Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Посмотрите французское кино!

Фильмы, представленные на суд томских зрителей в рамках фестиваля французского кино, обозначают важные вехи в развитии кинематографа. В 1930 годы французский кинематограф стоит на крепких ногах: пройден этап немого кино, споры теоретиков и практиков подготовили плацдарм для битвы за своеобразие и уникальность нового вида искусства. Ж. Виго и Ж. Ренуар относятся к поколению режиссеров, которые доказали, что кино это не только забава для зрителей, не отягощенных интеллектом, но и способ рассказать о многогранности мира. Эти режиссеры приложили руку и сердце (и, конечно, камеру) к процессу избавления киноискусства от своего комплекса «первородного греха ярмарочного происхождения». Среди массы салонных комедий, надуманных страстей, примитивных литературных экранизаций кино Ж. Виго и Ж. Ренуара поднимается на новый уровень. Оказалось, что жизнь в своей достоверности может так же удивить, растрогать и заинтриговать, как и погоня хорошего парня за гнусным, или заламывающая руки влюбленная, но покинутая подлецом героиня.

В 20-е годы оба режиссера приобщаются к «Авангарду» - направлению первооткрывателей нового изобразительного языка, экспериментирующих со светом, ракурсом, монтажом. В своем первом документальном фильме «По поводу Ниццы» Жан Виго ритмически компонует кусочки реальности - получается репортаж по принципу «жизнь, захваченная врасплох». Жан Ренуар (сын художника Огюста Ренуара) на начальном этапе творчества оказался тем яблоком, которое упало недалеко от импрессионистической яблони. В рамках «Авангарда» кинематографический импрессионизм отличался своими утонченными и эстетствующими поисками световых решений. Однако в 30-е годы многие режиссеры начинают испытывать особое благоговение перед способностью камеры точно передавать окружающую действительность. Происходит поворот к реальности. Интерес к жизни «как она есть» определяет стилистику «поэтического реализма». Фестивальные работы Жана Виго «Ноль за поведение» (1933 года), «Аталанта» (1934 года) и Жана Ренуара «Тони» (1934 года) принадлежат этому направлению. За вполне заурядными радостями и конфликтами чувствуется скрытая поэзия жизни. Если вам близок сочувствующий и ироничный взгляд на мир - это ваше кино. С 1951 года во Франции существует ежегодная премия имени Жана Виго, присуждаемая молодым французским режиссерам «за независимость авторской позиции и высокое художественное качество».

Начиная с 50-х годов преображение реальности теряет актуальность и наблюдается переориентация к исследованию жизни в «неочищенном» виде. Но это не приводит к мрачному состоянию кинематографического духа, наоборот, французская комедийная традиция обогащается уникальным юмором Жака Тати. Фильмы «Праздничный день» (1947 года) и «Мой дядюшка» (1958 года) полны милых в своей непридуманности ситуаций. (Не исключено, что именно русские корни режиссера обеспечили славу «юмора Тати»: его настоящая фамилия Татищев, дед - граф Татищев - был царским послом в Париже). В то же время, на фоне общего застоя и коммерциализации французского кинематографа появляется скромное кино «Новой волны»: без звезд, без эффектов, с эскизным сценарием. Особую ценность приобретает свежесть авторского взгляда на мир (взгляда - весьма трезвого, в чем-то близкого к хронике или репортажу). Установки режиссеров «Новой волны» инициируют интерес к политическим темам и способствуют развитию документальной школы (синема-верите). Антифашистский фильм Армана Гатти «Загон» (1960 года), поставленный по собственному сценарию, отражает творческие задачи данного направления. Автору удается объединить лирическую исповедь и документальный репортаж. Фильм получает премию на Московском Международном кинофестивале 1961 года.

Роберто Росселини считается полноправным отцом итальянского неореализма. Фильм «Рим – открытый город» (1943 года) воспринимался как удар колокола, возвестивший рождение нового киноязыка. (Вместе с тем, известно влияние французского «поэтического реализма» - в частности творческих приемов Ж. Ренуара и Ж. Виго - на итальянский неореализм). В той или иной степени Росселини придерживается позиции достоверности, подлинности, опоры на факты. «Захват власти Людовиком XIV» (1966) не является исключением.

К кино, как к искусству, позволяющему сокрушающе точно показать проблемы общества, подходил Роберт Крамер. Американский режиссер снимает множество документальных фильмов о молодежном бунтарстве, об американской агрессии во Вьетнаме. Болезненно воспринимая процессы коммерциализации и упадок художественного уровня голливудского кинематографа, свое творчество режиссер строил на противопоставлении массовому кино. По этой причине имел весьма ограниченную аудиторию. «Идти, так идти» (1994 года), фильм о путешествиях известного режиссера, созданный совместно с французской киностудией.

Современное французское кино столь же многолико и стилистически разнообразно, как и в любой другой стране. Творческие эксперименты говорят о том, что кино продолжает самоопределяться и доказывать собственную принадлежность к искусству, а не ремеслу. Работа братьев Люка и Жан-Пьера Дарденнов была достаточно высоко оценена на Каннских кинофестивалях: «Обещание» получает премию интернациональной недели критики в 1996 году, «Розетта» удостаивается Золотой пальмовой ветви в 1999 году. Начинали бельгийские режиссеры как документалисты, но и в художественном кино продолжают проповедовать принципы «верности реальности». Поэтому некоторая жесткость видения, игнорирование романтической стороны придает фильмам особый шарм. Вместе с тем, отзывы профессионалов и обычных зрителей крайне разнородны и неоднозначны. У нас есть шанс составить собственное мнение о «Розетте», как и о любом из перечисленных фильмов. Читать о кино бессмысленно - его нужно смотреть!

Савельева Е.Н. канд.филос. наук, ИИиК ТГУ