Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Бюджет напряженный

Как мы уже сообщали, 12 февраля с.г. Ученый совет университета рассмотрел вопрос \"Об исполнении бюджета ТПУ на 2002 год и утверждении бюджета на 2003 год\". Мы попросили проректора по экономике М.С. Козырева, выступавшего с докладом, ответить на вопросы нашей газеты.

- Как формируется бюджет университета?

- Бюджет университета формируется из двух частей: средств, получаемых от государства через Министерство образования России, и средств, получаемых университетом из различных внебюджетных источников.

Средства федерального бюджета выделяются на основе существующих нормативов в соответствии с заказом на подготовку специалистов и научные исследования. В связи с тем, что ТПУ включен в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, нам на 50 процентов больше выделяется средств на зарплату, некоторое преимущество имеется и в финансировании других статей расходов. Что касается внебюджетных средств, то уже несколько лет у нас действует механизм организации и стимулирования их привлечения, который предусматривает утверждение заданий факультетам и кафедрам по \"зарабатыванию\" средств и систему заинтересованности в этом как подразделений, так и их руководителей и сотрудников.

Источниками привлечения внебюджетных средств являются услуги, в том числе дополнительные платные образовательные, научно-исследовательская работа по заказам предприятий, доходы от аренды помещений, различные пожертвования и др.

- Что можно сказать в целом о бюджете университета в 2002 году? Каковы его особенности?

- Прежде всего, надо отметить, что бюджет ТПУ в 2002 году превысил миллиард рублей. При этом из федерального бюджета мы получили 571,8 млн. рублей, 463,5 млн. рублей - это поступления из внебюджетных источников. Рост доходов по сравнению с 2001 годом составил 45 процентов. Особенность бюджета прошедшего года состоит в том, что по сравнению с 2001 годом почти в 1,5 раза были увеличены ассигнования из федерального бюджета, на 41 процент возросли поступления внебюджетных средств. Нам удалось добиться значительных инвестиций на новое строительство - 22,0 млн. рублей. Для сравнения: в других вузах Томска инвестиции составляли от 0,5 до 5,0 млн. рублей. Мы полностью были обеспечены средствами на оплату коммунальных услуг. Впервые госбюджетом было предусмотрено финансирование расходов на ремонт общежитий в объеме 10,7 млн. рублей. Правда, впервые за последние 3 года мы столкнулись с \"секвестром\" бюджета. В конце года нам сократили финансирование на 3,0 млн. рублей, в т.ч. 1,5 млн. рублей - на приобретение оборудования.

- ТПУ, как и все вузы, работает в условиях рынка, т.е. имеет возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Насколько используется эта возможность, какова динамика привлечения внебюджетных средств?

- Ежегодный рост поступления средств из внебюджетных источников - не менее 40 процентов. С 1996 года объем этих средств возрос почти в 9 раз. Это несколько выше роста бюджетного финансирования. Динамика, на первый взгляд, неплохая. Но если исходить из \"динамики потребностей\", из необходимости достойного существования и развития в конкурентной среде, то довольствоваться достигнутым нельзя.

- Вернемся к бюджету 2002 года. Как выполнены доходы по отдельным направлениям? Как работали факультеты, кто в передовых, кто в аутсайдерах?

- За счет платных услуг поступило 137,8 млн. рублей, в том числе дополнительные платные образовательные услуги составили 108,9 млн. рублей. Объем средств за ДПОУ возрос на 40 процентов. Более половины из этих средств заработали ИДО, ИЭФ, ГФ, ИГНД. Не выполнили намеченных показателей ЭЛТИ, ФТФ, ТЭФ, ИМО, РАЦ, ЦАТР, РФЦ. За счет этого недополучено почти 7,5 млн. рублей.

По НИР вместе с НИИ поступило 230,7 млн. рублей. Доля НИЧ составляет 45,3 млн. рублей, с ростом к предыдущему году 27 процентов. К сожалению, только 4 факультета - ЭФФ, ТЭФ, ИЭФ, ГФ выполнили задания. Наибольшие отставания - у ИГНД, ФТФ, МСФ, ЕНМФ, КЦ. Невыполнение намеченных планов привело к потере более 16 млн. рублей.

В прошедшем году 84,9 млн. рублей получено от спонсоров. Но, если вычесть поступления от НК \"ЮКОС\", то вся работа в этом плане с предприятиями и нашими выпускниками оценивается в 20 млн. рублей. За исключением ИГНД, ФТФ, ЭЛТИ, МСФ, все остальные факультеты заданий не выполнили. Доход от аренды помещений составил около 10 млн. рублей.

- Вы упоминали о механизме заинтересованности подразделений университета, их руководителей и сотрудников в привлечении внебюджетных средств. В чем он состоит и насколько эффективен?

- В соответствии с действующим у нас Положением распределение заработанных средств производится в следующем порядке: ДПОУ - 50 процентов поступает на лицевой счет факультета, 50 процентов - в централизованный фонд университета. Накладные расходы по хоздоговорам составляют 16 процентов. При этом привлеченные средства за ДПОУ сверх задания и накладные расходы на сверхплановое получение средств по хоздоговорам зачисляются на лицевой счет факультета. Поступившие спонсорские средства полностью направляются на развитие факультета. 90 процентов доходов от аренды также передается структурным подразделениям. Такой порядок, на мой взгляд, обеспечивает заинтересованность факультетов и других подразделений в привлечении средств из внебюджетных источников. Что касается личной материальной заинтересованности, то привлеченные средства учитываются при оплате труда по контрактам директоров институтов, деканов факультетов, заведующих кафедрами. Каждый сотрудник, за исключением названных руководителей, по инициативе которого привлечены спонсорские средства, получает вознаграждение в размере 3-х процентов от поступивших средств.

Что касается эффективности, то любая система, любой механизм требует совершенствования. Наверное, настало время внести коррективы и в нашу систему стимулирования. Бесспорно только одно - эти коррективы должны способствовать резкому увеличению доходов от внебюджетной деятельности.

- Бюджет университета в 2002 году составил 1035 млн. рублей, в том числе без НИИ, как самостоятельных хозяйствующих структур, - 825 млн. рублей. Куда израсходованы эти средства? Удалось ли решить какие-то целевые задачи?

- Назову только наиболее крупные расходы. Заработная плата составила 442,7 млн. рублей, в том числе 83,7 млн. рублей выплачено за счет внебюджетных источников. 32,3 млн. рублей израсходовано на стипендии. 37,8 млн. рублей затрачено на коммунальные услуги, около 10 млн. рублей - на связь.

Если говорить о капитальных затратах, то в 2002 году был израсходован 61 млн. рублей на приобретение оборудования, что в 1,5 раза больше, чем в 2001 году. Из этой суммы 37,2 млн. рублей - внебюджетные средства. Целевым назначением было направлено 6 млн. рублей на компьютеризацию университета, 3 млн. рублей - на оборудование под магистерские программы, 2 млн. рублей - на мебель для общежитий, 1,3 млн. рублей - на оснащение библиотеки, 815 тыс. рублей - на обновление оборудования издательства.

Как и в прошлые годы, значительные ассигнования были направлены на капитальный ремонт учебных корпусов и общежитий - более 41 млн. рублей, в том числе 11,2 млн. рублей внебюджетных средств. Было отремонтировано 350 аудиторий, 348 комнат в общежитиях, свыше 50 тыс. кв. м кровель зданий, около 27 тыс. кв. м фасадов. На ремонт Дома культуры было затрачено 7,6 млн. рублей.

- Позволило ли финансовое состояние университета решить какие-либо социальные вопросы?

- Приоритетное значение в этом плане имеет заработная плата. Фонд оплаты труда в 2002 году возрос на 77 процентов к уровню предыдущего года. Были установлены персональные надбавки кандидатам и докторам наук, оказана поддержка аспирантам. Почти вдвое больше было израсходовано на зарплату из внебюджетных средств. Нам по-прежнему удается сохранить уровень зарплаты выше, чем в других вузах Томска. Средняя зарплата в университете составляет 5896 рублей, у ППС - 7320 рублей, с ростом к уровню 2001 года соответственно 56 и 78 процентов. Конечно, абсолютный уровень зарплаты низок, как и во всей бюджетной сфере. Выход один - больше зарабатывать внебюджетных средств и за счет этого повысить зарплату.

В прошедшем году свыше 2,5 млн. рублей было направлено на приобретение санаторных путевок для студентов. К положительным моментам можно отнести и то, что в отличие от многих других организаций нам удается сохранить Дом культуры, детские сады, базу отдыха, профилакторий, детский оздоровительный лагерь, спортивные сооружения. Постоянная поддержка оказывается самодеятельным и творческим коллективам, спортсменам.

- Ректорат университета ведет активную работу по международному сотрудничеству. Высоки ли доходы от этой деятельности или, наоборот, убытки?

- Развитие международного сотрудничества - сравнительно новое дело. Поэтому, как и при любом новом деле, нельзя рассчитывать на сиюминутную прибыль. Результат в другом. На последнем съезде ректоров, например, Президент России, руководители Министерства образования и вузов называли задачи и проблемы международного сотрудничества и экспорта образования на перспективу. Те самые задачи, по которым Томский политехнический уже имеет 2-3-х-летний задел. С другой стороны, как было отмечено на Ученом совете, при активной работе факультетов, кафедр и ученых можно зарабатывать больше. В прошлом году по зарубежным контрактам на НИР и поставку продукции под маркой ТПУ было получено 70,2 млн. рублей. Из них 66,8 млн. рублей - это вклад НИИ и менее 3,5 млн. рублей - кафедр университета.

- При каждом рассмотрении вопроса о бюджете высказывается немало нареканий по организации его исполнения и, в частности, по несвоевременной оплате счетов из внебюджетных средств.

- К сожалению, это правда. И причина здесь не в каком-то зажиме или нецелевом расходовании средств. В последние два года значительно изменилась структура расходов. В 2001 году были введены 19-й учебный корпус и общежитие по ул. А. Иванова, на что потребовалось свыше 18 млн. рублей внебюджетных средств. Если в 2000 году доля расходов на заработную плату во внебюджетных доходах составляла 13,3 процента, то в 2001 году - 24,1 процента, а в 2002 году - 48 процентов.

Взять командировочные расходы. Безудержный рост транспортных тарифов, услуг гостиниц привел к тому, что командировки стали одними из основных затрат. В прошлом году каждый 6-й заработанный рубль за платные образовательные услуги был затрачен на командировки. Бюджетных средств на это не выделяется ни копейки.

Государство \"позаботилось\" о том, чтобы приравнять образовательные учреждения к предпринимательским структурам по налогообложению. С вводом Налогового кодекса в обычном порядке вузы облагаются налогом на прибыль. Причем вся система образования налоговой базы действует в одну сторону. В результате в 2002 году начислено 4,5 млн. рублей налога на прибыль. Если к этому добавить, что из федерального бюджета не выделяется средств на телефонную связь, транспорт, запасные и комплектующие части к вычислительной технике и оборудованию, на приобретение расходных материалов для учебного процесса - бумагу, реактивы и т.д., то понятно, что нагрузка на внебюджетную составляющую бюджета ложится немалая. Притом эти средства поступают неравномерно, и есть периоды, когда все расходы оплатить невозможно. Выход из этой ситуации только один - надо резко увеличить доходы из внебюджетных источников.

- И, наконец, о бюджете на 2003 год...

- Федеральным бюджетом на 2003 год предусмотрено финансирование ТПУ в объеме 661,2 млн. рублей с ростом к предыдущему году 15,6 процентов вместо 49 процентов в 2002 году. Положительным моментом является то, что почти вдвое увеличены капитальные вложения на приобретение оборудования и капитальный ремонт. Удалось добиться решения важнейшего вопроса - в адресную программу федерального бюджета включено 10 млн. рублей на строительство нового корпуса для ИГНД.

Ученый совет наметил основные показатели по привлечению внебюджетных средств: услуги - 166,7 млн. рублей (в т.ч. 136,1 млн. рублей - образовательные), научная продукция - 262,7 млн. рублей (в т.ч. 54,2 - НИЧ), средства спонсоров - 151,6 млн. рублей, доходы от аренды - 8,3 млн. рублей. К уровню прошлого года планируемый рост составляет 27 процентов. В целом бюджет университета превысит 1,2 млрд. рублей. Как и в предыдущем году, определен ряд целевых расходов: 6 млн. рублей - на компьютеризацию, 3 млн. рублей - на приобретение оборудования для магистерских программ, 3 млн. рублей - на обновление мебели в общежитиях, 8 млн. рублей - на ремонт и оснащение оборудованием Дома культуры, 1,2 млн. рублей - на ремонт профилактория, 2,5 млн. рублей - на оздоровление студентов. Более 17 млн. рублей внебюджетных средств целевым назначением необходимо будет направить на покрытие расходов, которые не финансируются государственным бюджетом, - это софинансирование проектов, приобретение путевок в профилакторий для сотрудников, рабочий проект УЛК ИГНД, содержание поликлиники № 7 и т.д.

Задачей № 1 остается привлечение внебюджетных средств. При этом надо иметь в виду, что традиционные пути практически исчерпаны. Надо активнее использовать различные виды дополнительного образования, находить свою нишу в федеральных и региональных программах, получении грантов, укреплять появившиеся ростки инновационной деятельности. Особый разговор - о спонсорах. Причем ориентироваться здесь надо не на \"протянутую руку\", а создавать заинтересованность промышленных компаний в развитии университета. Пример тому - НК \"ЮКОС\". Вторая задача - экономия ресурсов.

Бюджет - напряженный, и от его исполнения во многом зависит развитие университета в 2003 году.