Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Студенты спешат на помощь

Как студенты ТПУ помогают друг другу «подтянуть» знания

В Томском политехе работает волонтерский проект «Скорая образовательная помощь». Его придумали сами студенты для того, чтобы ребята, хорошо разбирающиеся в определенных предметах, помогали другим «подтянуть» знания, подготовиться к контрольным и сессиям. В этом году такие дополнительные занятия проходят по химии, математике, физике, начертательной геометрии и инженерной графике. О том, какие это приносит результаты, политехники поделились с редакцией газеты «За кадры».

Акция «Скорая образовательная помощь» существует в вузе с 2015 года. Ее создали Профсоюзная организация студентов и аспирантов вместе с Комиссией по качеству образования ТПУ. С тех пор на бесплатные дополнительные занятия могут ходить студенты всех школ университета.

Обычно с просьбой о помощи к товарищам обращаются первокурсники — проект подразумевает общеобразовательные предметы, которых нет в программе на старших курсах.

«В обычные дни на одно занятие приходят около 10 человек, но перед сессиями, тестированием и контрольными точками число студентов вырастает до 30, а порой и до 60. В аудитории не хватает мест, но ребята все равно усердно учатся, — рассказывает руководитель проекта, студентка Инженерной школы новых производственных технологий Мария Гридина. — В этом семестре занятия проводятся в 15-м корпусе ТПУ. Здесь нам выделили большие кабинеты, в которых ребятам комфортно заниматься».

Время занятий заранее согласовывается, чтобы всем было удобно совмещать подготовку с основной учебой. Набор студентов и преподавателей проходит перед каждым семестром. Для того чтобы стать участником проекта, нужно лишь предварительно записаться в группе во «ВКонтакте» (vk.com/kkotpu) — «Комиссия по качеству образования ТПУ» — на интересующие предметы.

«Предметы мы всегда выбираем на основе онлайн-опросов — студенты сами «заказывают», что хотят подтянуть. Самая востребованная дисциплина — математика, сейчас у нас ее ведут сразу двое преподавателей», — говорит Мария.

Процесс

«Я увидела информацию о проекте в социальных сетях и решила попробовать — записалась на инженерную графику и физику. С уверенностью могу сказать, что сделала правильный выбор, — говорит первокурсница Инженерной школы неразрушающего контроля и безопасности Анель Ильясова. — Мне нравится, что здесь студенты объясняют студентам на “своем” языке. Это значительно отличается от манеры подачи материала обычного преподавателя. Доценты, профессора — люди с большим научным опытом — мыслят иначе, им кажется, что привычные для них термины ясны как 2 + 2, но это не так. Студенты это понимают, поэтому стараются донести до нас смысл максимально просто».

Как рассказывает Анель, у каждой группы проекта есть свой чат, в котором в преддверии очередного занятия преподаватели спрашивают, в чем бы студенты хотели разобраться. Ребята скидывают темы, конкретные задачи, а потом вместе разбирают их на встрече. «Как и многие ученики в 11 классе, я готовилась только по профильным предметам. В школе нам особо не преподавали химию, и на первом курсе я спотыкалась на элементарном. Очень переживала, первый рубежный контроль сдала всего на 3 балла, а потом услышала о «Скорой образовательной помощи» и сразу же записалась на химию. Там преподавала Азиза, которая оказалась очень отзывчивой: встретилась со мной лично и за один урок доступно и информативно донесла материал. После этого я ни разу не пропускала занятия. Результат ощутила сразу — стала проявлять себя на практиках, понимать преподавателей, а на втором рубежном контроле набрала 12 баллов!», — делится еще одна студентка.

Студенты-«преподаватели»

Атмосфера на занятиях располагает к взаимопониманию: все студенты общаются друг с другом на «ты», между ними нет дистанции, нет боязни показаться глупым и задать вопрос.

В основном преподавателями курса являются старшекурсники, но и будучи первокурсником можно попасть в преподавательский состав. У некоторых студентов была сильная школьная база, они уверенно себя чувствуют, стоя у доски. Например, студентка Инженерной школы ядерных технологий Айгуль Тогузбаева: «Я преподаю математику с сентября, с тех пор как сама только-только поступила в ТПУ. Увидела объявление и захотела попробовать себя в этом ремесле. Это дополнительная нагрузка, ведь приходится готовиться к занятиям, искать материал, заранее все прорешивать. И это, кстати, закрепляет наши знания — чаще всего мы обсуждаем актуальные темы, которые проходим по программе, — отмечает Айгуль. — Преподавать интересно, ведь можно объяснять с помощью сленга, предлагать различные лайфхаки».

В числе первокурсников Инженерной школы ядерных технологий есть также и преподаватель физики проекта Олег Захаров: «Я отлично сдал физику в 11 классе, поэтому мне захотелось преподавать. Это тяжело физически — проще сидеть за партой, чем столько времени стоять на ногах. Но зато это помогает мне в подготовке в учебе».

После того, как студент изъявил желание преподавать, кураторы общаются с ним, узнают о его достижениях в данной дисциплине, приходят на первое занятие и проверяют компетентность. «Для нас это полезный опыт: улучшается наша успеваемость. Но на этом плюсы участия в проекте не заканчиваются. Благодаря общественной деятельности мы имеем право подавать заявку на академическую стипендию — это дополнительно мотивирует преподавать», — подчеркивает преподаватель химии Азиза Азизова.

Как все начиналось

«Первыми преподавателями проекта были мои хорошие знакомые. Тогда не было такого ажиотажа — приходилось встречаться с каждым лично и заинтересовывать. Например, первые ребята, которые вели математику, были первокурсниками. Сначала они не понимали, как такие “зеленые” могут помочь“отстающим”. Но мы посидели несколько часов, вместе разобрали темы, которые обычно у всех вызывают трудности, обратились к методичкам и составили план работы, — вспоминает автор проекта «Скорая образовательная помощь», профорг Инженерной школы новых производственных технологий Александр Заика. — С помощью методичек подготовили домашнее задание и план первого урока “Производные”, и ребята очень воодушевились такой простотой. Первое занятие я провел с ними — как волновался, не передать словами. Боялся, что главная идея “От студентов к студентам” не оправдает себя».

По его словам, первые 10 минут прошли «смазанно» — все чувствовали себя неуверенно. Преподаватели боялись сказать что-то неправильно, ведь недавно они сами слушали эту тему, а сегодня уже преподают ее. А студенты наоборот не привыкли слушать такие умные слова от своих ровесников. Но дальше пошло легче, и, как видим, проект состоялся! Надеемся, что с каждым семестром он будет развиваться, а преподавателей, дисциплин и отзывов довольных студентов будет больше и больше.

Подготовила Алена Некрасова