оценили эксперты других вузов на вебинарах, организованных Аналитическим центром при правительстве РФ и Министерством науки и высшего образования РФ. Подготовила Елена Медведева