Фильмы,
представленные на суд томских зрителей в рамках фестиваля французского кино,
обозначают важные вехи в развитии кинематографа. В 1930 годы французский кинематограф
стоит на крепких ногах: пройден этап немого кино, споры теоретиков и практиков
подготовили плацдарм для битвы за своеобразие и уникальность нового вида искусства.
Ж. Виго и Ж. Ренуар относятся к поколению режиссеров, которые доказали, что
кино это не только забава для зрителей, не отягощенных интеллектом, но и способ
рассказать о многогранности мира. Эти режиссеры приложили руку и сердце (и,
конечно, камеру) к процессу избавления киноискусства от своего комплекса «первородного
греха ярмарочного происхождения». Среди массы салонных комедий, надуманных страстей,
примитивных литературных экранизаций кино Ж. Виго и Ж. Ренуара поднимается
на новый уровень. Оказалось, что жизнь в своей достоверности может так же удивить,
растрогать и заинтриговать, как и погоня хорошего парня за гнусным, или заламывающая
руки влюбленная, но покинутая подлецом героиня.
В 20-е годы оба режиссера приобщаются
к «Авангарду» - направлению первооткрывателей нового изобразительного языка,
экспериментирующих со светом, ракурсом, монтажом. В своем первом документальном
фильме «По поводу Ниццы» Жан Виго ритмически компонует кусочки реальности -
получается репортаж по принципу «жизнь, захваченная врасплох». Жан Ренуар (сын
художника Огюста Ренуара) на начальном этапе творчества оказался тем яблоком,
которое упало недалеко от импрессионистической яблони. В рамках «Авангарда»
кинематографический импрессионизм отличался своими утонченными и эстетствующими
поисками световых решений. Однако в 30-е годы многие режиссеры начинают испытывать
особое благоговение перед способностью камеры точно передавать окружающую действительность.
Происходит поворот к реальности. Интерес к жизни «как она есть» определяет стилистику
«поэтического реализма». Фестивальные работы Жана Виго «Ноль за поведение» (1933
года), «Аталанта» (1934 года) и Жана Ренуара «Тони» (1934 года) принадлежат
этому направлению. За вполне заурядными радостями и конфликтами чувствуется
скрытая поэзия жизни. Если вам близок сочувствующий и ироничный взгляд на мир
- это ваше кино. С 1951 года во Франции существует ежегодная премия имени Жана
Виго, присуждаемая молодым французским режиссерам «за независимость авторской
позиции и высокое художественное качество».
Начиная с 50-х годов преображение реальности теряет актуальность и наблюдается
переориентация к исследованию жизни в «неочищенном» виде. Но это не приводит
к мрачному состоянию кинематографического духа, наоборот, французская комедийная
традиция обогащается уникальным юмором Жака Тати. Фильмы «Праздничный
день» (1947 года) и «Мой дядюшка» (1958 года) полны милых в своей непридуманности
ситуаций. (Не исключено, что именно русские корни режиссера обеспечили славу
«юмора Тати»: его настоящая фамилия Татищев, дед - граф Татищев - был царским
послом в Париже). В то же время, на фоне общего застоя и коммерциализации французского
кинематографа появляется скромное кино «Новой волны»: без звезд, без эффектов,
с эскизным сценарием. Особую ценность приобретает свежесть авторского взгляда
на мир (взгляда - весьма трезвого, в чем-то близкого к хронике или репортажу).
Установки режиссеров «Новой волны» инициируют интерес к политическим темам и
способствуют развитию документальной школы (синема-верите). Антифашистский фильм
Армана Гатти «Загон» (1960 года), поставленный по собственному сценарию,
отражает творческие задачи данного направления. Автору удается объединить лирическую
исповедь и документальный репортаж. Фильм получает премию на Московском Международном
кинофестивале 1961 года.
Роберто Росселини считается полноправным отцом итальянского неореализма.
Фильм «Рим – открытый город» (1943 года) воспринимался как удар колокола, возвестивший
рождение нового киноязыка. (Вместе с тем, известно влияние французского «поэтического
реализма» - в частности творческих приемов Ж. Ренуара и Ж. Виго - на итальянский
неореализм). В той или иной степени Росселини придерживается позиции достоверности,
подлинности, опоры на факты. «Захват власти Людовиком XIV» (1966) не является
исключением.
К кино, как к искусству, позволяющему сокрушающе точно показать проблемы общества,
подходил Роберт Крамер. Американский режиссер снимает множество документальных
фильмов о молодежном бунтарстве, об американской агрессии во Вьетнаме. Болезненно
воспринимая процессы коммерциализации и упадок художественного уровня голливудского
кинематографа, свое творчество режиссер строил на противопоставлении массовому
кино. По этой причине имел весьма ограниченную аудиторию. «Идти, так идти» (1994
года), фильм о путешествиях известного режиссера, созданный совместно с французской
киностудией.
Современное французское кино столь же многолико и стилистически разнообразно,
как и в любой другой стране. Творческие эксперименты говорят о том, что кино
продолжает самоопределяться и доказывать собственную принадлежность к искусству,
а не ремеслу. Работа братьев Люка и Жан-Пьера Дарденнов была достаточно
высоко оценена на Каннских кинофестивалях: «Обещание» получает премию интернациональной
недели критики в 1996 году, «Розетта» удостаивается Золотой пальмовой ветви
в 1999 году. Начинали бельгийские режиссеры как документалисты, но и в художественном
кино продолжают проповедовать принципы «верности реальности». Поэтому некоторая
жесткость видения, игнорирование романтической стороны придает фильмам особый
шарм. Вместе с тем, отзывы профессионалов и обычных зрителей крайне разнородны
и неоднозначны. У нас есть шанс составить собственное мнение о «Розетте», как
и о любом из перечисленных фильмов. Читать о кино бессмысленно - его нужно смотреть!
Савельева Е.Н. канд.филос. наук, ИИиК ТГУ