Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Профилактика, а не лечение. Ориентация на «норму» и работа на перспективу

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
творим по мере наших сил


Н. А. Заболоцкий

Формирование мотивации здорового образа жизни (индивидуальное консультирование и оказание психологической поддержки студентам и сотрудникам ТПУ, работа кабинета психологической разгрузки и консультирование, работа «телефона доверия»; работа клуба общения «Диалог»; обучение студентов по программе «Социальное волонтерство» - «Равный – равному», проведение тренинговых групп по разнообразным проблемам студенческой жизни - все это - номенклатура форм, методов, условий воспитательной, профилактической деятельности ТПУ и направлена она на информационное обеспечение студентов, а также на ориентацию сохранения своего здоровья.

Приведем несколько примеров (учитывая публикацию в рамках Международного дня борьбы с наркоманией). Информационно-образовательная модель действий на благо здоровья – это программа формирования навыков общей культуры, информация о необходимости двигательной активности и повышения уровня физической работоспособности, профилактика, отказ от вредных привычек, доведение полезных рекомендаций о рациональном питании, знакомство с правилами социальной безопасности, овладение приемами психотерапии.

Информационно-образовательная модель - не лекарство, но с ее помощью можно привлечь внимание к проблеме и рассказать о том, как уберечься от заболеваний и укрепить свое здоровье. Работа по предупреждению СПИДа, наркомании, алкоголизма особенно необходима в студенческой среде. Формы такой работы, организуемой отделом внеучебной работы, научно-технической библиотекой, в ТПУ самые разные и с каждым годом они привлекают все больше и больше участников. Популярными стали конкурсы рисунков и плакатов по профилактике, здоровому образу жизни, на лучший реферат, девиз, анекдот на заданную тематику, мини-эссе студентов. Регулярно проводятся Дни здоровья, фестивали, благотворительные акции, декады валеологической книги, месячники студенческой этики. Прижились час вопросов и ответов в студенческих группах с участием врачей, психологов и др. специалистов, конференции, Круглые столы. В НТБ регулярно организуются книжно-иллюстративные выставки, вернисажи, обзоры литературы, продажа книг. Выпускаются информационные бюллетени, проводятся мини-исследования.

Одной из наиболее удачных форм работы является общественная молодежная служба «Цветная линия». В 1999 году благотворительный фонд «Томск-АнтиСПИД» начал осуществление нового проекта под названием «Color line». Руководство университета понимает необходимость профилактической работы среди студентов. «Здоровье - прежде всего», - это вывод, который напрашивается не только сам по себе, но и на основании удовлетворения различными мероприятиями, посвященными Дню Святого Валентина, Дню борьбы со СПИДом (курением, наркоманией) «Фестивалем надежд», «Брось сигарету – возьми «чупа-чупс»!»

«Мне не все равно, а тебе?» с таким девизом согласны студенты ТПУ, а значит, нам не безразлична наша собственная жизнь, люди, которые нас окружают.

За пять лет работы «телефона доверия» социально-психологической службы поступило около 300 звонков. Основные вопросы, задаваемые по телефону: проблема одиночества, непонимание и трудности в межличностных отношениях, разрыв отношений с любимым человеком, пути преодоления психозависимого поведения и др.

Практика работы операторов-психологов на «телефоне доверия» состоит в том, чтобы оказать моментальную психологическую помощь, снизить эмоциональное напряжение и пригласить звонившего на последующую, индивидуальную консультацию с психологом службы по снятию фрустрирующих моментов.

Общественная жизнь вуза – тоже область управления. Приобщение студентов и сотрудников к делам вуза, мероприятиям любой тематики – способ воспитания личности. Анализ проводимых мероприятий, т. е. наличие обратной связи также является критерием воспитательной работы. Опрос является одним из наиболее часто используемых методов сбора первичных социологических исследований. Организацией и проведением исследований занимается отдел внеучебной работы ТПУ, научно-техническая библиотека, социально-психологическая служба. Задавая вопросы студентам, исследователь «из первых рук» получает информацию, касающуюся отношения и мнения опрашиваемого по поводу конкретной даты, темы, проблемы.

В Томском политехническом университете анкету или опросную карточку можно назвать самым главным и наиболее распространенным орудием сбора информации. Наши анкетные вопросы просты и лаконичны. Составляются они с учетом специальных знаний в сфере психологии, социологии, медицины и с привлечением специалистов этих областей.

Приведем некоторые примеры различных по тематике анкет:

«По одежке встречают...» Одежда как визитная карточка или стиль одежды в ТПУ; «Звание студента ТПУ обязывает быть»; «Я и любовь»; «Как вы относитесь к наркотикам?»; «Студент ТПУ – это...»; «Какие книги Вы любите читать?» «Что Вы делаете для того, чтобы улучшить что-то в плане личного здоровья?» «Здоровье – это...» «Шкала ценностей ТПУ«.

Результаты любого анкетирования являются руководством к действию, учитываются при составлении планов работы и проведении мероприятий. В качестве примера можно привести целый ряд опросных карточек, которые вот уже второй год подряд в рамках месячника «Дни здоровья ТПУ –2002, 2003» активно заполнялись студентами: «Спорт», «Здоровье», «Алкометр», «СПИД», «Жизнь».

В 2003 году мы могли сравнить результаты и отметить снижение интереса к пиву, разнообразие видов спорта, которыми занимаются студенты, удовлетворенность жизнью и т.д.

Профилактика, а не лечение. Ориентация на «норму» и работа на перспективу, создание условий для реализации творческих способностей – неотъемлемая часть подготовки высококвалифицированного специалиста.

Никифорова О.А., Власова Л. И.,
с использованием материалов МО РФ.